В Москве 30 марта состоялось учредительное собрание ОАО «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ) – первой в столице организации такого рода, к тому же с достаточно солидным составом участников.

В число его учредителей вошли Ассоциация российских банков (АРБ), Внешторгбанк, банк «АК БАРС», Альфа-банк, банк «Зенит», банк «Петрокоммерц», Газпромбанк, Дельта-банк, Некоммерческое партнерство «Национальное бюро кредитной информации», Первый чешско-российский банк, Росбанк, Ситибанк, Юниаструм Банк, ИМПЭКС-банк, а также компании CRIF S.p.a. (Италия), Trans Union International, Inc. (США).

Кредитное бюро основано на принципе добровольного обмена информацией о заемщиках российских банков и кредитных кооперативов между участниками рынка.

Закон о кредитных бюро был принят Госдумой в конце прошлого года, но требование о том, что каждый банк, работающий по выдаче кредитов населению, должен предоставлять информацию о своих клиентах хотя бы в одно кредитное бюро, вступает в силу только с 1 января этого года. Вот банки и торопятся объединиться, что называется, «по интересам», пока вступая в коалиции по принципу «мы друг друга знаем».

Несколько бюро кредитных историй в стране уже созданы и даже сообщили о начале обмена информации в регионах России. В Москве же создание НКБИ – пока первая «ласточка» нового рынка.

Как сообщили «Газете.Ru» в одном из банков, вступивших в НКБИ, в ближайшее время в состав бюро должен войти и Сбербанк. Такое ожидание понятно – Сбербанк является лидером на рынке розничных услуг населению – как по привлечению вкладов, так и по выдаче кредитов.

И если с рынком московских заемщиков коммерческие банки как-то смогут справиться сами, обмениваясь информацией друг с другом, в регионах без базы данных Сбербанка банкам придется очень сложно.

Представители банков, вошедшие в НКБИ, оценивают свое объединение как первый серьезный шаг на банковском рынке в попытке обмена информацией. Эльмира Тихонычева, зампред правления ИМПЭКС-банка, заявила «Газете.Ru»: «Мы рассматриваем участие в Национальном бюро кредитных историй как долгосрочный стратегический проект, который в ближайшей перспективе, возможно, и не будет иметь какой-либо коммерческой составляющей. Фактически, это первый серьезный шаг по объединению лидеров банковской розницы. Не секрет, что раньше банки образовывали небольшие пулы для обмена информацией, но это не слишком сильно помогало развитию рынка в целом».

Алексей Розоренов, начальник департамента розничного бизнеса банка «Зенит», отмечает, что создание бюро кредитных историй – безусловно, очень важный шаг в развитии бизнеса банков по кредитованию населения и в формирования рынка кредитной культуры в стране.

Создание НБКИ позволит банкам более тесно взаимодействовать при принятии решения о выдаче кредита потенциальному заемщику, отследить его надежность (кредитную историю), то есть фактически сократить риски банков – сходятся во мнении банкиры.

«Привлечение в бюро известных западных компаний позволит обеспечить надежность хранения информации и защиты баз данных», – отмечает Тихонычева. Именно это и вызывает серьезные опасения у потенциальных и реальных клиентов банков.

В одном из банков, вступивших в НКБИ, «Газету.Ru» заверили, что данные в базе нельзя будет запросить «просто так, назвав лишь фамилию клиента». Для того, чтобы банк мог проверить, является ли заемщик благонадежным клиентом другого банка, нужно будет знать фамилию, имя и отчество человека, место прописки и, возможно, даже его паспортные данные. Будет ли предоставление информации о клиентах одного банка платным, пока не решено. «Видимо, участникам НКБИ эта информация будет выдаваться бесплатно, – сказал один банкир. – Ведь все банки будут платить денежные взносы в бюро». Но окончательного решения по этому вопросу не принято – ведь бюро только создано.

Кроме банков, иметь доступ к банковским досье на клиента хотят многие – в том числе представители криминальных структур. А после того как базы данных ЦБ обнаружились на Горбушке, это вопрос не праздный. Но данные необходимы и представителям вполне легальных бизнесов, таким как страховщики, медицинские работники, сотрудники инвестиционных и ипотечных компаний.

Между тем единые подходы к участию небанковских структур в системе до сих пор не определены. Возможно, их включат в перечень структур, допущенных к информации, после принятия поправок в действующее законодательство.

Но больше всего простых клиентов банка волнует даже не доступность или недоступность информации о займе для криминальных структур. Известно, что российские банки, принимая решение о выдаче кредита, имеют право ничем не мотивировать свой отказ. Клиенту просто говорят: «Отрицательное решение о возможности предоставления вам кредита выдала программа скорринга» (программа оценки заемщика). Это максимум, что говорят сотрудники банков «отказнику».

По закону же о кредитных бюро, все случаи отказа в выдаче кредита аккумулируются в бюро. Три отказа – и клиент автоматически попадает в списки неблагонадежных заемщиков – при этом такой клиент может иметь квартиру, машину и белую зарплату.

Заставить банки отвечать за отказы и за занесение в базу неблагонадежных просто на основании того, что «так посчитала программа» – задача номер один в деле по повышению доверия клиентов к российским банкам.

Источник: Газета.Ru