Как стало известно Ъ, сегодня после двухдневных дебатов совет МИБа должен утвердить итоговый протокол, который может стать судьбоносным для бывшего опорного банка соцлагеря. Ожидалось, что совет завершит свою работу еще вчера, однако, как заявили Ъ в самом банке, вечером выяснилось, что в итоговый протокол необходимо внести новые правки, и его подписание было перенесено на сегодня. От более детальных комментариев здесь отказались, однако Ъ все же удалось выяснить некоторые подробности происходящего.

По сведениям Ъ, в протоколе будет зафиксировано предложение России объединить МИБ с Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС). По ее замыслу на организационной и юридической базе МИБа может быть создан новый банк, который займется реализацией крупных инвестиционных проектов.

Эту информацию Ъ вчера подтвердил директор департамента международных финансовых отношений, госдолга и госфинактивов Минфина РФ Дмитрий Панкин, присутствовавший на заседании МИБа. "В соответствии с директивой правительства РФ представители России выступили на совете МИБа с предложением объединить работающие активы МБЭС и МИБа на базе последнего",– сообщил он Ъ. По его словам, несколькими днями ранее эти предложения были высказаны и на совете МБЭСа.

Международный инвестиционный банк (МИБ) был создан в 1970 году странами–участницами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) для осуществления инвестиционных проектов. Сейчас акционерами МИБа являются Россия, Болгария, Румыния, Чехия, Словакия, Куба, Вьетнам и Монголия. России принадлежит крупнейший пакет – 44% акций. Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) был создан в 1963 году и в те времена выполнял функции единого центра, обслуживающего расчеты в переводных рублях по товарообороту в рамках СЭВа. Участниками МБЭСа являются те же страны, что и МИБа.

Впрочем, в Минфине считают, что сегодняшнее утверждение протокола совета вряд ли моментально прояснит будущее МИБа. "Позиции обозначены, но для принятия окончательного решения об объединении двух банков потребуется еще одно заседание",– считает Дмитрий Панкин. По его оценкам, следующие заседания советов МИБа и МБЭСа по этому поводу пройдут не ранее февраля. Однако если акционеры все же одобрят план России, появится международный банк с уникальным статусом. Будучи межгосударственной структурой, МИБ, например, не является резидентом России – и это при том, что единственный его офис находится в Москве. Более того, банк не имеет лицензии ЦБ и не подотчетен ему. Согласно соглашению об образовании МИБа от 10 июля 1970 года, "имущество банка, его активы и документы независимо от места их нахождения, а также операции банка пользуются иммунитетом от административного и судебного вмешательства в любой форме". Это значит, что МИБ сможет вести операции за границей, даже если там начнутся аресты российских активов. Кроме того, сотрудники банка обладают иммунитетом от ареста и массой других привилегий (в том числе освобождаются от уплаты налогов) на территории всех стран–участниц МИБа. Сходной по статусу с МИБом межгосударственной структурой является Мировой банк.

До недавних пор единственной преградой для возрождения этого банка с уникальным статусом были его собственные долги. В 1993 году МИБ совершил дефолт по своим обязательствам перед западными кредиторами, после чего начались многолетние переговоры о реструктуризации задолженности. Проблема состояла в том, что его собственные вложения состояли в основном из суверенных долгов России и Кубы. В прошлом году Россия полностью урегулировала долг перед МИБом в объеме $710 млн, и теперь неурегулированным остается только кубинский долг в размере €400 млн. Долги же перед МБЭСом погашены частично. Россия до сих пор должна этому банку около $175 млн. Так что слияние двух банков СЭВа на базе МИБа поможет решить и эту задачу.

Кстати, идея объединить МИБ и МБЭС не нова. Напомним, что прошлым летом экс-премьер Михаил Касьянов предложил учредить на их базе "международный банк инфраструктурных проектов" (прежде всего трубопроводных). По его замыслу деньги в размере €5-6 млрд в уставный капитал нового банка должны выделить заинтересованные в расширении экспорта энергоносителей из России страны – ряд стран СНГ, новобранцы ЕС (как правило, члены бывшего СЭВа) и европейские кредитные институты вроде ЕБРР. Еще €2 млрд экс-премьер предложил выделить Банку России (см. Ъ от 26 июня 2004 года).

Однако министр финансов Алексей Кудрин этот проект тогда раскритиковал под предлогом того, что страны–участницы МИБа и МБЭСа "не готовы к принятию изменений уставов и существенным изменениям в механизме работы" (см. Ъ от 12 июля). В качестве альтернативы он предложил разработать концепцию создания на базе МИБа нового инвестиционного банка. Для реализации этого проекта три месяца назад в банк пришел новый председатель правления Андрей Серебряков, ранее работавший в системе Внешторгбанка (см. Ъ от 19 августа). И теперь проект Михаила Касьянова, по сути, возрождается – правда, уже без него.

Источник: Коммерсантъ