Российский рынок вторичных финансовых инструментов (деривативов), который во всем мире используется компаниями для хеджирования валютных рисков, в России остается в зачаточном состоянии. «Хеджирование с помощью деривативов было достаточно широко распространено до кризиса 1998 года,- говорит вице-президент Пробизнесбанка Сергей Козлов.- И возрождаться после него оно начинает только сейчас».

Напомним, что в 1998 году после резкого обесценения рубля, многие российские банки были вынуждены объявить дефолт по взятым на себя обязательствам по поставке долларов по форвардным контрактам доллар-рубль, которые они заключали до кризиса. Более того, российские суды признали такие сделки не подлежащими защите. И в течение следующих нескольких лет услуги хеджирования с помощью деривативов на российском рынке предлагали только западные банки, которые, в отличие от российских кредитных организаций, имели возможность перекрыть свои риски по взятым обязательствам.

«Сейчас все больше компаний начинает понимать, что хеджировать свои риски нужно,- рассказывает дилер банка „Туран-Алем” Азамат Утенов.- Некоторые компании, обслуживающиеся в нашем банке, начали страховать свои финансовые потоки на регулярной основе. Теперь они могут планировать свои платежи заранее. Можно сказать, что число компаний, пользующихся услугами хеджирования в нашем банке, за последний год выросло на 10%».

Проще всего для компании застраховаться от валютных рисков, купив валютный фьючерс. Приобретение фьючерсов входит в список услуг банков, являющихся членами секции срочных контрактов ММВБ. Помимо московской валютной биржи в России торговля фьючерсами идет только на одной площадке - Санкт-Петербургской валютной бирже. «Чаще клиентами банков по данной услуге являются предприятия, у которых есть валютные контракты, например экспортеры и импортеры,- говорит Сергей Козлов.- Хеджирование помогает им избежать валютных рисков и более точно прогнозировать доходы и расходы компании».

Поясним, фьючерс - это срочный биржевой продукт со стандартными условиями по срокам и суммам. Покупатель фьючерса должен внести в расчетный центр биржи депозитарную маржу, а при неблагоприятном движении курса (например роста курса доллара по отношению к рублю) - вариационную маржу, которая гарантирует исполнение обязательства по купленному фьючерсу перед продавцом. Если курс падает, то вариационную маржу вносит продавец. Выглядит это следующим образом: например, компания покупает фьючерс на покупку долларов через месяц, обязуясь поставить рубли. Курс фиксируется на уровне 28 рублей за доллар. Если к тому времени официальный курс доллара достигает 29 рублей, то компания экономит 1 рубль с доллара, если же курс доллара падает до 27 рублей, то компания теряет по рублю на каждый доллар. При этом, как пояснил Сергей Козлов из Пробизнесбанка, банк получает за эту услугу комиссию. «Точный ее размер назвать сложно, так как хеджирование в России еще толком не развито. Комиссия определяется индивидуально»,- пояснил банкир.

«В последние два года количество компаний, беспокоящихся вопросом хеджирования и заинтересованных в данной услуге неуклонно растет,- подтвердил тенденцию Сергей Козлов.- И это нормально: как только происходит резкое изменение валютных курсов, люди начинают думать о том, как им избежать потерь от этих колебаний. Правда, количество таких компаний по-прежнему остается ничтожно мало, если сравнивать с западными странами. Дело в том, что у нас пока нет четкой правовой базы по данным инструментам и по таким биржам в целом, и не сформирован институт маркетмейкеров». Действительно, опыт 1998 года наглядно показал незащищенность участников фьючерсных сделок с юридической точки зрения.

Еще одна проблема - по мнению банкиров, многие компании даже пока не знают о том, какие возможности по страхованию рисков у них есть. «Если к рекламе кредитов уже все привыкли, то финансовым инструментам люди пока еще не так доверяют, поскольку у многих финансовые инструменты ассоциируются с финансовыми пирамидами»,- считает Азамат Утенов из банка «Туран-Алем».

Источник: газета "Бизнес"