По сведениям Ъ, "Райффайзенбанк Австрия" готовится к выходу на пенсионный рынок – он намерен войти в состав учредителей НПФ "Доброе дело". Сейчас в России работает лишь один пенсионный фонд, принадлежащий иностранной группе ING. При этом НПФ ИНГ создавался с нуля.

Райффайзенбанк же предпочел купить один из старейших пенсионных фондов. Такой подход логичен. Как известно, в этом году НПФ смогут претендовать на миллиарды пенсионных накоплений граждан. Для этого, в частности, НПФ обязан иметь опыт работы на рынке добровольного пенсионного страхования. "Покупка действующего НПФ – единственный шанс выйти на рынок обязательного пенсионного страхования",– полагает глава Национальной ассоциации НПФ (НАПФ) Галина Морозова.

В Райффайзенбанке информацию о готовящейся сделке Ъ подтвердили. "Банк намерен выйти на пенсионный рынок и уже стал единственным учредителем НПФ 'Доброе дело',– заявил Ъ зампред Райффайзенбанка Евгений Туткевич.– Мы подали все документы на изменение названия фонда". А гендиректор НПФ "Доброе дело" Олег Захаров заявил Ъ: "Я не могу объявить об окончании сделки. Сейчас идет процесс переговоров и оформления документов". В инспекции НПФ, курирующей пенсионный рынок, Ъ также заявили, что в курсе событий, однако соответствующей документации еще не получали.

По сведениям Ъ на 1 октября 2003 года, "Райффайзенбанк Австрия" занимает 22-е место по размеру собственного капитала (4,7 млрд руб.) и 13-е место по сумме чистых активов (54,1 млрд руб.). НПФ "Доброе дело" получил лицензию НПФ в 1996 году, и по состоянию на 1 октября 2003 года его собственное имущество составляло 50,5 млн руб.

В середине 90-х НПФ "Доброе дело" считался легендарным. Он проводил масштабную рекламную кампанию, реализуя программы, характерные для пенсионного бизнеса 90-х,– "студенческие" вклады и "серые" схемы. Позже, с появлением в составе учредителей "СБС-Агро", НПФ "Доброе дело" стал частью розничного бизнеса этого банка. В последние несколько лет НПФ медленно стагнирует: при общей тенденции роста пенсионного рынка резервы "Доброго дела" за последние три года существенно сократились. Год назад старые учредители отказались от "Доброго дела", и фонд был выставлен на продажу (см. Ъ от 23 января 2003 года).

Как сообщили Ъ в Райффайзенбанке, в ближайшее время "Доброе дело" будет переименовано на НПФ "Райффайзен", а его финансовые показатели будут приведены в соответствие требованиям пенсионной реформы. "В итоге наши позиции на розничном рынке будут дополнены пенсионными продуктами",– заявил Ъ господин Туткевич. При этом Райффайзенбанк – единственный среди первой десятки самых розничных российских банков, который не имел собственного НПФ.

Однако участники пенсионного рынка оценивают шансы нового игрока осторожно. "В ближайшей перспективе шансы всех НПФ – с российскими и иностранными учредителями – равные,– полагает Галина Морозова.– Однако иностранцам на этом рынке будет тяжелее: людям очень сложно объяснить, что иностранный фонд не скроется с его пенсионными накоплениями за границей. Практика показывает, что иностранный опыт на нашем рынке неприменим". По крайней мере, НПФ ИНГ, которому еще два года назад прочили блестящее будущее, сейчас находится за пределами Top-100 пенсионного рынка.

Кроме того, пока НПФ за одиннадцать лет работы привлекли лишь 5 млн участников. Главные клиенты НПФ – российские работодатели – рассматривают фонды не как способ социального обеспечения сотрудников, а как способ повышения капитализации компании и оптимизации ее финансовых потоков. "НПФ должен быть в доску своим,– заявил Ъ руководитель крупного НПФ, пожелавший остаться неназванным.– Наши предприятия не привыкли давать деньги чужеродным структурам".

Что касается розничного рынка, на который делает ставку Райффайзенбанк, то занять четкие позиции на нем еще труднее. "Для того чтобы пенсионное направление стало более или менее успешным, нужны долгие годы работы: перед тем как предложить пенсионный продукт, предстоит объяснить, что это такое. Потому что сейчас мало кто об этом догадывается",– рассуждает исполнительный директор НПФ "Прогресс-Доверие" Сергей Бровчак. Едва ли банк этого не понимает; очевидно, НПФ нужен ему лишь для того, чтобы расширить спектр розничных услуг.

Источник: http://www.kommersant.ru