Институт Всемирного банка провел оценку качества государственного управления в 209 странах мира, в том числе и в России, в 1996-2004 гг.. Несмотря на то что за последние годы в нашей стране уровень коррупции снизился, а деятельность органов госвласти стала эффективнее, в общем и целом полученные результаты оказались печальными. Если судить по подавляющему большинству показателей, госуправление в Российской Федерации находится на уровне развивающихся стран. О том, чтобы оно достигло европейского уровня, россияне пока что могут только мечтать. Как считают аналитики, это не удивительно. Основной костяк российских госчиновников составляют бывшие советские функционеры, которые слабо представляют себе, как надо управлять страной в нынешних экономических и политических условиях. Единственная надежда – на комплексную административную реформу, судьба которой решается уже полгода. Правда, сколько еще она будет решаться – неизвестно. Так что ждать в ближайшем будущем обещанного властями роста уровня жизни россиян не стоит: благосостояние общества напрямую зависит от качества управления государством.

Для того чтобы оценить качество государственного управления, специалисты Института Всемирного банка создали специальную методику, основанную на данных 37 независимых источников информации, принадлежащих 31 специализированной организации. Эксперты оценивали показатели качества управления государством по шести основным пунктам: прозрачность решений властей, уровень коррупции, власть закона, политическая стабильность и так далее. Совокупный индивидуальный рейтинг стран в исследовании не выводился. На каком уровне находится качество государственного управления в той или иной стране, можно узнать, просто сравнив ее показатели с показателями других держав.

Судя по оценкам, которые специалисты Института Всемирного банка дали качеству российской системы государственного управления, наша страна находится ближе к аутсайдерам, чем к лидерам. Лучший показатель России – 48,1% (это значит, что 51,9% стран, где проводились исследования, по этому показателю стоят выше нашей страны) – «эффективность управления». Это, кстати, единственный показатель, по которому она превзошла «коллег» по СНГ. По «подотчетности» властей перед населением и свободе слова Россия получила 25,7%, заняв место между Египтом и Венесуэлой. А по скорости, с которой ситуация из года в год становится хуже, наша страна сравнима с Бирмой. По политической стабильности Россия набрала 21,8%. По «главенству закона» – 29,1%, по контролю над коррупцией – 29,1%, по качеству регулирования рынков – 30,5%. По всем этим показателям Россия находится значительно ниже стран, сравнимых с ней по доходам на душу населения (таких как Мексика и Бразилия). А о том, чтобы сравниться со странами Южной и Восточной Европы, а также прибалтийскими государствами, даже речи идти не может – у них все показатели значительно выше российских.

Пока в России государственное управление находится на столь низком уровне, ожидать улучшения качества жизни населения страны не стоит. Как рассказал RBC daily руководитель направления Института проблем государственного и муниципального управления ГУ – Высшей школы экономики Константин Головщинский, низкое качество управления государством – системный фактор, влияющий на жизнь страны в целом. «В первую очередь этот фактор влияет на инвестиционную привлекательность государства и, главное, на качество жизни его граждан», – пояснил он. Дело в том, что главная функция государства – оказание услуг населению. При низком уровне развития госуправления жители недополучают многие базовые услуги в сфере здравоохранения, образования и т. д. «В постиндустриальном обществе на первый план выходит человеческий капитал, – продолжил Константин Головщинский. – Обеспечение его всем необходимым входит в исключительную компетенцию государства». При низком качестве госуправления этого сделать практически невозможно, но при этом издержки бизнеса и граждан при взаимоотношениях с государством быстро растут. Такое государство ничего не может дать, а может только брать.

С мнением сотрудника ВШЭ согласен заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По его словам, Россия в настоящее время по качеству госуправления не превышает уровня слаборазвитых стран. «И в ближайшее время ситуация вряд ли сможет измениться: у нас всерьез никто ничем не управляет. Нынешняя власть решает исключительно свои собственные проблемы», – поделился он своими мыслями с RBC daily. Еще одна причина, по которой в нынешней России улучшить качество госуправления практически невозможно, как считает аналитик, состоит в том, что «большинство нынешних руководителей – бывшие советские функционеры, они просто не умеют управлять страной в современных условиях».

Однако, по мнению Константина Головщинского, изменить ситуацию, сложившуюся в сфере госуправления в России – вполне посильная задача. «Нужна целевая программа, призванная изменить институт госуправления в нашей стране», – считает он. Он рассказал, что с 2004 года в России разрабатывается базовая модель административной реформы. Ее основное отличие состоит в том, что авторы программы подошли к решению поставленной задачи системно. «Если сравнивать государство с больным, то раньше пытались лечить симптомы. Разработчики реформы хотят единым курсом проводить лечение причины «болезни», – продолжил эксперт. Судьба реформы решается с января 2005 года. И, судя по всему, будет решаться еще долго. Как считает Александр Храмчихин, наши чиновники не заинтересованы в изменении институтов госуправления из-за колоссального уровня коррупции, которая пронизала все структуры власти в России. «При этом само общество не проявляет заинтересованности в прозрачности работы властей. В нашей стране нет ни одной политической силы, которая бы серьезно настаивала на этом», – уверен аналитик.

Источник: RBC Daily