Сбербанк создает собственное бюро кредитных историй, сообщил в четверг его глава Андрей Казьмин. Ранее другой крупный банк – «Русский стандарт» – также заявил, что создает собственное бюро кредитных историй.

Ранее предполагалось, что Сбербанк будет сотрудничать с созданным при Ассоциации российских банков Национальным бюро кредитных историй (НКБИ) – состав его участников самый авторитетный из существующих. Но из слов Казьмина следует, что «Сбер» всерьез это не рассматривал.

«Такие банки, как Сбербанк и «Русский стандарт», – крупнейшие игроки на рынке розничного кредитования, и у них нет большого желания делиться информацией о своих клиентах с другими банками, пока технология работы бюро не ясна окончательно», – заявил «Газете.Ru» начальник департамента розничного бизнеса банка «Зенит» Алексей Розоренов. Доля обоих банков в потребкредитовании оценивается чуть менее чем 50%.

Желание банков оберегать свою клиентскую базу вполне законно. «Закон о кредитных бюро» обязал каждый российский банк, занимающийся потребительским кредитованием, до 1 сентября этого года вступить в одно из кредитных бюро. Закон не регламентирует, каким должно быть бюро или сколько в нем должно быть членов.

Эту законодательную прореху как раз и используют крупные банки, не желающие делиться информацией о клиентах с другими банками. Алексей Розоренов убежден, что, пока система кредитных бюро не заработает в полную силу и не произойдет окончательное юридическое согласование всех вопросов, по которым банки должны обмениваться информацией о своих заемщиках, крупные банки не станут предоставлять информацию о клиентах.

Источник «Газеты.Ru» в Сбербанке сообщил, что банк создает свое кредитное бюро для того, чтобы избежать возможных утечек информации о своей клиентуре.

«Если создаем систему мы, то и контролировать ее будем мы, – откровенно признал источник «Газеты.Ru» в Сбербанке. – Нас часто обвиняют в монополизме. Но мы готовы делиться информацией на наших условиях. Мы предложим всем банкам вступить в наше кредитное бюро и в обмен на информацию о клиентах этих банков будем с ними делиться информацией о наших клиентах, которыми будут интересоваться другие банки. Никакого монополизма, просто мы строим четкую систему учета и контроля».

«Цель создания своего кредитного бюро Сбербанком понятна – предоставление информации о клиентах другим банкам за деньги, – считает Алексей Розоренов. – Вопрос в том, сколько будет стоить эта база, как продажа и покупка информации будет нормативно регулироваться и захотят ли другие игроки на рынке ее покупать».

Каждый член бюро платит членские взносы, поэтому тот банк, на базе которого будет создано эффективно работающее бюро, получит значительную прибыль. Так, кандидат на вступление в НКБИ должен внести единовременный вступительный взнос в размере $2 тыс. А ежегодный членский взнос в этом бюро равен $3 тыс.

«Вопрос о том, сколько будет стоить членство в бюро Сбербанка, пока не поднимался, – говорит источник «Газеты.Ru» в «Сбере». – Пока принципиально решен только вопрос о том, что у банка будет собственное бюро, и все. Никакие финансовые вопросы пока не обсуждались». Для рынка это означает, что каждому банку, если он хочет спокойно кредитовать население, придется вступить сразу в несколько кредитных бюро и платить за членство и информацию. Выход один – укрупнение бюро, но эксперты убеждены, что это дело не одного года. Поэтому декларируемая правительством задача – добиться снижения ставок по кредитам населению с помощью создания кредитных бюро – тоже достижима лишь в перспективе.

Источник: Газета.Ru