Сегодня, если верить отчету ЦБ, в России находится в обращении около 42 млн. 316 тыс. пластиковых карт, принадлежащих физическим лицам, и более 170 тыс. карточек, которыми владеют юридические лица. Общий объем выпуска банковского «пластика» за второй квартал 2005 года вырос на 10,6%. Пальму первенства по-прежнему держат Москва и Санкт-Петербург. Так, по данным на 1 июля, в столице и Подмосковье в обращении находилось 14,7 млн. банковских карт. У второй столицы с Ленинградской областью, хоть формально они и идут следом, отставание почти четырехкратное – 3 млн. 168 тыс. В целом же по сравнению с первым кварталом 2005 года московский карточный рынок подрос на 15%, а питерский – на 6%.

Почти две трети «пластикового» рынка приходится на регионы. Так, без малого 1,9 млн. карт выпущено в Тюменской области, на долю Свердловской области приходится 1,6 млн. Далее идут Татарстан (1 млн. карт) и Башкортостан (919 тыс.). Замыкает пятерку региональных лидеров Кемеровская область – 722 тыс. карточек. Среди аутсайдеров Тыва, Чукотка, Республика Алтай и Карачаево-Черкесия. Совершенно не до пластиковых денег населению Ингушетии (3 тыс. 82 карты).

Всего с начала года россияне провели операции с использованием «пластика» на сумму 1,2 трлн. руб. Эта сумма сопоставима с расходной частью бюджета России. Впрочем, на основе данных ЦБ можно сделать вывод, что большинство наших соотечественников по-прежнему предпочитают использовать банковскую карту лишь для снятия наличных денег.

Так, с начала года обналичено 1,16 трлн. пластмассовых рублей, а на оплату товаров и услуг по карточкам было потрачено всего 73 млн. руб. Дело в том, что большинство россиян обзаводятся банковскими картами не сами и неосознанно, а в добровольно-принудительном порядке. При устройстве на работу им просто оформляют для перевода зарплаты именной «пластик» того банка, с которым у работодателя заключен контракт на обслуживание. При этом у работника никто не спрашивает, какой банк он бы предпочел и карточка какой платежной системы была бы ему более выгодна.

Эксперты выделяют еще одну проблему, которая мешает распространению безналичного расчета. Это технологическая неразвитость рынка услуг. Сейчас в Москве, на которую приходится 60% всех «карточных» покупок, не всякий даже крупный супермаркет проводит обслуживание «по безналу». Особенно это касается спальных районов столицы, где, по статистике, производится наибольшее число продовольственных покупок. В итоге там можно видеть совсем странную картину: люди выстраиваются в очередь к банкоматам, снимают деньги, а потом идут тратить их в расположенный в этом же здании магазин. И ладно бы банкомат был «свой», не берущий в отличие от кассы в «супере» процентов. Так нет – любой годится. Что касается регионов, то там продовольственный магазин, принимающий к оплате пластиковые деньги, скорее исключение из правил.

Несмотря на то что доля безналичных расчетов неприлично мала (0,006 % от всего оборота), участники рынка не унывают и рисуют в целом радужные перспективы развития расчетов с помощью пластика. Во-первых, все больше банков заманивают граждан бонусами и скидками при безналичных расчетах в определенных магазинах.

Во-вторых, увеличивается спектр услуг, оплату которых можно провести по безналичке: подписка на газеты и журналы, коммунальные платежи, сотовая связь, спутниковое телевидение и.т.д. Кроме того, эксперты не исключают, что проблемой развития безналичных расчетов должны в ближайшее время заинтересоваться и финансовые власти страны. В условиях роста инфляции это один из немногих весьма эффективных способов избежать допечатки все более крупных денежных купюр.

Источник: Новые Известия