На предприятии отказались назвать конкретные проекты, реализация которых потребовала таких объемов финансирования. «На текущие нужды», – ограничился пояснениями сотрудник пресс-центра «ИЖ-Авто». В группе «СОК», контролирующей Ижевский автозавод, комментариев получить не удалось. Эксперты предполагают, что «Иж-Авто» запасается финансовыми ресурсами, для того чтобы иметь возможность начать на предприятии производство не только устаревшей Kia Spectra, но и более современных моделей корейского происхождения.

ОАО «ИЖ-Авто» (г. Ижевск, Удмуртия) – второй по объемам производства автомобильный завод в России. За 10 месяцев 2004 г. компания изготовила 90,35 тыс. машин. Выручка компании за 9 месяцев составила 8,7 млрд руб., чистая прибыль – 195 млн руб. Крупнейшим акционером предприятия является группа компаний «СОК», которой принадлежит свыше 76% акций «Иж-Авто». Основной миноритарий – ОАО «Ижмаш», на базе активов которого и было создано «ИЖ-Авто», в настоящее время владеет только 15,1% акций компании.

На этой неделе совет директоров «ИЖ-Авто» одобрил получение кредитных средств в удмуртском филиале Сбербанка России на сумму до 6 млрд руб. под залог производственных активов. Из решения совета следует, что предприятие сможет воспользоваться отдельными суммами в течение 1 года со сроком пользования каждой полученной суммой до 5 лет под процентную ставку до 20% годовых. В пресс-службе «ИЖ-Авто» RBC daily не смогли назвать конкретных проектов, на которые компания намерена направить кредитные средства. «На текущие расходы», – заявили на предприятии. «Значительная часть средств будет направлена на закупку комплектующих, а также на реализацию проекта по производству Kia Spectra», – пояснил сотрудник пресс-центра. В группе компаний «СОК» комментариев, проясняющих судьбу 200 млн долл. от Сбербанка, получить не удалось.

Между тем объем предполагаемого финансирования намного больше, чем весь объем декларируемых инвестиций в проект создания производства Kia Spectra (60 млн долл.), а ежегодный объем закупки комплектующих для «ИЖ-Авто» едва превышает 300 млн долл. В результате получается, что из привлекаемых 200 млн долл. в лучшем случае только половина может быть потрачена на заявленные цели (если, конечно, «ИЖ-Авто» не намерено производить автомобили на склад – в таком случае компания может с лихвой потратить все деньги Сбербанка, закупая комплектующие).

Отраслевые аналитики затруднились предположить конкретные проекты, на которые «ИЖ-Авто» могли потребоваться такие деньги. «Российскому автопрому постоянно нужны деньги, чтобы модернизировать производство и выводить новые модели», – заявил RBC daily Владимир Луньков, аналитик «Антанта Капитал». Его коллега, пожелавший остаться неназванным, предположил, что «ИЖ-Авто» готовится к освоению на своих площадях не только устаревшей модели Kia Spectra, но и более продвинутых моделей корейского происхождения. «В таком случае предприятию понадобятся большие инвестиции, чем в проект Spectra», – полагает он. Если предположения эксперта верны, то стоит ожидать, что в ближайшее время группа «СОК» объявит о «расширении сотрудничества» с Kia Motors или даже найдет себе еще одного партнера. В таком случае остается надеяться, что новый партнер не будет продавать «ИЖ-Авто» оборудование для производства старых автомобилей.

Источник: RBC Daily