В настоящее время на рынке систем ДБО представлено уже достаточно большое количество различных систем от разных производителей. Выбор большой и банкам сейчас требуется определить, какое конкретно удалённое обслуживание он хочет предоставлять своим клиентам сейчас и, несомненно, подумать о ближайших перспективах развития этих услуг в своём банке в будущем.

Ещё в период подготовки технического задания на создание системы ДБО BS-Client v.3 (1998-1999 г.г.) мы провели тщательный анализ потребности банков на тот момент в дистанционном обслуживании своих клиентов, а также узнали мнение банков о том, какое должно быть ДБО в будущем. Подавляющее большинство банков и тогда и сейчас считает, что информационно-платёжные услуги должны предоставляться клиентам по различным каналам, в зависимости от потребностей конкретного клиента: это может быть и крупная компания с широкой филиальной сетью, и средняя или мелкая фирма, и, конечно же, физические лица. Также многие банкиры хотели бы, чтобы на базе такой системы была возможность в дальнейшем расширения спектра предоставляемых услуг, добавления новых возможностей, создание дополнительных удобств для клиентов и т.п. На базе этих данных, полученных от банкиров, мы приняли решение: новую Windows-версию делать комплексной в составе трёх подсистем (Банк-клиент, Интернет-клиент и Телефон-клиент), работающих с единой базой и по единому алгоритму.

И мы не ошиблись. Система с самых первых дней стала пользоваться спросом у совершенно различных банков: крупных и мелких, столичных и региональных, российских и зарубежных. На сегодняшний день более пятисот банков используют нашу систему и предоставляют услуги дистанционного банковского обслуживания более 25000 своих клиентов. Стоит отметить, что это динамичные, прогрессивные банки с сильной командой сотрудников и управленцев, старающихся предоставить своим клиентам новые, наиболее удобные формы обслуживания. Среди наших клиентов 25 банков, входящих в состав 50-ти крупнейших банков России. Всё это обусловлено тем, что мы стараемся не просто создать универсальную, уникальную систему - мы стараемся учитывать все пожелания наших клиентов и смотреть на несколько шагов вперёд, анализировать существующую ситуацию и принимать решения по развитию нашей системы на основании анализа всех этих данных.

К примеру, в прошлом году на базе системы ДБО BS-Client нами совместно с НОМОС-банком был реализован крупный проект по организации электронной подписки на издания агентства 'Роспечать'. В настоящее время проект успешно работает и любой желающий, из любой точки земного шара, зайдя на сайт 'Роспечати' может подписаться на любое из 60000 изданий.

В прошлом году мы анонсировали новую возможность системы ДБО BS-Client - 'Офис-мобильный менеджер'. Данная функция системы очень удобна территориально распределённым структурам, а также топ-менеджерам, желающим постоянно контролировать движение денежных средств по счетам компании, где бы он ни находился. Финансовые документы могут готовиться в офисе (филиале, представительстве) компании посредством подсистемы 'Банк-клиент', а ответственное лицо, войдя через 'Интернет-клиент', может посмотреть документы, требующие его акцепта, подписать их или отказать. Эта возможность позволяет оперативно управлять денежными потоками из любой точки мира. Уже сейчас 'Офис-мобильный менеджер' пользуется популярностью у многих банков.

В последнее время среди банков и их клиентов возрос интерес к системам интернет-банкинга, а принятие закона об ЭЦП еще больше подтолкнет клиентов банка к использованию этих систем. Безусловно, в системе ДБО BS-Client уже была предусмотрительно заложена возможность использования ЭЦП в соответствии с требованиями закона. Большие ожидания банки возлагают на своих клиентов -- физических лиц. Поэтому к системам интернет-банкинга сейчас предъявляются повышенные требования надежности, защищенности, быстродействия (минимизация трафика), эргономичности интерфейса и возможности оперативного создания (изменения) форм документов. Учитывая все эти пожелания, нами выпущена новая версия подсистемы 'Интернет-Клиент'. Ядро подсистемы полностью переработано и построено с использованием технологии XML, основной особенностью которой является универсальность формата обмена данными и уникальная приспособленность для передачи структурированной информации. Наряду с XML в новой версии 'Интернет-клиента' использованы технологии, позволившие существенно (от 2 до 10 раз) сократить трафик: это - XSL, XSLT, XML Data Binding, технология активных компонентов и XMLHTTP. Использование XMLHTTP и XML Data Binding, кроме того, позволило улучшить интерфейс, максимально приблизив его к привычному Windows-интерфейсу. Проверка данных HTML-форм и обновление строк справочников происходит без перегрузки страницы. Архитектура системы построена таким образом, что все вновь созданные или измененные документы никак не влияют на ядро 'Интернет-клиента' и, следовательно, на работу всей системы. Конструктивно документ представляет собой набор файлов (шаблоны XSL, динамические шаблоны XML и HTML, таблицы стилей, модули JavaScript, VBScript и Bscript), поддерживающих работу бизнес-логики по этому документу.

По различным данным число физлиц в России, готовых пользоваться услугами интернет-банкинга, на сегодняшний день составляет от 1 до 2 млн человек, и от того, насколько активно банки будут разъяснять своим клиентам преимущества использования интернет-банкинга, будет зависеть количество клиентов банка, пользующихся такой услугой. Исходя из этого, в развитии подсистемы 'Интернет-клиент' мы особое внимание уделяем направлению работы с физическими лицами. В новой версии 'Интернет-клиента' для физических лиц все документы предусмотрены в 'облегченном', с точки зрения интерфейса и трафика, варианте. Это позволит ускорить время подготовки и обработки документов, что особенно актуально в свете возрастающего спроса физлиц на услуги интернет-банкинга.

Еще одно развитие подсистемы 'Интернет-клиент' заключается в построении крупномасштабного интернет-канала для банка, позволяющего ему предоставлять индивидуальный сервис клиентам. В настоящее время нами реализуется такой интернет-проект для одного из крупнейших российских банков на базе подсистемы 'Интернет-клиент'. Система проектировалась на обслуживание десятков тысяч клиентов банка, создано около 40 различного рода документов, касающихся расчетно-кассового, депозитарного и казначейского обслуживания, а также обслуживания пластиковых карточек и коммунальных платежей. Компания БСС старается учитывать все потребности и пожелания своих клиентов. Этим и обусловлено то, что система ДБО BS-Client v.3 находится в постоянном развитии, а нашими клиентами становятся все большее количество различных банков.

Благодаря своим уникальным функциональным возможностям и комплексности, система ДБО BS-Client v.3 получила широкое распространение не только в России, но и в Казахстане, Латвии и Молдове, идет адаптация системы под украинское законодательство. Система ДБО BS-Client v.3 поистине и заслуженно становится стандартом систем дистанционного банковского обслуживания, и в этом году мы планируем активный выход на банки ближнего зарубежья. В планах компании БСС также организация широкой дилерской сети в России и странах СНГ, объявлена специальная программа для дилеров.