21 января, воскресенье 05:55
Bankir.Ru

Реклама

Онлайн-конференции

Совместная онлайн-конференция Ассоциации региональных банков России, агентства Bankir.Ru, Финансового университета при Правительстве РФ.

Банкинг стал одним из лидеров российского бизнеса в реализации программ и принципов корпоративной социальной ответственности.

Какие социальные функции взяли на себя российские банки? Из чего складывается эффективная благотворительность? Как формируется идеология социальной ответственности бизнеса?

Надеемся, что по этим вопросам выскажутся не только участники конференции, но и посетители Bankir.Ru

Участники

Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)
Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)
Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)
Марина Мухина
Руководитель группы развития и консультирования Фонда поддержки и развития филантропии КАФ (Москва)
Елена Кожадей
Директор департамента корпоративных коммуникаций и рекламы Росбанка (Москва)
Анатолий Крайников
Начальник департамента маркетинга Транскапиталбанк (Москва)
Галина Вайсбанд
Вице-президент по управлению персоналом банка «Хоум Кредит» (Москва)
Алексей Корнеев
Председатель правления ООО КБ "СОЮЗНЫЙ" (Москва)
Анна Малкина
Начальник департамента рекламы, благотворительных и спонсорских проектов Банка ЗЕНИТ (Москва)
Анастасия Максимова
Начальник отдела связей с общественностью ЗАО "Райффайзенбанк" (Москва)
Екатерина Чевтаева
PR директор ОАО Банк «Народный кредит» (Москва)
Наталья Замаева
Координатор выездных донорских акций благотворительного фонда помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (Москва)
Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)
Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)
Евгения Блискавка
Директор Института финансового планирования (Москва)
Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)


 
Юлия Уханова, ведущая онлайн-конференций Bankir.Ru, Москва
Уважаемые участники, на ваш взгляд, как можно четко «форматировать» понятие корпоративной социальной ответственности и где водораздел с благотворительностью?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Да, можно только подтвердить, что сегодня нет четкого водораздела между благотворительностью и корпоративной социальной ответственностью, и поэтому участники финансового рынка трактуют эти понятия каждый по своему, при этом в России действует федеральный закон « О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который был принят в 1995 году и с некоторыми дополнениями внесенными позднее применяется до настоящего времени. Корпоративная социальная ответственность пришла в Россию значительно позже и сегодня она в основном определяется международным стандартом ISO26000, при этом несмотря на ратификацию соглашения об участии России в Всемирной торговой организации и членство в ООН, этот документ не получил всеобщего применения российскими предпринимательскими структурами, однако используется в практической деятельности компаниями которые имеют международные связи и имеют иностранных инвесторов.

Анастасия Максимова
Начальник отдела связей с общественностью ЗАО "Райффайзенбанк" (Москва)

Благотворительность – это одна из составляющих частей корпоративной социальной ответственности, один из ее инструментов. Непосредственно, сама благотворительность – безвозмездная деятельность по оказанию помощи/поддержки нуждающихся.

Галина Вайсбанд
Вице-президент по управлению персоналом банка «Хоум Кредит» (Москва)

Социальная ответственность – это то, что делает компания в рамках своей основной деятельности, учитывая интересы общества, клиентов, акционеров, сотрудников. Ключевые слова здесь «в рамках своей основной деятельности». Например, наши семинары по финансовой грамотности. В этом году мы провели 23 бесплатных семинара по всей России. Участники семинаров, давая обратную связь, признавались, что до семинара не думали о долгосрочном финансовом планировании, не понимали, как финансовые инструменты могут помочь реализовать финансовые цели. Семинары помогли участникам более уверенно чувствовать себя в мире финансов. И они готовы дальше продолжать свое финансовое образование.

А благотворительность может быть не связана с основной деятельностью организации.

Евгения Блискавка
Директор Института финансового планирования (Москва)

Это две принципиальные разницы. «Благотворительность», как следует из названия, призвана безвозмездно творить благо, помогать нуждающимся. Второе – это ответственность бизнеса перед всеми элементами среды, в которой он существует, и, прежде всего, перед потребителем, мера предупреждения появления такого понятия как «нуждающиеся».

Марина Мухина
Руководитель группы развития и консультирования Фонда поддержки и развития филантропии КАФ (Москва)

Благотворительность это часть корпоративной социальной ответственности, здесь уместно говорить о социальных инвестициях компании.

Социальные инвестиции - инструмент укрепления и развития репутации компании как социально-ответственного бизнеса, имеющего долгосрочные цели и заинтересованного в устойчивом развитии территории присутствия. Социальные инвестиции компании должны отвечать специфике и бизнес-интересам компании.

В РФ под корпоративной социальной ответственностью (КСО) часто понимают благотворительность. Но КСО и устойчивое развитие значительно шире. Наиболее емко и доступно КСО раскрывается через «пирамиду Керолла»: экономическая ответственность, правовая ответственность, этическая ответственность, филантропическая ответственность.

Современное понимание КСО включает:

-экономическую устойчивость;
-соблюдение прав человека и этических норм ведения бизнеса;
-производство качественных товаров и услуг, учет интересов потребителей;
-создание рабочих мест и безопасной рабочей среды, развитие персонала и повышение человеческого потенциала;
-поддержание экологической безопасности, сохранение окружающей среды;
-содействие развитию местных сообществ и общества в целом (благотворительность, социальные инвестиции, волонтерство).

Анатолий Крайников
Начальник департамента маркетинга Транскапиталбанк (Москва)

На мой взгляд, корпоративная социальная ответственность – это комплексное понятие, которое включает в себя и благотворительность в том числе. Другое дело, что какие-то проекты, реализуемые банками в рамках КСО, предназначены для публичного освещения, а какие-то – нет. Благотворительные проекты чаще относятся именно к последним, хотя и не всегда.

Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)

КСО это больше чем благотворительность и гораздо шире, потому что КСО включает и интересы сотрудников, и семей. КСО - это стратегия, можно сказать, что КСО – это благотворительность, увязанная с бизнесом компании. Водораздел на самом деле, есть, но только между КСО и маркетингом: если компания «хвалится» о мероприятиях по благотворительности – то это не КСО, а чистый маркетинг и PR.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

Корпоративная социальная ответственность (КСО) понятие гораздо более широкое, чем благотворительность. Он может включать в себя благотворительность как один из элементов, но не более того. При этом если организация хочет включить в свою систему КСО благотворительность – она должна соответствовать общему тренду и направлению КСО, которое было взято на вооружение. Поэтому не следует формировать КСО на основе благотворительности и тем более их путать. На мой взгляд, формат спонсорства гораздо ближе к КСО.

Екатерина Чевтаева
PR директор ОАО Банк «Народный кредит» (Москва)

На мой взгляд, между этими двумя понятиями сложно провести четкую грань. Одно вытекает из другого. В основе обоих понятий лежит намерение оказывать помощь, с той разницей, что первое характеризует акции помощи от организаций. Это может быть как финансовая помощь, так и просветительская и идейная.

Понятие благотворительности является более общим и никаких ограничений не имеет.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

Благотворительность есть обустройство общества, а КСО – часть долговременной стратегии развития компании. Они могут совпадать в конкретных акциях, но различны по природе.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Здесь ничего нового придумывать не приходится - понятие корпоративной социальной ответственности определено и многочисленными международными стандартами и разиичными типами определений академической среды. Все они сходятся в том, что КСО - это комплекс, система работы компании, включающая и взаимодействие с обществом, и отношения с партнерами, и отрошние к качеству своих товаров и услуг и многое другое.

Важно избегать подмены понятий, как это, увы, часто происходит. Не путать корпоративную социальную ответственность с нефинансовой отчетностью, с благотворительностью, с PR. Хотя все это вопросы могут так или иначе пересекаться, но, тем не менее, это разные понятия.

Конечно, важно значение здесь отводится и целеполаганию. Если корпоративная социальная ответственность, по сути, продукт риск-менеджмента, то корпоративная благотворительность, особенно, если мы говорим о частных компаниях с небольшим количеством собственников или о компаниях, относящихся к малому и среднему бизнесу, это чаще всего добрая воля собственников.

 
Новиков Илья Анатольевич, Москва
Добрый день! Как уважаемые участники конференции оценивают тенденцию внедрения Финансовыми институтами Политики по управлению не только социальной, но и экологической ответственностью перед своими партнерами ? Российские Банки, по примеру иностранных Финансовых институтов (ЕБРР, МФК) внедряют Политику и Процедуру по управлению экологическими и социальными рисками, применяемые в блоках кредитования/инвестирования. Как вы оцениваете данную инициативу в России? 
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Эту инициативу надо только приветствовать, так как условия бизнеса и конкуренции оставляют общую площадку единую для всех, которая называется наша планета Земля и если компании начинают думать о своем бизнесе с точки зрения того, а что останется нашим потомкам, то в первую очередь это экология и недаром в бюджетах многих стран средства выделяемые на экологические проекты возрастают. Несомненно экология воспитывает бизнес с позиции имиджа, который определяется в том числе и отношением населения к поведению компаний к экологическим проблемам. Впоследствии это должно приводить к формированию корпоративной социальной политики поведения компаний по всем вопросам, которые определены стандартом ISO26000.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Тенденция, разумеется, хорошая. Однако боюсь, что банки, внедряющие экологические программы, выглядят, к сожалению, очень смешно на фоне ситуации с экологической обстановкой в России. Полагаю все банки страны, даже став «экологичными», не способны возместить вред, наносимой одной единственной фабрикой.

Анатолий Крайников
Начальник департамента маркетинга Транскапиталбанк (Москва)

Положительно оцениваю. Сама по себе идея внедрять подобные политики и процедуры кажется мне правильной. Это же неоспоримая истина: «Хочешь изменить мир к лучшему – начни с себя». Но все, как всегда, зависит от реализации. Мне известны случаи, когда компания ограничивалась размещением внутри своих офисов красочных плакатов про «гасите свет» и «экономьте воду», на чем все благополучно заканчивалось. Но чтобы такая политика по-настоящему заработала, банки должны быть готовы к целому комплексу последовательных мер, начиная от соответствующего обучения сотрудников и клиентов и заканчивая реальным предложением продуктов и услуг, отражающих принципы этой политики.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

Положительно - благодаря имеющимся финансовым инструментам банки имеют возможность эффективно влиять на различные сферы, в том числе и на экологическую, поэтому грех этим не пользоваться. Тем более, что популярность экологической ответственности будет только расти. Но тут надо действовать осторожно и не пытаться разом сделать все фабрики экологически чистыми. Не стоит забывать, что финансовой сектор имеет довольно косвенное отношение к экологии и слишком широкое участие финансового сектора в решение экологических проблем не будет актуальным.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

Пока таких инициатив не слишком много. Оцениваю положительно.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Любые инициативы по повышению корпоративной социальной ответственности, на мой взгляд, должны приветствоваться и государством, и профессиональным сообществом. Другое дело, насколько эти инициативы эффективно и реально воплощаются. Увы, часто бывает и так, что благие инициативы остаются лишь элементом PR-кампании.

 
Павел Богаткин
Вопрос к представителям банков: в каких форматах в ваших кредитных учреждениях осуществляются программы социальной ответственности? Каковы перспективы развития этой темы?
Анастасия Максимова
Начальник отдела связей с общественностью ЗАО "Райффайзенбанк" (Москва)

Начиная с 2007 года, Райффайзенбанк перевел все свои социальные и благотворительные инициативы на постоянную основу и регулярно проводит благотворительные мероприятия, как в Москве, так и на уровне региональных центров по всей территории России.

Деятельность Райффайзенбанка в области благотворительности заключается в оказании помощи, в первую очередь, группам нуждающихся, которые в силу действующих стереотипов получают наименьшую поддержку (основное направление благотворительной деятельности Райффайзенбанка в текущее время - помощь одиноким пожилым людям); в вовлечении собственных сотрудников в благотворительную деятельность.

В настоящий момент Райффайзенбанк переходит на открытую и прозрачную грантовую систему, впервые проводя открытый конкурс по отбору достойных партнеров и лучшие проекты на территории России.

Анатолий Крайников
Начальник департамента маркетинга Транскапиталбанк (Москва)

В Транскапиталбанке КСО представлена несколькими уровнями.

Во-первых, у нас есть ряд благотворительных программ, которые мы поддерживаем на постоянной основе без цели публичного освещения. К участию в этих программах мы также приглашаем своих сотрудников и клиентов.

Во-вторых, у нас действуют программы, где мы к публичности, напротив, стремимся. Например, поддержка современных художников. Поясню очень кратко. Сегодня многие талантливые мастера – и начинающие, и уже заслуженные – испытывают большие сложности с тем, чтобы встретиться со своим зрителем. Участие в выставках и вернисажах зачастую затратно, к тому же ритм современной жизни далеко не всем людям, даже заинтересованным в современном искусстве, позволяет регулярно находить время на посещение таких мероприятий. Уже много лет мы банк в каждом регионе своего присутствия сотрудничает с несколькими художниками или скульпторами, чьи произведения мы выставляем в своих отделениях и офисах. Наши клиенты с удовольствием любуются этими работами, при желании могут их приобрести. Для банка это, безусловно, совершенно некоммерческий проект. За то время, что проект существует, было приобретено немалое количество работ.

В-третьих, своим клиентам – и розничным, и корпоративным - мы предлагаем ряд продуктов, разработанных в соответствии с принципами социальной ответственности. Это программы кредитования по сниженным процентным ставкам на проекты, предполагающие использование энергоэффективных и энергосберегающих технологий.

Екатерина Чевтаева
PR директор ОАО Банк «Народный кредит» (Москва)

Согласно Кодексу Чести Банкира, Банк «Народный кредит» принимает активное участие в жизни общества. Среди проектов Банка- поддержка Благотворительного Фонда «Русфонд» от ИД «Коммерсант», защита исчезающих растений и животных Прибайкальского Национального Парка, сотрудничество с Фондом «Подари Жизни» в оказании помощи Федеральному Научно-клиническому центру Детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачёва, спонсорская поддержка футбольного клуба «Дино». Сотрудники- волонтеры Банка периодически устраивают внутрикорпоративные сборы пожертвований для детских домов. Также на ближайшую перспективу Банком запланирована серия мероприятий, призванных помочь нуждающимся учреждениям.

Анна Малкина
Начальник департамента рекламы, благотворительных и спонсорских проектов Банка ЗЕНИТ (Москва)

Мы отдаем предпочтение благотворительным проектам, обладающим потенциалом долгосрочного развития. Особое внимание уделяем актуальности этих программ, их высокой социальной значимости, возможности контроля целевого использования выделяемых средств. В основном стараемся осуществлять их в регионах присутствия Банковской группы ЗЕНИТ.

Учитывая это, мы стратегически планируем наши расходы на благотворительность. Бюджет составляется на год вперед и для каждой статьи сметы затрат утверждается свой лимит. Особый акцент мы делаем на долгосрочных программах благотворительности, которые мы осуществляем уже не первый год.

Вот лишь несколько примеров. С 1997 года ЗЕНИТ содействует развитию детско-юношеского регби в регионах России. Благодаря финансовой помощи банка, около 2000 школьников получили возможность заниматься любимым видом спорта. С 2005 года мы поддерживаем Российскую общественную организацию "Операция Улыбка", оказывающую бесплатную хирургическую помощь детям с челюстно-лицевыми деформациями. За прошедшие годы благодаря финансовой помощи Банковской Группы в различных регионах России более 900 детям были возвращены улыбки и здоровье.

Кроме того, мы активно развиваем программу вовлечения сотрудников в благотворительные проекты. Здесь работают такие форматы, как частные пожертвования и корпоративное волонтерство. Скажем, в прошлом году, после разрушительного наводнения в Крымске работники всех Банков Группы ЗЕНИТ откликнулись на эту беду и собрали помощь, которую мы передали пострадавшим.

 
Ирина, Москва
Добрый день, господа, хочется услышать ваше мнение по следующему вопросу. Не кажется ли вам, что банкам, банковским ассоциациям и финансовым СМИ надо взять на себя обязанность по финансовому просвещению граждан? Например, как обязательный курс техники безопасности при приеме на работу. Возможно в виде иллюстрированной брошюры или кратких рекламных роликов. Ведь ни для кого не секрет, что большинство потребителей розничных услуг банков (кредитных, в частности) не в состоянии осилить условия договора. Даже если они его прочтут, они не смогут оценить возможные финансовые риски для себя. Кредитование населения сейчас больше похоже на обман ребенка, нежели на партнерские отношения. В результате это выливается в проблему не отдельно взятого заемщика, но и прокредитовавшего его банка. Возможно, мой вопрос покажется далеким от озвученной темы конференции, но, мне кажется, что финансовое просвещение населения - тоже часть социальной ответственности банковского сообщества. Заранее благодарю за ответ. С уважением,
Ирина
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Несомненно, финансовое просвещение граждан тоже является элементом коропоративной социальной ответственности финансовых организаций и многие структуры это делают. С другой стороны будет целесообразно если государство будет поддерживать эту деятельность какими-либо преференциями, при этом отделив рекламную деятельность от проектов финансовой грамотности.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Как руководитель СМИ могу лишь заверить, что мы готовы к этому. Другое дело, что толковых программ финансового просвещения пока нет.

Что касается вашего утверждения, что финансовое просвещение – часть социальной ответственности банкинга, могу сказать лишь одно: вы абсолютно правы.

Анастасия Максимова
Начальник отдела связей с общественностью ЗАО "Райффайзенбанк" (Москва)

Райффайзенбанк уделяет большое внимание просвещению граждан. Это касается собственных сотрудников (в Райффайзенбанке является обязательным для всех сотрудников прохождение электронных обучающих курсов, таких как: техника пожарной безопасности, борьба с коррупцией, процедура по работе с конфликтами интересов, инсайдерская информация, области конфиденциальности, операции сотрудников и многие, многие другие. А также, в рамках благотворительной деятельности в 2014 году во многих городах присутствия представительств банка будут реализовываться просветительские проекты для пожилых людей (компьютерная грамотность; финансовая грамотность; правовая грамотность; освоение он-лайн сервисов).

Галина Вайсбанд
Вице-президент по управлению персоналом банка «Хоум Кредит» (Москва)

Банк Хоум Кредит много лет последовательно реализовывает программы финансовой грамотности населения. Мы проводили серию мастер-классов по финансовой грамотности в торговых центрах в крупнейших городах России. Мы организовывали конкурс для журналистов на лучшие статьи, способствующие повышению финансовой грамотности. Мы издавали Памятку ответственного заемщика для наших клиентов. В этом году мы проводили серию семинаров по финансовой грамотности по всей России.

В 2012 году, работая под девизом «Просто. Быстро. Удобно», мы переписали все наши клиентские документы простым и понятным языком, сократили их до одной страницы, убрали все сноски и звездочки, упростили нашу продуктовую линейку, чтобы клиентам было удобно делать выбор.

Мы выпустили самоучитель семейных финансов «Дети и деньги», Это книга для детей 6-12 лет, которую можно бесплатно закачать на сайте.

Мы издаем журнал для клиентов «Просто вместе», в котором, в яркой и занимательной форме, делимся с читателями советами о том, как тратить с умом.

Евгения Блискавка
Директор Института финансового планирования (Москва)

Полностью согласна в автором вопроса. Финансовое просвещение и распространение культуры рационального финансового поведения - это обязательная часть социальной ответственности финансовых институтов перед обществом и самим потребителем в частности. Маловероятно, что финансовые компании в ближайшем обозримом будущем начнут производить «экологически чистые» продукты и перестанут использовать «токсичные способы» их продвижения, но вот снабдить потребителя знаниями и навыками для принятия ответственных финансовых решений - это вполне решаемая задача.

Марина Мухина
Руководитель группы развития и консультирования Фонда поддержки и развития филантропии КАФ (Москва)

Данная тема может быть отнесена к социальной (благотворительной) деятельности банка в рамках КСО.

Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)

Банки уже ведут работу по просвещению, другое дело, что беда граждан не в финансовой неграмотности, а, скорее, в отсутствии общей юридической культуры. Как характерный пример, приведу многообразие проблем в сфере ЖКХ. Тема ЖКХ как раз в топике самых острых тем, и опережает банковскую тему и кредиты по своей популярности. Наших граждан еще в школе надо учить общим вопросам гражданского права - как читать договор, что такое права и обязанности сторон и проч. Просвещать и учить должно государство.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

На мой взгляд, повышение финансовой грамотности является одним из основных приоритетов КСО банков.

Во-первых, это связано с тем, что большое количество граждан, особенно среди молодежи, хотели бы более интенсивно использовать финансовые услуги, но разбираться во всех тонкостях финансового дела им не очень хочется, поэтому они ищут легких путей. Это стало причиной того, что Интернет заполонили финансовые сети однодневки, действующие по принципу печально известной МММ. Каждый день появляются сайты, предлагающие удвоить или утроить вклад, а также дающие вознаграждение людям, которые приводят в структуру новых членов. Рекламируют данные финансовые сети известные видеоблоггеры и Интернет-знаменитости, которые на фоне новых автомобилей и мотоциклов, купленных менее чем за неделю, якобы на проценты по вкладам агитируют подростков и школьников вложить деньги в данную сеть. Разумеется, большая их часть исчезает спустя несколько дней после создания, а те, что не рухнули сразу, еще некоторое время работают по принципу финансовой пирамиды. Вред такого «финансового образования», я думаю, очевиден. В противовес этому настоящие и серьезные финансовые организации могли бы в доступной форме, с помощью видео и аудио лекций рассказать молодым людям, как устроен финансовый рынок, почему настоящая финансовая структура не может каждый день удваивать их вклад, как и где научиться работе с финансами. Социальные сети, youtube и прочие площадки являются местом бесплатного размещения данных материалов (а заодно и рекламы банка, так как количество просмотров топовых видео может доходить до полумиллиона), но почему-то пока ими пользуются только мошенники.

Во-вторых, существует другая прослойка людей, которая в отличие от первой боится пользоваться любыми финансовыми услугами - картами, онлайн-банкингом, электронной коммерцией и так далее из-за опасений обмана и общего недоверия. При слове кредит (даже не зная условий и процентов) они уже априори думают, что их пытаются обмануть, считают, что нельзя совершать покупки картой в Интернете из-за боязни кражи денег (хотя, они не боятся носить их в бумажнике или хранить в квартире). Данной категории граждан требуется в доступной и эффективной форме объяснить, что использование финансовых продуктов, также как и использование электричества, требует знаний и осторожности, что потенциальный риск и опасность возможны, но их можно и нужно минимизировать.

И в третьих, многие люди из-за непонимания принципов работы с финансовыми продуктами попадают в неприятные ситуации, связанные с просрочкой платежей (работая в суде, я не раз сталкивался с ситуацией, когда в процессе слушания дела по взысканию пени за задолженность по кредитам, люди, оправдывали задержку платежа тем, что забыли или просрочили «всего на неделю» или «какая разница когда, я же заплатил». При этом они не понимали того за что с них взыскали деньги в пользу банка и считали себя банком обманутыми), отказа платить кредит (мотивируя «да какая разница, ну не будут же они со мной судиться, если 30 тыс. не отдам»), не умением пользоваться продуктами и услугами («подключу-ка я все банковские услуги на смартфон без пароля, положу рядом с картой в кошелек бумажку с ее пин-кодом, запихну это все вместе в барсетку и забуду ее на лавочке, а потом буду удивляться куда со счета пропали все деньги») и т.д.

Все эти проблемы социума должны быть решаться финансовыми организациями (с поддержкой государства, разумеется). Это связано с тем, что, с одной стороны, финансовые организации и несут ответственность за все, что все связано с финансовыми рыками, а с другой, с тем, что занимаясь просвещением и решая проблемы общества в плане трудностей использования финансовых услуг, кредитные организации и расширяют свою клиентскую базу.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

Не уверена, что банки кому-то что-то в этом конкретном смысле «должны», но идея финансового просвещения именно как «техники безопасности» представляется интересной и перспективной.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Этот вопрос очень важен. Я бы сказал, что если банки будут кормить тысячи бездомных или нуждающихся, сажать ежегодно по роще, выпускать многотомные социальные отчеты, но при этом будут лукавить со своими клиентами, то ни о какой социальной ответственности речи быть не может.

Люди должны делать осознанный выбор. Тем более, что речь идет о людях, которые, частенько, обращаются в банки не от хорошей жизни. Они не обладают какими-либо специальными знаниями, не могут реально оценить свои риски, и реагируют только на сладкие рекламные призывы.

Такой работой, по ликвидации финансовой безграмотности, должно заниматься банковское сообщество, это должна быть ответственность не отдельных банков, а всего сектора. И работа эта должна носить постоянный характер, а не выражаться в компанейщине.

Екатерина Чевтаева
PR директор ОАО Банк «Народный кредит» (Москва)

Абсолютно согласна. Это как раз то, что лежит в зоне ответственности Банков. Многие банки уже запустили подобные программы - одни проводят специальные курсы, другие консультируют Клиентов онлайн. Я думаю, скоро это станет нормой для большинства финансовых организаций.

 
Владимир Зорин, Москва
Основные направления, в которых вы видите эффективность социальной ответственности?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

В настоящее время на мой взгляд эффективность корпоративной социальной ответственности низка из-за того что в стратегиях многих финансовых структур, это не позиционируется как элемент корпоративного управления, или только декларируется, а это большое недопонимание важности этих процессов. Ведь общество подсознательно начинает ориентироваться на бизнес-структуры, чье поведение на рынке ассоциируется с политикой корпоративной социальной ответственности по отношению к обществу, по отношению к своим работникам и клиентам. Если говорить о текущей ситуации, то надо говорить о необходимости выделить направление переподготовки и дополнительного обучения персонала кредитных организаций в части повышения их квалификации, потому что это и лучший сервис и качество оценки рисков и в том числе снижение издержек, повышение производительности труда и многое другое.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Если говорить о банкинге, то это: 1. финансовое просвещение 2. работа по адаптации заемщиков, оказавшихся в сложных финансовых обстоятельствах.

Анастасия Максимова
Начальник отдела связей с общественностью ЗАО "Райффайзенбанк" (Москва)

Социальная ответственность эффективна в том случае, если, в итоге, оказывает положительное влияние на устойчивое развитие общества и страны в целом.

Галина Вайсбанд
Вице-президент по управлению персоналом банка «Хоум Кредит» (Москва)

Я считаю, что особенно эффективна работа с детьми и молодежью.

Например, у нас в Банке открыт детский сад для детей сотрудников. Мы даем возможность молодым мамам спокойно работать, а деткам расти и развиваться под присмотром опытных педагогов.

Мы выпустили книгу «Дети и Деньги» для детей в возрасте 6-12 лет – с детства приобщаем их к миру финансов. Вопросы финансовой грамотности долгое время не считались обязательными в нашем обществе. Тем более мало кто уделяет внимание воспитанию финансовых навыков у детей. Наш яркий остроумный самоучитель в увлекательной форме дает ответы на многие базовые вопросы, связанные с деньгами – например, как отличить поддельную купюру от настоящей или что такое депозит и процентная ставка. Весь тираж книги распространяется бесплатно. Кроме того, она доступна для бесплатного скачивания в электронном виде.

Даже наша благотворительная программа «Синяя птица» несет в себе социальную ответственность перед обществом: мы помогаем талантливым детям с ограниченными финансовыми возможностями в разных городах России получить высшее образование в том ВУЗе, о котором они мечтали (банк выплачивает им стипендию).

Больше 50% наших сотрудников – студенты ВУЗов, которым мы даем возможность работать по удобному графику, успешно сочетая работу и учебу.

Евгения Блискавка
Директор Института финансового планирования (Москва)

Финансовое просвещение и информирование потребителей, повышение качества обслуживания, движение в сторону более гуманных честных условий сотрудничества с потребителем.

Анатолий Крайников
Начальник департамента маркетинга Транскапиталбанк (Москва)

Тут можно перечислить очень много сфер – образование, здравоохранения, экология, культура и далее по списку. Но я не хотел бы говорить беспредметно. Мне в данном вопросе хочется обратить внимание вот на какой момент. Он не отвечает на поставленный вопрос напрямую, но косвенно очень связан с ним.

За последние лет 10-15 в нашей стране очень большую силу набрали различные волонтерские движения. На мой взгляд, есть волонтерские группы, которые решают свои задачи эффективнее и качественнее, чем любая даже профессиональная организация. Я считаю, что свой вклад в развитие этого направления внесли в том числе программы КСО, реализуемые различными крупными компаниями, в том числе – банками. Был задан определенный вектор, если можно так сказать: люди работают в компаниях, вовлекаются в определенные проекты, находят единомышленников, видят конкретные результаты и то, что для благих инициатив можно найти и эффективные решения, и деньги. Потом они с большей готовностью и уверенностью инициируют что-то свое. Я знаю специалистов, кто после работы над КСО-программами в каких-то организациях в дальнейшем использовал этот опыт для запуска совершенно самостоятельных проектов, фондов и т.д. Так что эффективность КСО заключается, в том числе, в развитии нашего общества.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

Во-первых, социальное развитие самой организации – улучшение условий труда и быта персонала, повышение профессионально-квалификационных качеств персонала (в т.ч. по средствам самообразования), развитие коллектива организации, предоставления социальных льгот сотрудникам.

Во-вторых, по отношению к клиентам – улучшение сервиса, расширения линейки продуктов, создания льготных продуктов, упрощение использования продуктов.

В-третьих, развитие отрасли – добросовестные деловые практики, отказ участия в сомнительных сделках, прозрачность деятельности.

В-четвертых, развитие общества – развитие здравоохранения, экологии, культуры, спорта, образования, финансовой грамотности, развитие территорий присутствия, благотворительность, спонсорство.

В-пятых, государство и международная деятельность – поддержка национальных проектов, международных стандартов и нормативов.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

Представляется, что использование банковских инструментов – ко-брендинговых карт, процентного отчисления в пользу нуждающихся с переводов и т.п. может быть вполне эффективным и специфическим для банковского сектора инструментом благотворительности. Грамотное использование банковских технологий может быть полезным и при оплате крупных закупок медицинской, спортивной и подобной техники. Важно и то, что банки могут развивать саму финансовую культуру благотворительности, с помощью своих специфических продуктов и услуг вовлекая в благотворительность людей.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Прежде всего, как я писал выше, необходимо, чтобы корпоративная социальная ответственность была системой, а не отдельным эпизодом в деятельности банка. Если же говорить о внешней работе, то помимо направлений, ставшими уже традиционными, я бы обратил внимание на такие направления как создание инфраструктуры, поддержка местного социального предпринимательства, образование. Это те направления, вложения в которые формируют будущее.

Анна Малкина
Начальник департамента рекламы, благотворительных и спонсорских проектов Банка ЗЕНИТ (Москва)

Эффективность — один из основных критериев, по которым мы оцениваем наши благотворительные программы. Могу сказать, что все проекты, которые мы поддерживаем уже не первый год, этому критерию отвечают. Они действительно улучшают жизнь людей, помогают развитию регионов, в которых мы работаем. Скажу несколько слов об основных направлениях нашей благотворительной деятельности.

Первым из таких направлений для нас является защита детства, развитие образования, творчества, талантов среди молодежи. Из последних событий — музыкальный фестиваль всемирно известного пианиста Дениса Мацуева в Новосибирске, спонсором которого выступила  Банковская группа ЗЕНИТ. В одном из концертов выступали молодые музыканты творческой школы «Мастер-класс», которую мы поддерживаем уже на протяжении 13 лет.

Другим направлением социальной ответственности мы выбрали для себя помощь малообеспеченным, пожилым, обездоленным и больным. В частности, у нас есть адресные  пенсионные программы для различных категорий граждан, которым, по нашему мнению, нужна дополнительная поддержка.

Третье важное для нас направление – развитие спорта, особенно детского. В 2013 году впервые в истории Москва принимала Кубок мира по Регби-7, генеральным спонсором которого на территории России выступил Банк ЗЕНИТ. В рамках этого состязания мы совместно с нашим партнером – Национальным благотворительным фондом развития детского регби – организовали отдельный регбийный фестиваль для детей «Будущие звезды овального мяча на Кубке мира по регби-7 в Москве». Свыше 600 мальчишек из разных регионов России и ближнего зарубежья смогли не только попробовать свои силы в детском турнире, но и посмотреть на игру лучших команд со всего мира.

Еще одно направление нашей благотворительной деятельности – поддержка проектов в области культуры и искусства. Банковская группа ЗЕНИТ осуществляет ряд долгосрочных проектов по сохранению и реставрации памятников культуры. Приведу только один пример: мы участвовали в восстановлении памятников истории и культуры древнего города Булгар и острова-града Свияжск в Республике Татарстан. В октябре состоялось торжественное открытие отреставрированной Сергиевской церкви в Свияжске, и эффективность данного социального инвестирования оценило руководство Республики Татарстан.

 
Юлия Уханова, ведущая онлайн-конференций Bankir.Ru, Москва
На ваш взгляд, насколько социальная позиция российских компаний и банков способна на сегодняшний момент влиять на развитие или капитализацию бизнеса, на его инвестиционную привлекательность?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Сегодня, если бизнес-структура думает о своем будущем развитии и конкурентоспособности, она обязательно включает в свою стратегию – развитие корпоративной социальной ответственности так как это не только имиджевая составляющая, но серьезный показатель для любого акционерного общества в особенности имеющих акции которые обращаются на бирже. И для любого инвестора реализация политики КСО является элементом доверия, что значительно повышает интерес инвесторов к данной бизнес-структуре и инвестиционный интерес в этом случае гораздо выше.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

КСО оказывает влияние на имидж компании, на ее образ на рынке, поэтому ее влияние КСО на капитализацию сложно переоценить.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

Способна. В какой степени – этот вопрос требует детального исследования.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Еще лет 10 назад я бы сказал, что социальная позиция может произвести впечатление только на иностранных инвесторов. Но ситуация, во-многом меняется. Сегодня уже и отечестаенные инвесторы приглядываются к уровню "социальности" банка, да и потребители, как показывают исследования, также начинают лбращать на это внимание. Но дотого момента, когда соуиальная позиция станет хоть в какой-то мере определяющей - очень далеко.

Анна Малкина
Начальник департамента рекламы, благотворительных и спонсорских проектов Банка ЗЕНИТ (Москва)

Социальное инвестирование принципиально значимо с точки зрения укрепления деловой репутации, позиционирования бренда, развития внутренней корпоративной культуры. Мировой опыт показывает, при прочих равных социально ответственная компания, безусловно, обладает большей инвестиционной привлекательность, чем компания, которая не уделяет этому достаточного внимания.

 
Загидулин Ильнар, Казань
Не считаете ли вы, что без поддержки и стимулирования со стороны государства всякие инициативы в области социальной ответственности зачахнут в зародыше?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Да, очень хотелось бы больше взаимодействия и взаимопонимания между бизнесом и властью, это вероятно сделало бы государственно-частное партнерство в сфере социальных проектов более широким и многогранным, что несомненно поможет снижать социальную напряженность во многих случаях. В чем должно выражаться это сотрудничество это уже предмет переговоров власти и бизнеса, но общество от этого выиграет, это несомненно.

Анастасия Максимова
Начальник отдела связей с общественностью ЗАО "Райффайзенбанк" (Москва)

Опыт и практика нашей деятельности показывают, что наши соотечественники – это замечательные и самоотверженные люди. Они могут даже без дополнительной поддержки со стороны государства вершить великие маленькие и большие подвиги ежедневно. У нас огромное количество таких примеров по многим городам России. Мы со своей стороны постарались поддержать самые передовые из тех, что встречались на нашем пути.

Евгения Блискавка
Директор Института финансового планирования (Москва)

Нет, не считаю. Тут вопрос не к мерам поддержки, а к сути самих проектов и способам их реализации.

Если банк решил сделать серию образовательных видео уроков или брошюр для потребителей по финансовой грамотности – то ему придется потратит весьма солидную сумму на разработку + внушительный бюджет на донесение продукта до конечного потребителя (СМИ у нас к сожалению пока редко делает различия между рекламой и материалами социального назначения), что обязательно приведет к необходимости поддержки или вопросам о жизнеспособности данной инициативы. Но если это делает объединение «социально ответственных банков» - то это мизерные вложения в разработку от каждого + колосальные консолидированные возможности распространения в обход СМИ и в результате значимые результаты в деле финансового просвещения потребителей.

Марина Мухина
Руководитель группы развития и консультирования Фонда поддержки и развития филантропии КАФ (Москва)

Не считаю. Есть примеры компаний: Кока-Кола, Моделез, Северсталь, Полюс-золото, Амвэй и пр.

Здесь идет речь о частно-государственном партнерстве.

Анатолий Крайников
Начальник департамента маркетинга Транскапиталбанк (Москва)

Нет, я так не считаю. Инициативы бывают очень разными, в том числе по масштабу. Программы КСО вполне могут реализовываться самостоятельно в абсолютном большинстве случаев.

Наталья Замаева
Координатор выездных донорских акций благотворительного фонда помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (Москва)

Социальная ответственность компании – это одна из редких вещей, которая вполне, на мой взгляд, может развиваться без поддержки государства. Главное в этом деле – это политика самой компании и желание сотрудников участвовать в корпоративной благотворительности.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

Несмотря не то, что КСО финансовой организации может (и, наверное, должно) существовать без поддержки государства, его участие сделало бы процесс развития системы КСО в российских организациях более быстрым и эффективным. А учитывая то, что это выгодно и государству, и бизнесу – я считаю, что небольшая помощь со стороны гос. структур была очень актуальна.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

Поддержка государства – значимый фактор, но более значимый, на мой взгляд – прессинг со стороны общества, неформальных групп и НКО.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Важно другое, чтобы "стимулирование" не превращалось в давление, как это иногда происходит. Я не считаю, что все зачахнет, хотя в нашей стране роль государства, действительно, сильна. Определяющую роль в развитии КСО на западе сыграло общество и судебная система. И КСО развивалась именно как элемент риск-менеджмента - слишком уж велики риски давления на компанию со стороны общества или профсоюзов. Любой спор, любые претензии могли привести (и приводили) к серьезным финансовым потерям. У нас ситуация иная - и общество более терпимое, если не сказать: пассивное, да и судубной практики нет. Так что развитие КСО у нас стимулируется иными факторами: желанием наладить взаимодействие с госорганами и местными властями, нелбходимостью снизить социальную напряженность на территориях присутствия и, конечно, доброй волей. У нас этот последний фактор также тчень силен.

Екатерина Чевтаева
PR директор ОАО Банк «Народный кредит» (Москва)

Нет, я так не считаю. Более того, я с уверенностью могу сказать, что среди нас очень много инициативных самоотверженных людей, которые способны организовать и вдохновить на добрые дела других. Самое главное это ясная цель, осознание своей ответственности и силы, а также умение взаимодействовать с людьми, понимать их контекст. Это то, что создает основу социально ответственной организации.

Елена Кожадей
Директор департамента корпоративных коммуникаций и рекламы Росбанка (Москва)

Согласна, что грамотное государственное стимулирование и регулирование будет способствовать развитию уже существующих и старту новых проектов, например, в сфере экологии. Хотя многие инициативы бизнес начал без поддержки государства, например, благотворительные. И многие из них работают достаточно успешно уже много лет.

 
Анна Линшаева
Уважаемые эксперты, на ваш взгляд, какими качествами в идеале должен обладать социально ответственный банк?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Социально ответственный банк , должен публично определить свои принципы корпоративной социальной политики в соответствии с нормами которые определены международным стандартом ISO26000 и при этом не только эти принципы декларировать но и следовать им. Однако это идеальный портрет корпоративной социальной политики и в российских условиях этим принципам соответствуют очень небольшое количество финансовых структур.

Анастасия Максимова
Начальник отдела связей с общественностью ЗАО "Райффайзенбанк" (Москва)

Социально ответственный банк должен следовать основным принципам ведения бизнеса:

1. Прозрачность ведения бизнеса. Открытость и прозрачность при взаимодействии с партнерами, клиентами, сотрудниками и представителями власти являются для Райффайзенбанка важнейшим приоритетом. Раскрываемые банком сведения о деятельности позволяют справедливо оценивать риски и принимать решения о долгосрочном сотрудничестве. Банк строго соблюдает требования Российского законодательства.

2. Статус ответственного работодателя. Так, Райффайзенбанк является ответственным работодателем для почти 10 000 своих сотрудников, создает для них достойные условия труда, предоставляет необходимый социальный пакет и обеспечивает конкурентоспособным вознаграждением. В банке разработаны и постоянно обновляются программы обучения и развития персонала. Стремясь повысить социальную защищенность сотрудников, Райффайзенбанк формирует корпоративный пенсионный план.

3. Активно участвовать в проектах, направленных на устойчивое развитие общества в целом (благотворительные и спонсорские проекты).

Галина Вайсбанд
Вице-президент по управлению персоналом банка «Хоум Кредит» (Москва)

Социально ответственный банк должен быть честным и открытым перед обществом, клиентами, сотрудниками, партнерами и акционерами, неравнодушным, активным, понимать потребности общества и относиться к ним ответственно.

Анатолий Крайников
Начальник департамента маркетинга Транскапиталбанк (Москва)

В первую очередь – системностью в выполнении взятых на себя обязательств.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

Все основные параметры представлены в стандартах (ISO26000, SA 8000). Нужно просто следовать им.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

Важное качество: люди должны понимать, что этот банк реально что-то делает для нуждающихся. И, разумеется, предоставляет качественные продукты и качественный сервис, удобный для клиентов.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Честностью и низкими ставками по кредитам.

Екатерина Чевтаева
PR директор ОАО Банк «Народный кредит» (Москва)

В основе деятельности социально ответственного Банка лежат принципы доверия, заботы, надежности и честности. Такой Банк ориентируется в окружающем обществе и активно заинтересован в его благополучии. Работа в такой организации ведется открыто и прозрачно в отношении всех лиц, вовлеченных в процесс.

 
Геннадий Львович, Москва
Вопрос к представителям АРБР – почему бы вам не инициировать площадку социальных отчетов банков и не ввести систему оценки социальной позиции российских банков? Представляется, что это могло бы поощрить развитие темы корпоративной социальной ответственности в России?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

На самом деле необходимо не устраивать площадку социальных отчетов банков или иных финансовых структур, а развивать процесс просвещения наших бизнес-структур о пользе и влиянии коропоративной социальной ответственности финансовых организаций на их имидж и позиционирование в бизнес-среде, в глазах власти и клиентов. И в этой связи мы ведем переговоры с порталом Bankir.ru о создании рубрики на портале «Корпоративная социальная ответственность», с тем чтобы вместе вести этот непростой разговор с участниками рынка по указанной проблематике. Надеюсь, что это даст свои плоды, хотя как всякое новое внедряется в нашей бизнес-среде медленно.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Хорошая идея и мы уже думаем, как это реализовать.

 
Викулина Елена
В последнее время в некоторых банках создаются подразделения социальных программ. На ваш взгляд, как выстроить работу такого подразделения, с чего начать и как измерять его деятельность?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

На мой взгляд, как эксперта я считаю что работа подобного подразделения должна начинаться с анализа стратегии развития и деятельности кредитной организации, (если таковая имеется) и выделить из стратегии те разделы которые являются элементами корпоративной социальной политики данной структуры и разработать алгоритм их реализации. Если нет стратегии или отсутствуют необходимые задачи, то придется это все разрабатывать и утверждать на Совете директоров и только после этого приступать к реализации этих социальных проектов.

Анастасия Максимова
Начальник отдела связей с общественностью ЗАО "Райффайзенбанк" (Москва)

Рассмотрением всех благотворительных заявок в Райффайзенбанке занимается отдел связей с общественностью в лице его руководителя, которому помогает специальный сотрудник, ведущий все благотворительные проекты Банка. В банке разработана и действует специальная процедура в области корпоративной социальной ответственности, которой мы строго придерживаемся в ежедневной работе. Согласно внутренним процедурам для одобрения заявка должна соответствовать утвержденной руководством политике Банка в области корпоративной ответственности; благополучатель обязательно проходит проверку службой безопасности Банка; непременным условием является заключение договора, на который ставятся визы всех заинтересованных подразделений Банка, с последующим предоставлением подробного отчета по расходуемым средствам.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

Управление социальными программами (в виде подразделения или чего-еще), как и любой организационно-управленческий процесс, должно быть подчинено целям и стратегии самой организации. При этом рекомендуется использовать имеющийся опыт (в т.ч. международный), стандарты, результаты исследований. Только таким образом социальные программы могут принести пользу, как объекту, так и субъекту деятельности.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

С установления контактов с НКО, обладающими авторитетом в намеченной области благотворительности. Не стоит изобретать велосипед. Разумно пользоваться помощью экспертов и практиков благотворительности.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Прежде всего, необходимо четко сформулировать цель и принципы такой работы. Также важно, чтобы социальная ответственность на становилась уделом одного подразделения, которое, к тому же, будет иметь внутри "славу" людей, попросту тратящих деньги. Работа по формированию социальной ответственности должна быть интегрирована во все процессы банка. А это значит, что концепция социальной ответственности должна быть доведена до каждого сотрудника, должна быть понятна каждому мотруднику и, что важно, в идеале каждый сотрудник ее должен разделять.

Анна Малкина
Начальник департамента рекламы, благотворительных и спонсорских проектов Банка ЗЕНИТ (Москва)

Расскажу на примере Банковской группы ЗЕНИТ. За координацию благотворительной деятельности у нас отвечает Управление благотворительных и спонсорских проектов Департамента рекламы благотворительных и спонсорских проектов головного банка. Задачи Управления — это разработка благотворительных программ, организация участия в них всех 5 банков, входящих в Банковскую группу ЗЕНИТ, мониторинг исполнения бюджета.

Серьезным этапом для нас стало создание Комиссии по оценке эффективности благотворительной деятельности. Члены комиссии приводят организацию благотворительности в соответствие с современными стандартами корпоративного управления. А в начале 2013 года, мы разработали «Стратегию благотворительной деятельности Банковской группы ЗЕНИТ».

Эта стратегия четко определила принципы и подходы к нашей благотворительной деятельности. Могу сказать, что теперь работа стала более системной, мы четко понимаем, по каким критериям нам нужно отбирать благотворительные программы и оценивать их результат. Думаю, компаниям, активно занимающимся благотворительностью, может быть полезен этот опыт.

 
Михаил Сенков
Уважаемые участники, оцените, пожалуйста, состояние благотворительности в России – плюсы минусы, направления, которые актуальны
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Как ни удивительно в России есть свои чемпионы по благотворительности, это и ФК «Уралсиб» и другие, но надо отметить что нецелесообразно когда над одним и тем же детским домом начинает работать несколько благотворителей, то это превращается в своеобразное соревнование по обеспечению сирот различными подарками и т.д., когда в большей степени этим детям необходима социализация и адаптация к условиям жизни в современном мире, а не развитие иждивенчества.

Анастасия Максимова
Начальник отдела связей с общественностью ЗАО "Райффайзенбанк" (Москва)

Основную проблему видим в том, что наше общество пока не готово к проведению проактивных мероприятий, направленных на развитие социальных инвестиций - «дать удочку и научить ловить», предпочитая работать «по старинке», реактивно - «и кормить рыбой».

Однако, однозначно можем отметить усиление благотворительного сообщества в лице профессиональных организаций, а также инициативных групп людей, которые совместными усилиями вносят достойный вклад в устойчивое социальное развитие России.

Марина Мухина
Руководитель группы развития и консультирования Фонда поддержки и развития филантропии КАФ (Москва)

Про состояние благотворительности в России можно прочитать на электронном портале Филантроп http://philanthropy.ru/

Анатолий Крайников
Начальник департамента маркетинга Транскапиталбанк (Москва)

Главный плюс – то, что благотворительным программам в России уделяется внимание. Несмотря ни на какие кризисы, «времена перемен», трудности и пр., сфера благотворительности развивается.

Наталья Замаева
Координатор выездных донорских акций благотворительного фонда помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (Москва)

Благотворительность для современной России – вещь достаточно новая. Поэтому хорошо, что она вообще есть. Фонд «Подари жизнь» занимается сбором средств на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями, а также помощью онкологическим и гематологическим клиникам, где лечатся дети и молодые взрослые. За 7 лет работы Фонда объем собираемых средств возрос на порядки, что свидетельствует о возрастающей социальной ответственности как людей, так и компаний. Во многих компаниях активная деятельность сотрудников как волонтеров приводит к созданию инициативных групп, в результате чего начинает формироваться та самая социальная ответственность компании, о которой сегодня идет речь. Во многих компаниях проходят донорские акции, сотрудники участвуют в субботниках в больницах, активно развивается больничное волонтерство в самых разных формах. Многие компании уже не один год участвуют в таких программах, как «Благотворительность вместо сувениров» или «Мили милосердия». Все это можно отнести к плюсам состояния благотворительности в нашем обществе.

Из минусов могла бы отметить довольно настороженное отношение к благотворительности, связанное с нечистоплотностью некоторых граждан. Бороться с этим можно только одним способом – полной открытостью деятельности благотворительных фондов, а также совершенствованием законодательства в этой области. Кроме того у нас еще недостаточно развита помощь взрослому населению. Пока гораздо более активно люди помогают детям. Так что тут есть простор для деятельности.

Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)

Я бывал на некоторых конференциях по КСО. Чаще на них выступают филиалы и представительства западных компаний, но есть и российские компании – в основном, крупные. Табачные компании любят КСО – видимо, чувствуют, что надо «замаливать» грехи. Что еще? На конференциях обычно идет путаница между КСО и маркетингом - к примеру, представитель компании с радостью рассказывает, как «помогли детдому» и как это событие освещалось приехавшими ТВ-журналистами на раздачу подарков. Это и есть самый большой минус российской КСО - бизнесмены не чувствуют разницу между КСО и PR. Кроме того, сам объем программ КСО, обычно, небольшой, что, в свою очередь, не гарантирует стойких, заметных результатов.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

Плюс заключается в том, что благотворительность представляет собой хорошее и социально-одобряемое действие, что уже хорошо для любой компании.

Минусы – первый заключается в отсутствии системности управления социальными и благотворительными программами. А второй в серьезной дискредитации некоторых (даже широко известных) благотворительных программ нецелевым использованием полученных средств и неприкрытой составляющей пиар акции (за которой вообще не видно самой благотворительности).

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

Очень сложный вопрос. На эту тему можно писать диссертацию... Удовлетворительно решаются вопросы сбора денег и организации экстренной медицинской помощи детям, но взрослым и старикам – значительно хуже. Активно работают НКО, борющиеся с сиротством, но общая ситуация – особенно, с детьми, имеющими ярко выраженные особенности – далека от совершенства. Неплохо работает массовый фандрайзинг в ситуациях катастроф и стихийных бедствий, но для других проектов массово собирать небольшие пожертвования сложно. Слаба поддержка организаций, помогающих животным. Культурные инициативы с трудом находят финансирование и теперь, когда вступил в силу «табачный закон», они еще больше потеряли финансирование (табачникам запрещено этим заниматься). ВИЧ/СПИД/наркомания/бездомные/мигранты и беженцы – темы, которых многие боятся.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Благотворительность является ключевой составляющей социальной деятельности российских компаний. Это наше, российское восприятие, продиктованное нашим характером, нашими традициями, сформировавшимися за тысячелетнюю историю православия. И даже 70 лет советской власти не смогли убить в нас желание благотворить. Одновременно с этим в нашей стране, увы, еще очень много проблем, которым иначе как благотворительностью не поможешь.

Крупные компании отчитываются о своей благотворительной деятельности. И мы знаем, что это миллиарды рублей. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то отчетов здесь мы не увидим, однако, как показал наш опрос, который мы проводили как-то внутри ОПОРЫ РОССИИ, почти все предприниматели так или иначе занимаются благотворительностью, частенько проявляя значительно бОльшую щедрость, чем крупные корпорации. Конечно, в относительном выражении.

Екатерина Чевтаева
PR директор ОАО Банк «Народный кредит» (Москва)

Согласна с Николаем Николаевым, что благотворительность в России традиционно исходит из нашей ментальности и восприятия жизни. Плюс в том, что это сфера деятельности активно развивается и поддерживается крупными корпорациями и различными инициативными группами. Не побоюсь этого выражения, «благотворительность сегодня в тренде», и это здорово. Технологический прогресс и развитие социальных сетей играют в этом колоссальную роль, что заостряет внимание людей на проблемах и значительно ускоряет процесс развития.

 
Юлия Уханова, ведущая онлайн-конференций Bankir.Ru, Москва
Насколько, на ваш взгляд, реальна реализация социально ответственности не в благотворительных или экологических программах, а в конкретном бизнес-продукте банка или компании?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

По моему реализация социальной ответственности может быть и в конкретных продуктах и услугах кредитных организаций если сотрудники этой бизнес-структуры в рамках кредитных продуктов качественно объясняют клиенту условия выдачи кредита, его условия и последствия в случае его не возврата, то это тоже элемент социальной ответственности и как правило, чем лучше взаимодействие сотрудника банка и клиента на стадии подготовки кредитного договора, тем больше шансов иметь его в качестве постоянного клиента. Конечно, это требует квалифицированных и глубоких знаний и самого сотрудника банка,

Марина Мухина
Руководитель группы развития и консультирования Фонда поддержки и развития филантропии КАФ (Москва)

Есть CRM (cause related marketing) методика, для конкретного бизнес продукта.

Анатолий Крайников
Начальник департамента маркетинга Транскапиталбанк (Москва)

Абсолютно реальна. На опыте Транскапиталбанка могу привести примеры двух конкретных программ. Обе действуют у нас уже достаточно давно и пользуются устойчивым спросом.

Для корпоративных клиентов мы предлагаем финансирование энергосберегающих проектов. Это программа, которую Транскапиталбанк осуществляет совместно с Международной Финансовой Корпорацией и Европейским Банком Реконструкции и Развития, нашими основными международными акционерами. Она была создана специально для поддержки предприятий, модернизирующих производство с помощью технологий, позволяющих снизить энергопотребление и связанные с этим расходы. Например, предприятие планирует инвестировать в энергоэффективные технологии, чтобы сократить себестоимость продукции и повысить свою конкурентоспособность, а также снизить риски, связанные с постоянным повышением цен на энергоносители. Это может быть модернизация оборудования или ремонт с использованием энергоэффективных технологий и материалов, замена окон и пр.

Розничное предложение - «Зеленый кредит» на ремонт и благоустройство квартиры, комнаты или дома. Продукт отличается пониженной ставкой. Предлагается клиентам, кто в процессе ремонта собирается использовать «зеленые» технологии. Это могут быть любые энергосберегающие решения: сохраняющие тепло отделочные материалы, экономно расходующая электричество и воду бытовая техника, энергосберегающие лампы и пр.

Наталья Замаева
Координатор выездных донорских акций благотворительного фонда помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (Москва)

На мой взгляд, реализация благотворительных программ вполне возможна в бизнес-продуктах, к примеру, информируя население об актуальных проблемах, например, о развитии донорства.

Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)

КСО - это всякая благотворительность, увязанная с бизнесом компании, КСО имеет стратегический устойчивый характер. Благотворительность же с бизнесом обычно не связана, она может представлять хаотичный набор разных пожертвований – в виде платежей некой преуспевающей компании - в ответ на поступающие просьбы граждан извне.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

Для банка создание подобных бизнес-продуктов и будет наиболее полноценной форме проявление КСО. Это довольно сложно, но очень эффективно как для банка, так и для общества. Поэтому я бы рекомендовал финансовому сектору задуматься именно об этом аспекте КСО.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

Реальна. Например, ко-брендинговые карты, созданные вместе с благотворительными организациями. Или специальные банковские сервисы, предоставляющие легкую возможность благотворительных пожертвований при любой банковской транзакции, система благотворительных отчислений при переводах денег и т.п., использование банковских технологий для упрощения пожертвований и минимизации потерь, система пожертвований через банкоматы и интернет.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Конечно. Проявлением социальной ответственности в продукте могут стать доступность, честность, открытость условий, хорошее обслуживание. А вот к продуктам, которые смешивают коммерцию и благотворительность, я отношусь весьма скептически. Благотворительность, это дело весьма личное, а потому использование благотворительных призывов для привлечение клиентов или стимулирования их финансовой активности, мне кажется не очень этично. Хотя, конечно, есть и исключения.

Анна Малкина
Начальник департамента рекламы, благотворительных и спонсорских проектов Банка ЗЕНИТ (Москва)

Абсолютно реальна. Скажем, в Банке ЗЕНИТ уже несколько лет существуют специальные банковские продукты — благотворительные платежные карты «Регби - детям России» (совместно с Национальным благотворительным фондом развития детского регби) и «Подари улыбку детям» (совместно с Российской общественной организацией «Операция Улыбка»).

Владельцы таких карт просто расплачиваются ими в магазинах при совершении своих обычных покупок, а Банк перечисляет определенный процент от потраченного в качестве пожертвований соответственно на развитие детского регби и на операции больным детям. Эти карты достаточно популярны у наших клиентов и партнеров: число их пользователей и размер пожертвований постоянно растут.

 
Оксана Коршанова, Самара
По вашим ощущениям, как благотворительность и инициативы в сфере социальной ответственности сегодня влияют на репутацию банка?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Говоря математическим языком, прямо пропорционально, чем больше банк проводит благотворительных акций или имеет конструктивную корпоративную социальную политику, тем больше граждан хотят быть клиентами такой структуры так как сегодня уже общество имеет свою точку зрения на бизнес и с уважением относится к тем бизнес-структурам, которые ведут себя лояльно по отношению к обществу.

Галина Вайсбанд
Вице-президент по управлению персоналом банка «Хоум Кредит» (Москва)

В основе социально ответственного поведения банка всегда лежит культура и ценности компании, а не PR-стратегия. Со временем, конечно, это становится частью репутации.

Марина Мухина
Руководитель группы развития и консультирования Фонда поддержки и развития филантропии КАФ (Москва)

Компании, которые сформулировали лишь финансовые цели, не достигают в стратегической перспективе тех финансовых результатов, которые достигают компании с более широким диапазоном ценностных установок.

Наталья Замаева
Координатор выездных донорских акций благотворительного фонда помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь» (Москва)

Благотворительная и социально-ориентированная деятельность, безусловно, положительно влияет на репутацию, повышая доверие потенциальных клиентов к банку, а также мотивируя сотрудников к более активному вовлечению, как в социальные инициативы банка, так и за его пределами.

Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)

Конечно, положительно влияют. Лишь бы эти инициативы крупными и заметными в масштабах общества, хотя бы, в масштабах клиентской базы банка.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

Влияет исключительно положительно, чем лучше репутация – тем больше клиентов.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

Банки бывают разные. Есть ориентированные на крупные вклады, есть – ориентированные на массовые небольшие вклады. Потому стратегии повышения репутации могут быть разными. Но в целом благотворительные и социальные инициативы, безусловно, имеют положительное влияние на репутацию.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Как я и говорил выше, постепенно этот фактор приобретает все бОльший вес.

Екатерина Чевтаева
PR директор ОАО Банк «Народный кредит» (Москва)

Благотворительная деятельность это то, что выделяет Банк на фоне других при условии положительной репутации по остальным показателям. То есть, на мой взгляд, это является прекрасным инструментом построения позитивного имиджа и лояльности населения в том случае, если Банк надежен во всех отношениях- с Клиентами, с Партнерами и теми, кому он оказывает поддержку. Тогда он вызывает доверие и уважение. Сегодня многие занимаются благотворительностью, и это логично. Успешные люди и компании должны работать на отдачу, это способствует еще большему процветанию.

 
Игорь Долин
Рекрутинг специалистов по социальной ответственности – где их взять?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Учить и воспитывать специалистов по социальной ответственности из числа своих сотрудников, которые прониклись корпоративным духом и интересами Вашей бизнес-структуры.

Галина Вайсбанд
Вице-президент по управлению персоналом банка «Хоум Кредит» (Москва)

На мой взгляд, социальная ответственность – это не профессия, а состояние души. Специалистом в этой сфере может стать любой сотрудник компании, у которого есть призвание и желание… В нашем банке мы не набирали специалистов по социальной ответственности – люди сами проявили инициативу, чтобы вести эти проекты.

Марина Мухина
Руководитель группы развития и консультирования Фонда поддержки и развития филантропии КАФ (Москва)

Например, есть центр корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс ВШМ СПбГУ, или ВШЭ в Москве. Есть МИРБИС.

Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)

Это те же люди из маркетинга, но понимающие разницу между КСО и PR.

Александр Неверов
Ассистент, к.с.н. Российский университет дружбы народов (Москва)

Люди с образованием в сфере социологии, психологии, PR, маркетинга, управления персоналом. Конечно, им потребуется дополнительное обучение, но, имея подобное базовое образование и опыт работы, им будет гораздо легче освоить проблематику КСО.

Лидия Тихонович

Обозреватель портала "Филантроп" и журнала "Деньги и благотворительность", к.ф.н., зав. кафедрой общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Института практической психологии и психоанализа (ИППиП) (Москва)

В НКО. Что, собственно и делают многие компании.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

В идеале, такой специалист должен обладать уникальными компетенциями. Это и знания в социальной сфере, и понимание специфики бизнеса, и аналитическое мышление, и прекрасные организаторские способности. Я не знаю, где готовят таких специалистов. Чаще всего, или они сами возрастают в компании, или их "выращивают", предоставляя возможности дополнительного разностороннего обучения.

 
Лопатина Елизавета, Санкт-Петербург
Как вы считаете, основным направлением реальной социальной ответственности банков должно стать обеспечение прозрачного и ответственного кредитования или что-то еще?
Георгий Медведев
Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Ответственное ведение бизнеса, это наверно не только социальная политика, но и требования федерального закона «О банках и банковской деятельности». Относительно транспарентности, это ближе к социальной ответственности, и существенно влияет на поведение клиентов, так как для них важно кто является собственником банка и насколько социальный облик имеет этот собственник.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Прежде всего, да – обеспечение прозрачного и ответственного кредитования. Но было бы неплохо, чтобы банки также активнее работали с финансовым омбудсменом. В идеале я бы видел банки в качестве «локомотивов» накопительного тренда. Ибо настоящее гражданское общество возникает лишь там, где есть сбережения и накопления. Россию надо выводить из бума потребления и кредитования.

Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)

Я не уверен, что социальная ответственность банков состоит в обеспечении «прозрачного» и «ответственного» кредитования. Кредитование регулируется нормативной базой, и именно за нарушение действующих норм в этой сфере банки несут ответственность. Отвечать за то, что клиенту не рассказали, что набирать кредиты выше своих возможностей глупо, или что клиент ведет слишком агрессивную и рискованную стратегию для своих инвестиций - банк не должен. Клиента никто не заставляет, он сам делает выбор, а банк только дает возможность осуществит этот выбор.

Николай Николаев
Вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", генеральный директор Рейтингового Агентства "РЕПУТАЦИЯ" (Москва)

Наверно, это одна из самых важных составляющих, но не единственная. А как же взаимоотношения с трудовым коллективом, а как ответственная информационно-рекламная политика и т.д.? Одним прозрачным кредитованием социально-ответственным не будешь.

Елена Кожадей
Директор департамента корпоративных коммуникаций и рекламы Росбанка (Москва)

Я бы согласилась с утверждением, что в первую очередь по-настоящему ответственен не тот бизнес, что ответственно тратит (пример, благотворительность), а тот, что ответственно зарабатывает (пример, ответственное кредитование). Это если выбирать между этими двумя понятиями. Но, на мой взгляд, важно смотреть на социальную ответственность бизнеса глобально. Нужно ясно понимать, как бизнес вообще работает, как выстраивает отношения с клиентами, партнерами, сотрудниками, поставщиками и т.д. Из всего этого складывается социальная ответственность бизнеса, как пазл из многих деталей.