Bankir.Ru
4 декабря, воскресенье 11:08

Реклама

Онлайн-конференции

Он-лайн-конференция проводится совместно с журналом «БДМ. Банки и деловой мир», порталами Tatcenter.ru, Beriki.ru, Finarty.ru и 123Credit.ru.

В ноябре исполнилось 20 лет с момента принятия российского закона о банках и банковской деятельности. Банковские ассоциации - АРБР и АРБ - отметили 20-летние юбилеи. Многие банки в этом сезоне праздновали 20-й день рождения…

Какими стали для банкинга минувшие два десятилетия? Как работают первопроходцы российского банкинга сегодня? Каковы перспективы банковской индустрии?

Участники

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)
Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)
Юрий Исмагилов
И.о. председателя Среднерусского банка Сбербанка России (Москва)
Илларион Аргун
Председатель Национального банка Республики Абхазия (Сухум)
Андрей Висящев
Председатель правления ГК ЦФТ (Москва)
Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)
Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

 
Анна Лозовая, Москва
Как отличается портрет банкира 20 - летней давности, 10 летней от сегодняшнего? Внешность, образование, интересы, заработок, семейное положение, профессии, география путешествий. Интересно также, что происходит за 20-летний интервал с престижем работников банков. Спасибо!
Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

Заметно прибавилось у банкиров седины за последние как 20, так и 10 лет….Вместе с тем, а, возможно и благодаря этому, престиж банковского работника, остался на уважаемом уровне. Это логично, по другому и быть не должно, ведь банковская система любого государства всегда была и остается «кровеносной» системой экономики.

Доходность и прибыльность банковского бизнеса на сегодняшний день  зачастую меньше, чем у наших клиентов, но нас вдохновляет, что клиентский бизнес развивается при нашей поддержке.

Касаемо географии путешествий, банкиры тоже люди и их география ничем не отличается от географии других россиян, массово путешествующих по миру в соответствии с персональными предпочтениями. Лично я делаю классический выбор в пользу «старушки» Европы.

Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

Могу сказать, что объединяет банкиров разных эпох – это социально-активные люди, с серьезной жизненной позицией. В настоящее время сфера банкинга более понятна и открыта. Этому способствует и накопленный опыт поколений, и развитие образования, и, несомненно, развитие экономики России, в целом. Что касается престижа, то это понятие неизменно. Оно аккумулирует в себе и авторитет, и уважение, и влияние. А это постулаты для всех эпох и представителей всех сфер бизнеса

Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

Банкир 20-ти летней давности – это вчерашний инженер, научный сотрудник, пришедший в банковскую сферу, которая тогда еще только зарождалась и никто еще толком не понимал, что это такое. Учились «на ходу». Однако существовал некий ореол «романитики», «больших денег». Слово «банкир» ассоциировалось с неимоверным богатством и неограниченными возможностями. Сейчас, а особенно после кризисных событий, все это развеялось. Сегодня некоторые воспринимают слово «банкир» как ругательное, а те, кто более близок к специальности – с оттенком жалости. Потому что понимают, что в банковском бизнесе, как и в любом другом, заработать кусок хлеба стало очень тяжело…

Илларион Аргун
Председатель Национального банка Республики Абхазия (Сухум)

Портрет банкира 20-летней давности и портрет сегодняшнего банкира в Республике Абхазия разительно отличаются друг от друга. В условиях блокады Республики 20 лет назад сотрудники банков имели мизерную зарплату и могли позволить решать лишь свои текущие проблемы. Современный работник банка в республике – это человек с высшим экономическим или юридическим образованием, престижным заработком, широким кругом интересов, нередко имеющий несколько профессий, могущий себе позволить туристические поездки за границу (и не только в ближнее зарубежье). Престиж работников банков за 20-летний интервал развития существенно вырос и продолжает расти. Молодежь стремится к трудоустройству в кредитные организации Республики.

 
Олеся Сидоренко, Москва
Вопрос к Алексею Виноградову.
На сайте банка есть информация о том, что Вы следуете принятой стратегии до 2011 года. Какова стратегия на будущий период?
Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

Спасибо за вопрос! Действительно, с 2006 года ОАО «РосДорБанк» поступательно развивается в соответствии с принятой «Стратегией развития до 2011 года». Непростые экономические условия последних трех лет внесли корректировки, но в целом, нам удается следовать принятому.

Если говорить о перспективах, то наш банк придерживается принципа преемственности. Стратегические планы, которые сейчас находятся в разработке, предполагают, что ОАО «РосДорБанк» останется корпоративным банком, в том числе, будет кредитовать малый и средний бизнес, продолжит расширение своего регионального присутствия, а также, профессиональную работу по обслуживания vip – клиентов.

 
Алиса Сергеева, Серпухов
В банках по сей день «портят» бумагу не менее активно, а часто даже во много больших объемах, чем пару десятков лет назад. Это все происходит, несмотря на колоссальный технический прогресс последних двух десятилетий. Неужели банкиров не волнуют экологические проблемы, а экономия природных ресурсов им безразлична? Каковы перспективы перехода российских банков на электронный документооборот? Что предпринимают банковские ассоциации и Банк России, чтобы помочь банкам бороться с бумажным расточительством?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Волнуют, еще как волнуют. И не только вопросы экономии природных ресурсов, но и вопрос более эффективного использования человеческого труда. Действительно, «бумажной» деятельности в банках и по сию пору много. Но виной тому не банкиры. Банки лишь подчиняются требованиям и нормам, установленным законодателями и регуляторами. Однако реформа идет. Внедряется электронная отчетность, разрабатывается возможность использования электронной подписи. Думаю, что в течение ближайших пяти лет мы увидим полный или почти полный переход банкинга на электронное делопроизводство.

Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

Говорить, что банковский сектор не волнуют экологические проблемы и экономия природных ресурсов не совсем корректно. Повторюсь, банкиры тоже люди, тоже граждане своей страны и жители планеты Земля…

Но, специфика нашей деятельности такова, что наличие ряда обязательных бумажных носителей продиктовано законодательной базой. Вместе с тем, благодаря активной деятельности профессиональных Банковских ассоциаций, Центральный Банк РФ в конце 2009 года принял Указание № 2346-У, позволяющее хранить документы в электронном виде.

Наш банк переходит на электронный документооборот как в работе со всеми нашими клиентами, в частности, в прошлом году запустили новый Банк-клиент для физических лиц «RDB – home», так и в корпоративной переписке: используем электронную почту вместо бумажных носителей. Не могу не отметить, что электронный документооборот в банковской сфере это не просто удобно, но и выгодно. В этой связи, ОАО «РосДорБанк» уже в текущем году планирует сократить использование бумажных носителей на 20%.

Хотя, можно посмотреть на данную проблему и под несколько другим углом зрения. Электронный документооборот, позволяющий, с одной стороны, беречь природные ресурсы сокращением бумажных носителей, с другой - увеличивает нагрузку на сервера и соответственно, потребление электроэнергии….

Андрей Висящев
Председатель правления ГК ЦФТ (Москва)

Проблема огромных объемов бумажных документов, стоит для российских банков очень остро. Ежедневно банки вынуждены создавать, обрабатывать и отправлять в архив огромные массивы бумажных документов, количество которых исчисляется десятками миллионов. И все это подлежит обязательному архивному хранению. А это расходы на бумагу, печать, канцелярское оборудование, помещения для хранения. По мере накопления документации, банкам приходится прибегать к услугам аутсорсинговых компаний, поскольку собственные архивы уже переполнены. Это высокие затраты, которые возрастают с каждым новым бумажным документом. К примеру, на транспортировку, размещение и хранение документации на внешнем складе, крупный банк тратит в месяц порядка 3,5 млн рублей, без учета внутренних расходов. В электронном формате такой объем помещается на 20-ть DVD-дисков и стоимость которых не превышает 500 рублей.

С 1 января 2010 года вступило в действие Указание ЦБРФ №2346-У,которая нормативно закрепила не только возможность работы с банковскими документами в электронном виде, но и порядок их хранения. Этот факт стал серьёзным шагом на пути перехода банковской системы к электронному документообороту. Пока, в электронном виде хранить можно не все документы. Но значительная, самая массовая их часть разрешена к хранению. В дальнейшем рынок ждет от регулятора расширения этого списка

Сейчас в банках происходит перестройка технологических процессов ведения архива в банках: перераспределяются роли, готовятся регламенты, разделяется ответственность за хранение электронных документов между внутренними подразделениями банка. Наше приложение «ЦФТ-Электронный архив» сегодня находится на этапе быстрого «наращивания функционала», во многом благодаря выявляемым требованиям банков и востребованности продукта. Убежден, что в ближайшем будущем большая часть документооборота в банках перейдет в электронную форму.

Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

Информационные технологии прочно вошли во все сферы человеческой деятельности, банковский бизнес также не является исключением. Если раньше отражение всех операции фиксировались на бумаге, то сегодня невозможно представить себе современный банк без Автоматизированной Банковской Системы (АБС). В сущности все бизнес-процессы протекающие в банке управляются ею. Обработка огромного числа операций немыслима без использования компьютера. Все связи между банками и территориальными управлениями ЦБ также осуществляются при помощи компьютерных систем. Информационные технологии практически полностью вытесняют бумажный документооборот как внутри банков, так и между клиентами и банками. Клиентами активно используются системы дистанционного банковского обслуживания, которые позволяют сократить или полностью исключить посещение банка и передачу документов на бумаге. В банках широко применяются последние разработки в сфере криптографии для более надежной защиты электронных документов. Для удобства пользования банковскими продуктами широко внедряются системы мобильных сервисов, позволяющих взаимодействие с банком осуществлять при помощи мобильных устройств, таких как коммуникаторы и смартфоны. К сожалению, наше законодательство пока не позволяет полностью отказаться от использования бумажных документов в банке, но это вопрос времени.

Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

Некоторые сдвиги в этом направлении в последние годы появились.

В конце 2009 года Банк России выпустил Указание № 2346-У «О хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета». При работе с этим документом возникает много вопросов, однако процесс пошел, и это уже хорошо.

Из последних новостей можно упомянуть законопроект, позволяющий кредитным организациям вести документооборот в электронном виде. Документ, внесенный в Госдуму на прошлой неделе Анатолием Аксаковым, предусматривает внесение изменений в законы «О банках и банковской деятельности» и «Об архивном деле в Российской Федерации».

Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

Вы абсолютно правы. Природные ресурсы необходимо экономить. Предлагаю всем экологам России объединиться и выставить коллективное требование Банку России об уменьшении объема «бумажной» отчетности в банковской системе.

Илларион Аргун
Председатель Национального банка Республики Абхазия (Сухум)

Бумагу портят везде, и не только в банках. Человечеству очень трудно справиться с экономическим кризисом после тех «оборотов вреда» природы, которые оно набрало. Но в банках созданы все условия, чтобы бумага расходовалась значительно меньше. В Республике Абхазия создана электронная система расчетов, в Банке Абхазии отделы взаимодействуют посредством электронной почты, рассматриваются перспективы расширения электронного документооборота. Характерно, что в настоящее время в Банке Абхазии проводится широкомасштабная работа по полному обновлению электронных программ, используемых сотрудниками подразделений Банка Абхазии. В банковской системе широко используются интернет-технологии.

 
Наталья Логвинова, Москва
В 21 год во многих странах мира молодые люди официально становятся полноценными членами общества. Можно ли считать, что российская банковская система переболела уже всеми «детскими» болезнями и стала полноценным членом мирового финансового сообщества?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Думаю, сейчас банковская система «детскими болезнями» все же переболела. Переживаем сейчас период «подростковых болезней», связанных с тем акселеративным ростом банковской индустрии, который мы наблюдали в 2005-2008 годах. Плюс – «болезни» внешней среды, воздействующей на банки. Но, как бы трудности и проблемы банковская системы не испытывала, за 20 лет она прошла действительно серьезный путь. И он позволяет смотреть на перспективы отечественного банкинга довольно оптимистично.

Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

Российская банковская система действительно стала полноценным членом мирового финансового сообщества и ей, как и этому сообществу, «детские» болезни присущи. Дело в том, что мировая банковская система еще сама не переболела всеми болезнями, что, собственно и подтвердил последний экономический кризис.

Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

Конечно, банк - живой организм. И, наверное, где-то можно его сравнить с человеком. Но, если в 21 год человек становится полноценным обладателем всех конституционных прав и приобретает официальное право на свободу выбора пути, при этом сохранив право на ошибки, то у банков такого шанса нет. Для мировой банковской системы 21 год – мизер. Для России – целая эпоха непростого пути развития. Несомненно, мы - часть мирового финансового сообщества. Но развитие российского банкинга продолжается. А это процесс, сопряженный со взлетами и падениями.

Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

Российская банковская система – это только лишь часть российской экономики. И болеет исключительно теми же болезнями. Ну а вопрос, стала ли российская экономика полноценным членом мировой экономики, пока носит больше риторический характер.

Илларион Аргун
Председатель Национального банка Республики Абхазия (Сухум)

В 21 год в республике Абхазия многие молодые люди заканчивают получение высшего и среднего специального образования, многие молодые люди пополняют ряды банковских сотрудников. Говорить, что абхазская банковская система переболела уже всеми «детскими» болезнями, стала полноценным членом мирового финансового сообщества преждевременно. Во многом это связано с тем, что Республика Абхазия испытывает проблемы с признанием международным сообществом, это откладывает на новые сроки перспективы интеграции экономики Республики в целом и банковской системы в частности в мировую экономику.

 
Надежда Боровицкая, Нижний Новгород
Расскажите о двух самых ярких и заметных, по Вашему мнению, событиях в истории российских банков, которые произошли за последние 20 лет.
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Трудно выделить только два конкретных события. Я бы сказал, скорее, о явлениях. Первое из наиболее значимых – за эти 20 лет все же удалось сформировать правовую основу для полноценной работы банковской системы. Я имею ввиду такие законы как закон о страховании вкладов, закон об ипотеке, закон о лизинге, закон о кредитных историях и еще ряд законов. Которые сделали возможным не просто существование банкинга, а создание в России полноценного кредитного рынка. Второе – это череда кризисов, через которые за эти годы прошла банковская система. Как ни странно, каждый кризис не столь порождал проблемы, коль способствовал укреплению банковской системы, ее прозрачности, эффективности, мобилизованности. Во взаимодействии этих двух явлений банковская систем «выковалась» как между молотом и наковальней. В полном соответствии с известным афоризмом: «Все, что нас не убивает, - делает нас сильнее».

Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

За 20 лет в жизни любого сообщества происходит много значимых событий, но, как правило, ярче помнятся последние по времени. Поэтому, в качестве, двух самых ярких и заметных событий в истории российских банков, я бы назвал кризис и реагирование на него Центрального Банка Российской Федерации. Все действия ЦБ РФ, в том числе и, по мнению многих моих коллег, были адекватны и своевременны. Благодаря этому Россия смогла сохранить свою банковскую систему. Российские банки реально ощутили в Центральном Банке Российской Федерации партнера!

Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

Два огромных по значимости события в Российской банковской системе, переоценить влияние которых на нее трудно, следующие: последний кризис, который окончательно «сломал» модель бизнеса многих кредитных организаций и финансовых институтов, построенную на использовании избыточной ликвидности на глобальном рынке и недооценке рисков, И второе событие – приход Германа Грефа в Сбербанк. Ему удалось еще раз на практике доказать, что «кадры решают все». Повернуть такую машину, как Сбербанк, сделать ее рыночной – это задача под силу только гениальному менеджеру. Ну а банковской системе еще предстоит осознать значение такого «поворота».

Илларион Аргун
Председатель Национального банка Республики Абхазия (Сухум)

Можно отметить два крупных события в банковской системе Республики Абхазия, ставших возможными благодаря тесному и плодотворному сотрудничеству с Российской Федерацией:
- во-первых, увеличение уставного капитала Банка Абхазии до 370 500 000 рублей, что привело к увеличению финансовых потоков в банковской системе (Закон от 1 июля 2088 г.).
- во-вторых, получение крупного межправительственного кредита для целей модернизации банковской системы Республики.

Оба события способствовали расширению и развитию возможностей банковской системы Республики.

 
Инга Польева, Саратов
На юбилеях принято говорить тосты. Чего бы Вы хотели пожелать российским банкам?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Я желаю своим коллегам по этой он-лайн-конференции и всем российским банкам прежде всего выдержки, оптимистичного взгляда в будущее и умения видеть лес за деревьями.

Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

С удовольствием использую, предоставленную мне в рамках данной конференции, возможность пожелать своим российским коллегам стабильности: процветания, взвешенных ситуационных решений и грамотных стратегических планов! Как известно, стабильность – признак мастерства!

Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

Взаимопонимания. С клиентами, регуляторами и средствами массовой информации.

Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

Ну раз тосты – тогда «здоровья и денег побольше…».

Илларион Аргун
Председатель Национального банка Республики Абхазия (Сухум)

Я бы хотел пожелать всем российским и абхазским банкам прежде всего развивать бизнес, тесного и плодотворного сотрудничества между Российской и абхазской сторонами, и при этом эффективного функционирования правового поля банковских систем наших стран. Все должно развиваться в рамках правового государства, цивилизованного решения вопросов. Это надежный путь для интеграции в мировую экономику.

 
Сергей, Москва
Мой вопрос такой: на ваш взгляд, в России удалось за эти 20 лет создать эффективную банковскую систему? Или сейчас мы только идем в этом направлении?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Наверное, мы все же только идем в этом направлении. Но все же – идем, а не маршируем на месте. Это очень важно – само наличие движения. Для банкинга движение – это жизнь.

Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

20 лет для создания эффективности в банковском секторе слишком небольшой срок, но, проделанный путь весьма существенен. Более того, любая эффективная система требует постоянного усовершенствования. И этот процесс перманентен и бесконечен.

На мой взгляд, итогами 20 летнего развития российской банковской системы вполне можно считать то, что сегодня мы идем в ногу со временем и очень близки к стандартам мировой банковской системы.

Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

Смотря, что вкладывать в понятие эффективности. С точки зрения потребителя, система эффективна. С точки зрения мировых финансовых институтов, работавших веками над созданием своей модели эффективности, мы на середине пути. Мое мнение, система создана. Но любой бизнес требует поддержки, регулирования и грамотного управления. Отрадно, что российская банковская система имеет огромный потенциал для развития.

 
Алена, Кемерово
На этом сайте есть очень интересная рубрика про банковские байки. А вы можете вспомнить какой-нибудь интересный, забавный случай из вашей работы? Расскажите, пожалуйста - ведь за 20 лет работы у вас, наверное, было много интересного. Спасибо!
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

Как-то вызывали меня в прокуратуру, в качестве эксперта-консультанта по операциям с чеками. Полчаса общались со следователем, не понимая друг друга, на все более повышенных тонах – пока не выяснилось, что говорили мы о разных чеках: он – о денежных, я – о расчетных. Потом ничего, посмеялись даже.

 
Н. Петренко, Москва
Назовите пять главных проблем российского банковского сектора за указанный период и пять главных достижений. Спасибо.
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

На мой взгляд, пять главных проблем на сегодня – отсутствие закона о потребкредитовании, проблемы взаимоотношений с заемщиками и прозрачности кредитных договоров, отсутствие доступных всем банков источников «длинных денег», несвойственные банкам функции, которые их обязали выполнять, и проблема выживаемости малых и средних банков.

Пять главных достижений – устойчивость в кризисы, эволюция от кэптивного банкинга в сторону универсальных многопрофильных банков, создание системы страхования вкладов, создание основы кредитного рынка, формирование профессиональных банковских команд.

Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

Серьезный вопрос.

В управлении обычная практика при подведении итогов резюмировать проблемы, но, согласитесь, отмечая юбилей не совсем приятно это делать. Поэтому я назову лишь одну, но, на мой взгляд, весьма важную. Честь мундира – понятие, которое является базовым для любого профессионального сообщества. К сожалению, надо признать, что в наших рядах до сих пор еще встречаются не чистоплотные специалисты.

Если говорить о главных достижениях, то, прежде всего, это усовершенствование банковского регулирования и становление партнерских взаимоотношений с ЦБ РФ, который сегодня находится в диалоге с банковским сообществом и прислушивается к нему. Важным считаю отметить появление в России сформировавшейся профессиональной элиты и развитие профессиональных банковских ассоциаций. К достижениям, несомненно, стоит отнести и наличие развитой конкуренции внутри отрасли.

 Ну и представляя ОАО «РосДорБанк», позиционирующий себя, как клиентоориентированный банк индивидуальных решений, не могу не отметить еще одно достижение: появление и рост достойных, профессиональных клиентов, от которых, в конечном счете, зависит успех любой банковской деятельности!

Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

Из проблем я бы выделила:
- непрофильные функции;
- огромный объем отчетности;
- запутанное и противоречивое законодательство;
- субъективный подход надзорных органов;
- монополия госбанков и административное давление на малые кредитные организации.

С достижениями сложнее… ну, допустим, так:
- основное – это сам переход от госбанков к системе коммерческих банков, создание конкурентной рыночной среды;
- внедрение в банковскую сферу новых технологий безналичных расчетов;
- создание системы страхования вкладов;
- сравнительно благополучно пережитые кризисы;
- поворот банков «лицом к клиенту».

Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

Проблемы:
- низкий уровень риск – менеджмента;
- недостаточный объем инвестиций в IT-структуру и технологии;
- отсутствие полноценной системы подготовки кадров;
- «дырки» в системе банковского надзора;
- высокий уровень «монополизации» экономики;

Достижения:
- создание эффективной системы регулирования и нормативной базы;
- внедрение государственной системы страхования вкладов и расширение полномочий АСВ;
- создание системы эффективного диалога между профессиональным сообществом и регулятором на базе ассоциаций и конференций с участием Банка России.
- Появление на рынке крупных российских участников с эффективным менеджментом: Сбербанк, ВТБ-24, МДМ, Альфа-банк.
- запуск федеральных и муниципальных программ поддержки МСБ, сельхозпроизводителей, ипотечных программ АИЖК.

 
Олег, Екатеринбург
Расскажите, как развивался банковский рынок с точки зрения технологий, выделите ключевые этапы развития этого направления? Как можно оценить значимость ИТ для банков «вчера» и «сегодня».
Андрей Висящев
Председатель правления ГК ЦФТ (Москва)

Здесь можно выделить четыре ключевых этапа. В начале 90-х, когда сменился политический режим, строительство экономики начиналось с чистого листа.. В это время банковское ПО представляло из себя примитивные программы для бухгалтеров. Все что тогда требовалось, это ежедневно в автоматическом режиме сводить баланс. До 1997 года происходило органическое наращивание функционала банковского ПО в соответствии с потребностями бизнеса. Рынок ПО был сегментирован по географическому принципу. Наша компания работала преимущественно с региональными банками Сибири, Дальнего Востока, а затем и Урала, которые достаточно интенсивно развивались. Московские компании-конкуренты не особо интересовались регионами

Второй этап начался в 1998 году. Банковский сектор в преддверии кризиса года характеризовался зарождением тренда активной региональной экспансии. С наступлением кризиса задачи банков по развитию региональной сети стали еще более актуальными, т.к. большинство отраслей экономики «поднимались» за счет регионов. Разумеется, техническая составляющая банковской деятельности претерпела в то время значительные изменения. Но нельзя сказать, что для ИТ-компаний это было стрессом. В области разработки ПО изменения происходят ежедневно. В этот период автоматизация банковского ПО находилась на уровне подготовки пакета документов для Back-офиса.

Затем начался период потребительского бума 2004-2007, который открыл для нашего финансового сектора новую страницу в истории. Тема экспресс-кредитования стала ключевой для многих банков. Это требовало глобальной настройки бизнес-процессов под «массовую модель». По сути, бизнес-процессы банков в части кредитной деятельности вышли на тот уровень, на котором они находятся в данный момент. В этот период лидеры банковской отрасли, прежде больше ориентированные на корпоративное кредитование, стремились вскочить на «розничный» поезд.

В 2008 вся мировая экономика перенасытилась деньгами. Конечно, наш бизнес во многом зависит от «здоровья» банков, которые в 2009-м году заморозили ряд проектов по автоматизации. Но уже к середине 2010 года спад сменился трендом постепенного восстановления. В некоторых крупнейших банках количество ИТ-задач и выделенные ИТ-бюджеты существенно выросли по сравнению с прошлыми годами.

Сегодня, приоритеты банков изменились кардинально. Конкуренция перешла в плоскость «перетягивания» клиентов. В таких условиях любая задача должна максимально быстро дать положительный результат. Поэтому все более значимым для банков становится время ввода новых ИТ-продуктов и как можно более легкое и удобное дальнейшее их сопровождение. ИТ-компаниям, чтобы соответствовать современному ритму, необходима плотная, совместная с банком работа в режиме довольно частых итераций и предельного фокусирования на результате.

В ответ на эти требования, мы предложили рынку Каталог Приложений для Платформ ЦФТ. Это принципиально новый формат взаимоотношений, который позволяет установить тесную связь бизнес-блоков банков и разработчиков. При помощи Каталога руководитель любого подразделения банка получил возможность без особых усилий найти необходимое для повышения эффективности работы приложение, а IТ-команда банка максимально быстро его установить на существующую платформу. Таким путем любой банк может собрать собственную, уникальную систему-конструктор, нацеленную на решение именно его задач.

Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

20 лет с точки зрения информационных технологий – «дистанция огромного размера», и не только для банков. Если коротко – то изменилось все: начиная с приема и отправки платежей и заканчивая определением подлинности денежных знаков. А сейчас новые технологии развиваются с такой скоростью, что даже «чтобы просто стоять на месте, нужно бежать со всех ног, а чтобы двигаться – нужно бежать вдвое быстрее».

Сейчас главное направление, которому банки должны уделять как можно внимания, на мой взгляд – развитие дистанционного обслуживания, в том числе новые методы идентификации клиентов (биометрия), новые каналы связи (включая беспроводные технологии), улучшение качества сервиса (обслуживание в режиме онлайн 24 часа в сутки 7 дней в неделю). Банк, не работающий на перспективу – обречен.

Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

На эту тему можно написать диссертацию. Банковский бизнес всегда был технологичен. А сегодня – как никогда. Поэтому объем инвестиций в IT структуру растет из года в год, и экономить на этом нельзя. Другой вопрос – рынок IT решений для банков в России весьма узок. Существуют две – три компании – лидера, определяющие стратегию на этом рынке Плохо то, что такая ситуация начинает отражаться на ценовой политике IT разработчиков. Аппетиты растут очень серьезными темпами, и это не может не настораживать. Типичная картина монопольного рынка, и хороший повод для государственного вмешательства. Мне кажется вполне логичным рассмотреть вопрос в такой постановке: раз современный банк сильно зависит от IT- структуры, а банковский бизнес лицензируется и регулируется Банком России, то и компании – производители IT – решений должны лицензироваться и регулироваться тем же Банком России, и ценовая политика на этом рынке должна быть предметов внимания ФАС наравне с другими рынками.

 
Екатерина З., Новосибирск
Расскажите, как на протяжении последних 20-ти лет менялась нормативно-правовая база в части банковской деятельности. Какие ключевые этапы в этом направлении вы могли бы выделить, и на каком уровне, по вашему мнению, она находится сегодня, в сравнении сразвитыми странами?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Действительно, несмотря на внешнюю хаотичность и иногда спонтанность, формирование законодательства, регулирующего банковскую деятельность, можно осмысленно разделить на ряд этапов.

Пожалуй, на первом этапе формировался правовой фундамент банковской деятельности – это, прежде всего, закон о банках и банковской деятельности, закон о Банке России и ряд других. В этот момент определялись основные параметры банковского дела как института общества.

На втором этапе разрабатывались и принимались законы, которые вооружали банки инструментарием работы, - закон о страховании вкладов, закон об ипотеке, закон о лизинге, закон о кредитных историях. Сейчас мы переживаем третий этап, когда необходимо принять законы, более четко разграничивающие права и обязанности между банками и их клиентами будь то юридические и физические лица). То есть по сути это этап коррекции деятельности банкинга с учетом интересов отечественной экономики и общества. А так как коррекция интересов всегда эти самые интересы затрагивает, то третий этап – очень сложный и деликатный. Дай Бог, преодолеем и его.

Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

Хороший вопрос тянет на кандидатскую.
Изменения нормативно-правовой базы происходили и происходят в течение всего периода развития банковской системы России. К примеру:

-с 1990г. закон о банках и банковской деятельности постоянно расширялся. Определения становятся чётче. Появились точное определение банковской тайны, а также перечень государственных организаций и некоторых других органов которые могут ( в строго определенных случаях) быть посвященными в неё. Данный перечень, с момента принятия закона расширялся неоднократно.
-появилось понятие кредитной истории и бюро кредитных историй (с 2004г.).
-инструкциями ЦБ РФ упрощается процедура открытия структурных подразделений банками (инструкция ЦБ 135-и). Вместе с тем повышается и ответственность банков за их деятельность (ужесточаются нормативы, возрастают требования к ликвидности банков, это можно проговорить.-с 2001г. действует закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Законом впервые дана возможность банкам отказывать в открытии счетов при невозможности идентифицировать клиента. Т.е. расширены права банка.
-появилась возможность распоряжаться счётом дистанционно, без прихода в банк.
-с 2003г. вступил в силу закон о Страховании вкладов физических лиц в банках РФ.
-в 2007г. появились банковские правила о порядке открытия и закрытия банковских счетов, которые чётко определяют при каких условиях и наличия каких документов открывают счета резидентам и нерезидентам и т.д.

Подводя итог, могу сказать, что в 90-х годах открытие счетов, выдачу кредитов, расчёт % ставки по вкладам происходили с минимальными требованиями, и контролем государства и лишь с началом 2000-х стала появляться структура (нормативно - правовая база) развития банковской деятельности, её некоторая упорядоченность, усиление контроля государства.

Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

Количество нормативных актов, регламентирующих прямо или косвенно банковскую сферу, растет лавинообразно – чего, к сожалению, не скажешь о качестве. В других странах законодательство (особенно налоговое) тоже далеко от совершенства, но такой жесткой регламентации, как в нашем бухгалтерском учете кредитных организаций, по-моему, нигде нет.

 
Юлия Уханова, Москва
На ваш взгляд, каковы перспективы и место региональных банков в банковской системе России?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Перспективы региональных банков гигантские. Как ни странно это прозвучит сегодня, когда малым и средним банкам особенно трудно, все же повторю – гигантские. Собственно, актуальность регионального банкинга давно на практике доказана во всем мире. Американская банковская система – это, прежде всего, тысячи региональных банков. В России, с ее огромными расстояниями, оторванностью частей, эта актуальность может быть на порядок больше. И время, уверен, докажет, что региональный банкинг не только имеет право на существование, но и попросту необходим отечественной экономике.

Андрей Висящев
Председатель правления ГК ЦФТ (Москва)

У региональных банков объем ресурсов для кредитования ограничен объемом привлеченных вкладов. У большинства них нет дешевых денег, как у крупных государственных или коммерческих банков с иностранным капиталом. Создать какой-то новый высокомаржинальный продукт, который при этом будет востребован потребителем сейчас довольно сложно; все принципиально новое уже придумано.

Поэтому в плане борьбы за клиентов, единственный возможный путь развития региональных банков – это сегментация клиентской аудитории по географическому, социальному, профессиональному признакам и минимизация расходов, за счет перевода капитальных затрат на инфраструктуру сети, ИТ-обеспечение, персонал и прочее, в операционные. То есть эти банки должны быть населены на определенную группу клиентов, и обрабатывать ее по максимуму, закладывая по возможности расходы в себестоимость продуктов.

Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

Роль региональных банков в банковской системе России растет с каждым годом. Это связано с несколькими факторами: во-первых, развитие экономики невозможно без представителей только крупного бизнеса. Обязательно присутствие на рынке еще среднего и малого. Во-вторых, у региональных банков очевидны и неоспоримы преимущества – гибкость, индивидуальность, оперативность. Это связано с тем что «регионалам» более понятны особенности экономического развития конкретного региона, а также потребности его населения. Так что, репутация создана кропотливым трудом и продолжает расти и поддерживаться, а перспективы развития очень велики

Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

«Региональность» банка сейчас в основном определяется местом принятия решений. Не секрет, что в последнее время даже те региональные банки, которые сохранили свой бренд и юридический адрес в регионе, входят в состав банковских холдингов с центром принятия решений, расположенным чаще всего в Москве. В совокупности с усилением риск – менеджмента это приводит к снижению оперативности и формализации работы с региональным бизнесом. Недавно я разговаривал с одним из производителей молочных продуктов в нашем регионе, и он отметил рост продаж своей продукции в формате «дворового магазина от производителя». Конечно, удобней и дешевле покупать продукты в крупных федеральных сетевых супермаркетах, Но многие хотят иметь возможность купить после работы бутылку кефира и батон хлеба на ужин в своем дворовом магазине, где качество продуктов гарантировано, где продавцом работает знакомая с детства «тетя Маша». Аналогично и региональные банки - вряд ли мы сможем конкурировать по стоимости ресурсов, по объему инвестиций в технологии и персонал с крупными сетевыми банками. Но зато мы знаем своих клиентов «с детства», многие росли вместе с банком. Это дает нам возможность быть менее формальными и более быстрыми в принятии решений. Я думаю, что институт региональных банков не исчезнет окончательно, а займет свое место в банковской системе России.

 
Егоров Александр, Москва
Ваше отношение к идее слияния банковских ассоциаций?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Мы в АРБР это предложение рассмотрели на совете ассоциации. В целом большинство банкиров опасается такого шага, опасается, что работа банковских сообществ будет выхолощена и формализована. Но, так как я, будучи президентом одной из ассоциации, объективно не могу быть сторонним «судьей», думаю, лучше, если на этот вопрос ответят другие участники нашей сегодняшней он-лайн-конференции.

 
Владимир Зорин
Сегодня многие эксперты говорят о кредитном ренессансе. Как вы полагаете, сколько лет он может продолжаться при благоприятных условиях?
Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

В благоприятных условиях кредитный ренессанс может продолжаться бесконечно. Все зависит от состояния мировой и российской экономик.

 
Валерий Урядов, Москва
Уважаемые эксперты, какова ваша оценка ситуации с финансовой грамотности в стране через призму минувших 20 лет?
Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

Даже если в первом приближении сравнить финансовую грамотность наших граждан 20 летней давности с настоящей, то она значительно выросла. Достаточно вспомнить, что тогда многие относили профессиональный банковский язык к «птичьему», а определения «факторинг», «аккредитив», «лизинг», «форекс» воспринимались, чуть ли не ругательными словами….

Сейчас практически все наши клиенты прекрасно оперируют терминами финансовых услуг, более того, постоянно отслеживают и анализируют ситуацию на банковском рынке в целом. Несомненно, это процесс позитивный.

Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

Несомненно, финансовая грамотность значительно выросла! Начиная от спектра банковских продуктов, которыми мы пользовались 20 лет назад. Вклады и оплата коммунальных платежей. Сейчас даже дети знают, что такое кредит, а нижняя возрастная граница потребителей такого банковского продукта как вклады начинается с 18 лет. Мы научились считать свой доход по ним – довольно просто оцениваем выгодность предложения различных банков. Банковские карты, платежные терминалы, интернет-банкинг – стали привычными для большинства сервисами.

Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

Смотря что считать финансовой грамотностью. С банкоматами и терминалами научилось обращаться большинство российских граждан (а куда им деваться, если работодатель внедряет зарплатный карточный проект). А вот прочитать внимательно кредитный договор перед его подписанием – задача по-прежнему непосильная для многих потенциальных заемщиков. Отчасти в этом виноваты и сами банки, увлекающиеся «мелким шрифтом» и запутанными формулировками в договорах.

Такие явления, как МММ и прочие финансовые «пирамиды», в XXI веке пошли на убыль, но на смену им пришел рынок Forex. Полностью желающие «срубить легкие деньги» не переведутся никогда.

Опять же, «кредиты на пельмени» под 2% в день тоже находят своего потребителя.

В целом, мне кажется, добровольно повышать свой уровень финансовой грамотности будут только те, кому это действительно необходимо (жизнь заставляет). Заниматься этим «для общего развития» можно только при избытке свободного времени и денег и при отсутствии других увлечений.

 
Юлия Уханова, Москва
Недавно ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров констатировал, что финансовое образование в России переживает определенный кризис. Какова ваша оценка ситуации? Как сегодня формируются банковские кадры?
Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

20 лет назад считалось, что банкир обязательно должен иметь высшее экономическое образование и уметь считать. Но как показывает практика, успех невозможен без знания инструментов маркетинга, умения организовывать и управлять, грамотно подбирать кадры, выбирать варианты их мотивации и мн.другого. Возможно, некий кризис финансового образования и состоит в изменении привычных стереотипов о банкире, которому для успешной деятельности уже не достаточно хорошо считать и оценивать риски, а важно знать и понимать рынок, управлять человеческими ресурсами и быть грамотным менеджером.

Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

Тут я бы не стал проблему драматизировать и говорить про кризис. Уровень теоретических знаний у большинства современных выпускников ведущих учебных заведений, той же МФА, достаточно высок. Не хватает практического опыта. Здесь вполне уместно было бы использовать подходы советской высшей школы, а именно, приобретение практических навыков студентами старших курсов на предприятиях. Конечно, студенты приходят на практику в банки, но если говорить открыто, то самое распространенное занятие у них в это время – сортировка архивов. Более серьезная, поддерживаемая государством, кооперация высшей школы с реальными банками эту проблему решила бы. А так, каждый банк выстраивает систему «доподготовки» кадров и их аттестации внутри себя, и чаще всего они эффективны.

 
Елена Лукерина
Не считаете ли вы, что государство делает ставку на доминирование государства в банковской сфере? Каковы плюсы и минусы такого курса государственной банковской политики?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Амбиции и недальновидность отдельных чиновников и госдеятелей не определяют государственную банковскую политику как таковую. И в Центробанке, и в Минфине мы видим вполне взвешенную и продуманную политику в отношении банков. Другое дело, что мы, АРБР, критично относимся к этой политике, стараемся повлиять на нее, исходя из нашего понимания интересов банков и их клиентов. Это наша миссия как общественной организации по определению.

 
Алексей Тихонов
В течении ряда лет делались попытки организовать и скооперировать банковский рынок стран СНГ. На ваш взгляд, это жизнеспособная идея?
Игорь Гусев
Председатель правления ОАО КБ "Акцепт" (Новосибирск)

Ничего искусственно «скооперировать» нельзя. Будут экономики стран СНГ идти по пути интеграции, интегрируются и банковские системы.

 
Светлана Илюхина, Москва
Как сегодня меняются векторы банковского развития? Мне кажется, началась научно-техническая революция в сфере банкинга, которая переводи его в значительной степени в Интернет. А ваше мнение?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Думаю, действительно, банкинг вступил в период некой мини-НТР, основным драйвером которой станет Интернет и любые форматы дистанционной коммуникации.

Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

Я бы назвал данный факт закономерной эволюцией. Если весь мир интенсивными темпами движется в сторону технического прогресса, использование возможностей Интернет ресурсов не могут игнорировать и банки. Мы предлагаем финансовые услуги, и сервис их получения должен быть комфортен, удобен и нести минимум трудозатрат для покупателя. Именно это Интернет позволяет обеспечить – не вставая с дивана совершить покупку, проверить баланс, осуществить перевод и мн. др.

Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

Совершенно верно, и началась эта революция как минимум 10 лет назад.

 
Михаил Курчатов, Москва
Насколько, на ваш взгляд, есть перспективы у отраслевых банков и банков-монолайнеров? Могут ли они быть жизнеспособны на современном рынке?
Андрей Висящев
Председатель правления ГК ЦФТ (Москва)

С одной стороны, ориентация на клиентов, принадлежащих к определенной отрасли, например медицинских работников или железнодорожников, позволяет сократить кредитные риски, за счет использования при кредитовании заемных средств (вкладов) той же группы клиентов. Положительным моментом здесь является и лучшее знание этой отрасли и клиентской аудитории, возможность более детального проникновения в ее потребности, и, соответственно, более качественная оценка платежеспособности заемщика. С другой стороны – низкая диверсификация значительно повышает риска дефолта целого полу заекмщиков, в случае каких-то экономических потрясений в стране, как например, случилось в 2008-м с девелопментом или масс-медиа.

Алексей Виноградов
Первый заместитель председателя правления ОАО "РосДорБанк" (Москва)

Не вызывает сомнений, что, и региональные, и отраслевые, и банки-монолайнеры занимают в российской банковской системе обоснованную нишу. Среди таких банков достаточное количество высокопрофессиональных, успешных. Основное их конкурентное преимущество это стопроцентное владение экономической ситуацией в своем регионе, отрасли или сегменте, а значит и более точное понимание запросов клиентов с учетом региональной или отраслевой специфики. Но, с другой стороны, у банков такого формата очень высокая концентрация рисков, так как результат их работы сильно зависит от коньюктуры региональных или отраслевых процессов.

ОАО «РосДорБанк» 20 лет назад был создан крупными дорожными организациями именно как отраслевой. С годами, для снижения рисков и увеличения собственной конкурентоспособности мы стали универсальным банком, с диверсификацией, как по отраслям, так и по регионам. Сегодня отделения нашего банка работают в 3-х из 8-ми федеральных округах Российской Федерации.

Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

На мой взгляд, перспективы есть у обеих групп банков. Перспективы отраслевых банков сопряжены с перспективами развития той отрасли, которую они представляют. А у монолайнеров есть огромный плюс – специфика позволяет сосредоточить внимание на одном-двух-трех банковских продуктах, и работать в узком сегменте.

 
Юлия Уханова, Москва
Какие банки из числа «старожилов» российского банковского рынка вы бы назвали сегодня наиболее яркими примерами успешного развития?
Владимир Чекмарёв
Президент ОАО "Волго-Камский банк" (Самара)

Без ложной скромности, Волго-Камский банк. Мы созданы 27 апреля 1990 года. Банку 22-ой год и это повод для гордости.

 
Егор Гардеев, Москва
Вопрос к г-ну Аксакову. Вы недавно писали в своей колонке, что одним из новых векторов развития банковского сектора могла бы стать идея создания банковских групп и холдингов. Что, на ваш взгляд, может этому способствовать и что для этого необходимо?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Уверен, что рано или поздно российская банковская система будет развиваться и по этому вектору, в числе прочих. Этому может способствовать несколько факторов. Во-первых, борьба за долю на рынке, за привлечение клиентов неизменно сместится в стороны борьбы за удержание клиентов. И тут возможности группы – маркетинговые, технические – намного выше, чем возможности отдельного банка, каким бы он ни был. Во-вторых, если регулятор будет готов часть индикаторов рассматривать по группе в целом, это станет мощным стимулом к объединению банков в группы и холдинге. В-третьих, период «медового месяца» российских банков с западными инвесторами завершился. Наступает время более серьезных, осторожных отношений. И тут преимущества банковских групп в возможностях привлечения капитала могут оказаться неизмеримо выше.

 
Оксана Коршанова, Самара
С учетом значительного снижения прибыльности банковского бизнеса – какие изменения на рынке можно ожидать? В частности, реальна ли волна слияний и поглощений, о которой так долго говорят, и возможна ли масштабная смена корпуса собственников банков?
Андрей Висящев
Председатель правления ГК ЦФТ (Москва)

Нарастание темпов консолидации банковского бизнеса в России в ближайшие годы очевидно. По состоянию на начало 2011 года количество коммерческих банков в России едва превышает 1000 (1012). По сравнению с 2008 годом их число сократилось на 11%, и в дальнейшем темпы будут нарастать. Этот процесс во многом связан с политикой регулятора в отношении минимального размера уставного капитала банков, который планируется к 2015 году повысить до 300 млн рублей с нынешних 90. На данный момент у 40% банков России капитал недотягивает даже до отметки 150 млн. Так что в ближайшие годы большинство этих банков будут искать возможности для вливания в более крупные банковские структуры, и лишь небольшая их часть решится продолжать самостоятельное развитие.

Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

Я думаю, «волны» ждать не стоит – слишком больших усилий требуют эти процедуры, и слишком много разнонаправленных векторов сил здесь действует. Масштабная смена собственников скорее возможна в случае реализации политических и репутационных рисков (а это вещи плохо предсказуемые), чем в связи со снижением прибыльности банковского бизнеса.

 
Юлия Уханова, Москва
В настоящее время на портале Bankir.Ru проходит совместный опрос агентства Bankir.Ru и Ассоциации российских банков о проблемах модернизации и экономического развития России. Только 32% респондентов считают одним из потенциальных источников ресурсов для модеризации экономики банковскую систему. 69% видят в этом качестве поступления от экспорта нефти и аза. 47% - госбюджет. Ваш комментарии. Не означает ли это, что банкинг еще не способен быть одним из драйверов экономического развития?
Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

Думаю, это действительно так. Все-таки банкинг – это сфера обслуживания, а не производства (построение финансовых пирамид и надувание «мыльных пузырей» не в счет). Длинные дешевые ресурсы для финансирования старт-апов и крупных инвестиционных проектов банкам сейчас найти трудно.

Хотя перспективных разработок, нуждающихся в финансировании, сейчас множество (от одного только перечисления дух захватывает).

 
Валентина, Москва
Банки в последние годы практикуют сотрудничество с отраслевыми объединениями. В чем плюсы такого сотрудничества для каждой из сторон?
Юрий Исмагилов
И.о. председателя Среднерусского банка Сбербанка России (Москва)

Отвечу на примере Среднерусского банка и нашего сотрудничества с Гильдией риэлторов Московской области. По статистике на развитых рынках недвижимости банки получают в среднем 30% продаж ипотечных кредитов в результате работы с партнерами-риэлторами. Гильдия риэлторов Московской области – это одно из крупнейших профессиональных объединений рынка недвижимости в стране, в ее состав входит более 150 компаний. По охвату территории это крупнейшая организация в России, так как Московская область включает 39 муниципальных районов, 89 городов, более 5000 деревень и поселков, и везде работают представители Гильдии.

Сбербанк, известно, - лидер ипотечного рынка России. Среднерусский банк на своей территории (Московская, Брянская, Калужская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская области) удовлетворяет 45% спроса на ипотеку, и во многом это заслуга наших коллег-риэлторов. Работая вместе, мы помогаем увеличить эффективность друг друга, добиться высоких показателей. В нашем случае основой для партнерства служит территориальный охват. Наш банк есть в каждом уголке области, соответственно, наш продукт очень доступен. В то же время, человек, выбирая квартиру, приходит в первую очередь к риэлтору, который может помочь ему и с решением финансового вопроса с помощью нашей ипотеки.

Помимо того, что мы помогаем другу работать с клиентом, своим партнерством мы развиваем отрасль. В настоящее время на рынке категорически не хватает высококвалифицированных риэлторов. А в рамках действующей между нашим банком и Гильдией риэлторов Московской области партнерской программы риэлторы проходят специальную подготовку, а потом и сертификацию, становятся профессионалами более высокого уровня.

 
Руслан, Самара
Если посмотреть на организацию банковского процесса вчера и сегодня, увидим, что крупные банки сегодня стремятся к централизации своих функций. Насколько это необходимый процесс?
Юрий Исмагилов
И.о. председателя Среднерусского банка Сбербанка России (Москва)

На протяжении нескольких лет в Сбербанке реализуется проект трансформации операционных функций. В рамках этого процесса в Туле строится Центр сопровождений клиентских операций (ЦСКО) Среднерусского банка, который позволит централизовать операционную функцию нашего банка. Это масштабный и достаточно сложный процесс. Мы затрагиваем основные механизмы жизнедеятельности банка, проводим серьезные кадровые мероприятия - в ЦСКО будет работать более 2 тыс. человек. Централизация даст нам возможность реально управлять стандартами и качеством осуществления процессов. Наша задача воспользоваться этими преимуществами и повысить удовлетворенность наших клиентов высоким качеством проведения операций.

Марина Корф
Редактор по банковским технологиям Bankir.Ru, модератор форумов "Бухгалтерский учет" и "Налогообложение" портала Bankir.Ru (Набережные Челны)

Могу предположить, что это связано с улучшением управляемости обособленными подразделениями, что влечет, в свою очередь, уменьшение операционных рисков. Возможно, одной из причин является оптимизация персонала. Почему раньше такие процессы не наблюдались? Возможно, дело в технологиях связи и передачи информации, которые в последние годы значительно усовершенствовались.

Илларион Аргун
Председатель Национального банка Республики Абхазия (Сухум)

Централизация функций для крупного бизнеса необходима. При этом, однако, каждый сотрудник банковской системы должен находиться на своем месте. Сверху не всегда можно увидеть те процессы, которые наблюдаются внизу. Именно поэтому крайне необходимо в банках укреплять все звенья управления, позволять работникам самостоятельно принимать решения в рамках их компетенции, обеспечивая при этом необходимый контроль.