Главная выигравшая сторона - российские "дочки" иностранных банков. К ним будут уходить лучшие клиенты - те, кого не слишком заботит процент, выплачиваемый по депозитам (доходы приносят совсем другие инвестиции), но зато очень волнует гарантия неприкосновенности средств. Государственную власть такие учреждения также устраивают. Ей достаточно, чтобы несколько крупных учреждений поддерживали костяк национальной кредитной системы. В этой системе не остается места для мелких и средних российских банков. Но на них, похоже, уже просто поставили крест.

Очевидные плоды нынешней банковской "суматохи" пожинают два государственных банка - Сбербанк и Внешторгбанк. К ним могут присоединиться и другие крупные кредитные учреждения. Но стратегическую инициативу перехватили так называемые иностранные банки - кредитные учреждения, зарегистрированные в России, но полностью принадлежащие своим иностранным "мамам".

"Все российские частные банки, особенно те из них, кто имеет относительно большой объем частных вкладов, в настоящий момент находятся в уязвимой позиции", - говорится в последнем комментарии, подготовленном аналитиками Standard & Poor's. К числу российских банков формально относятся и "дочки" иностранных кредитных учреждений - по всем российским законам они остаются частью российского правового поля. Но в обзорах российской банковской системы и оперативных комментариях на банковскую злобу дня аналитики ведущих рейтинговых агентств не упоминают эту категорию российских банков. Мало кто сомневается, что "в случае чего" добрая "мамаша" разберется с огрехами своего "чада". Семейная репутация стоит дороже любых потерь на российском рынке. Поэтому в крупнейших иностранных банках, разворачивающих в России свои розничные сети, бизнес идет, как всегда. "Для клиентов Райффайзенбанка все как обычно, считает Мишель Перирен, председатель правления Райффайзенбанка. - Мы не наблюдаем и не ожидаем каких-либо важных изменений в поведении наших частных клиентов или в операциях с наличностью и депозитами". Еще бы. Ведь главный лозунг банка "ваш западный партнер - на российском рынке" действует в моменты нестабильности на российского вкладчика совершенно неотразимо. Момент для начала работы с частными вкладчиками Банк выбрал тоже весьма подходящий - 1999 год.

Надежность марки - главное преимущество иностранных банков, действующих в России. Желающих заработать на банковских депозитах здесь не ждут. "Мы предоставляем менее интересные условия по вкладам и депозитам, по сравнению с другими российскими банками взятые нами на себя обязательства надежности заставляют нас более осторожно оценивать рисковость наших операций", - говорит Людмила Боцан из российского Ситибанка, "дочки" крупнейшей в мире финансовой корпорации Citigroup. Ситибанк в Москве уже тоже около десяти лет и пережил разные смутные времена, но активно работать стали относительно недавно. В итоге такого неспешного развития Citibank уже вошел в "двадцатку" ведущих банков страны (11-е место по размеру собственного капитала и 13-е место по величине активов).

В иностранных "дочках" не скрывают, что пожинают плоды банковского кризиса в свою пользу."В связи со сложившейся на рынке ситуацией наблюдаем рост количества открываемых в нашем банке счетов как компаниям, так и частным клиентам", - оценивает ситуацию Мишель Перирен. Наблюдают приток новых клиентов и в Ситибанке. Но, по мнению Людмилы Боцан, нынешний приток - это результат планомерного расширения, а не следствие событий в российской банковской системе.

Тем не менее богатый опыт Citigroup в азиатском регионе в период кризиса 1997-1998 гг. говорит о том, что в результате такого планомерного расширения у банка оказалось подавляющее большинство клиентов мелких и средних банков. "До сих пор мы работали над расширением нашей сети в Москве, теперь очередь за регионами", - делятся своими планами в Ситибанке. Звучит как предупреждение местным банкирам.

Источник: Финансовые известия