Найти на сайте:

On-line конференции

«Финансовая грамотность: с чего начать?|27.12.2011|

Он-лайн-конференция проводится совместно с Ассоциацией региональных банков России, Финансовым университетом при Правительстве России, программой «Финансовый диалог», журналом «Банковское обозрение», порталами 123Credit.ru и Ipocredit.ru, Национальной ассоциацией кредитных брокеров и финансовых консультантов.

Словосочетание «повышение финансовой грамотности» успело набить оскомину. Эксперты констатируют: состояние финансовой грамотности россиян ужасает. И пытаются найти форматы решения этой проблемы…

Нужны ли финансовые учителя России? Где, кто и как может проводить финансовый ликбез? Какой должна быть эффективная программа повышения финансовой грамотности?

Надеемся, что по этим вопросам выскажутся не только участники конференции, но и посетители Bankir.Ru

Участники

Анатолий Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России (Москва) Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России (Москва)
Георгий Медведев, Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва) Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)
Диана Маштакеева, Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва) Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)
Ян Арт, Главный редактор портала Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России и Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, к.э.н. (Москва) Ян Арт
Главный редактор портала Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России и Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, к.э.н. (Москва)
Дмитрий Равкин, Директор журнала 
Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)
Игорь Мальцев, Руководитель программы Игорь Мальцев
Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)

Итоги он-лайн-конференций читайте в разделе «Публикации» портала Bankir.Ru.

Желаете принять участие в конференции?
Вопросы принимаются до 26 декабря

15.11.2011 Лаэв Татьяна

Здравствуйте, я являюсь независимым финансовым советником; имею 20-ти летний опыт работы в банковской системе и параллельно 10-ти летний опыт преподавания в Красноярском Государственном Университете по курсу "Банковское дело". В настоящий момент активно занимаюсь вопросом "Финансовой грамотности населения". Я лично разработала программу "Основы финансовой грамотности" для  школьников старших классов и для граждан активного возраста. Я считаю, что "Основы финансовой грамотности"  ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно преподавать школьникам в рамках школьной программы (с 8-го по 11 классы) и делать это должны грамотные финансисты, имеющие практический опыт работы в финансовых институтах. Однако на сегодняшний день ситуация такова: я обращалась к директорам школ с предложением ввести факультативное занятие по курсу "Основы финансовой грамотности" - и я столкнулась с полным непониманием со стороны руководства школ (лицеев и гимназий) "Зачем это надо?" . Я обращалась в Департамент образования Администрации города - там также это никому не нужно. Я пыталась организовывать семинары и тренинги для населения - та же картина. Отсутствие элементарных знаний в сфере личных финансов приводят к последствиям: торможения  расширения спектра финансовых инструментов  и технологий для честных участников финансового рынка, и одновременно создает благоприятную почву для недобросовестных игроков финансового рынка. Я считаю вопрос формирования финансовой культуры в России - национальным вопросом и поэтому участие в этом процессе ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть со стороны Государственных органов (департаментов образования, социальных органов и т.д).

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России (Москва)

Полностью поддерживаю ваше мнение. Развитие финансовой культуры в стране по своей сути задача, сравнимая с проблемой ликвидации безграмотности в 20-е годы прошлого века. И эта задача должна стать одним из приоритетов государства.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Вы совершенно правы, проблема финансовой грамотности является государственной функцией, но к сожалению государство очень медленно и неповоротливо исполняет свои обязанности.

Органы власти на местах не хотят брать на себя инициативу в таких вопросах, так как хотят получить федеральные средства на такие проекты. Однако, как часто бывает в России, за разговорами о грамотности забалтывается сам процесс реализации, и здесь нет никаких проблесков в сознании чиновников. Придется ждать очередной государственной компании по проблеме повышения финансовой грамотности россиян.

07.12.2011 Екатерина

Добрый день! Работаю в банковской сфере 4,5 года как с клиентами - юридическими лицами, так и с клиентами - физическими лицами. Ужаснулась при общении с клиентами разных категорий. Я понимаю, что сложно шахтеру что-то объяснить, когда он профессионал поз землей - и это здорово! И очень сложно его обучить финансовой граммотности, когда он "пашет" под землей. Поэтому считаю необходимым, действительно необходимым, преподавать основы финансов в старших классах школы. Другой вопрос - кто будет эти основы составлять и утверждать??? И будут ли они введены в образовательную программу как необходимость???

Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)

Я, безусловно, не специалист в области школьного образования, но думаю, что нескольких уроков по этой теме в рамках школьного курса обществознания будет вполне достаточно. Для составления программ надо привлечь представителей финансовой отрасли (кого-то от участников рынка и от регуляторов) и профессиональных педагогов и методистов. Инициатива по привлечению финансистов к этому делу должна исходить от педагогического сообщества.

Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

В Финансовом университете при Правительстве России сегодня идут разработки учебников по финансам и экономике. Мы считаем, что подобные уроки должны быть введены в образовательную программу.

Ян Арт
Главный редактор портала Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России и Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, к.э.н. (Москва)

На мой взгляд, тут кроется возможная ловушка. Как показывает практика, все новые курсы в программу российской школы вводятся за счет очередного урезания часов, отведенных на литературу, историю, географию, русских язык. Такой подход, на мой взгляд, неприемлем. Я – за финансовую грамотность, но не за счет фундаментального образования, которое всегда было и будет основой культуры и цивилизации. Если школы начнут выдавать «на гора» выпускников, которые способны рассчитать эффективную процентную ставку, но не знают, кто такой Шекспир или где находится Сидней, - это будет ужасно. Так что с введением финансового просвещения в средней школе надо быть очень осторожными.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Да, основы финансовой грамотности в России, для школьников необходимо вводить и будем надеяться что Правительство отложит свои избирательные политические баталии и вернется к делам земным. Действительно, без современных знаний финансового поведения общество не сможет интенсивно развиваться и конкурировать с современными развитыми странами.

07.12.2011 Катерина

А можно ли разграничить по возрасту финансовую граммотность??? Есть какие-то основы, а детально, я считаю, есть необходимость проработать именно взяв основу и потребность по возрасту - от школьника до пенсионера - и это будет логично. Как Вы считаете??? И, например, утвержденный документ разместить посредством СМИ, с помощью сети Internet, листовок, буклетов.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России (Москва)

Это правильная постановка вопроса, но пока четкого ответа на него нет. Возможно. Следует разработать различные программы финансовой грамотности, ориентированные на разные возрастные группы. Но концепция должна быть единой. Прежде всего, мы должны четко ответить себе на один вопрос: что такое финансовая грамотность, по каким критериям ее оценивать?

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Несомненно, вы правы. Каждому «овощу» необходимо свое время и свой пакет знаний финансового поведения. Как это будет сделано? А главное когда? Давайте подождем решений Правительства.

09.12.2011 Ренат Хилажев

Более пяти лет профессионально занимаюсь кредитным брокериджем при привлечении финансирования для нужд юридических лиц. Пару дней назад у меня сформировалось следующее понимание, что в случае, когда бизнесмен напрямую обращается в банк за бизнес-кредитом, факт выдачи кредита это в 9 случаев из 10 не заслуга предпринимателя и его бухгалтерии, а подвиг банковского сотрудника, который не смотря на всю серость,  и финансовую малограмотность, граничащую в отдельных случаях с откровенным саботажем со стороны сотрудников бухгалтерии, находит в себе силы для того чтобы понять бизнес, разобраться в "серой" бухгалтерии, защитить сделку на кредитном комитете и таки выдать кредит. Мы считаем, что проблема финансовой безграмотности актуальна не только для физических лиц во всех их возможных ипостасях, но и для предпринимателей и для обслуживающих их бухгалтерские службы. Имею опыт разработки нескольких учебных программ и выстраивания диалога с властью в вопросах продвижения данных учебных программ. С большим удовольствием приму участие в конференции в качестве эксперта.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Вероятно, вы согласитесь, в России разные категории населения по своему достатку, знаниям и т.д. Поэтому огульно обвинять всех специалистов в безграмотности некорректно. Как вы знаете процедуры скоринга в каждой кредитной организации разные, да и бизнесы различны. В одном я с Вами согласен продолжать изучение финансовой грамотности необходимо не один раз, а все время, так как меняются законы, технологии и даже психология поведения людей.

16.12.2011 Ахмед

Доброго времени суток! Мне хотелось бы узнать на сколько важна высшая математика в специальности Финансы и кредит?И если человек незнает высшую математику на сколько вероятность получить работу в банковском деле?  Спасибо.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Банковский бизнес, как инвестиционный и многие другие требует обязательного знания не арифметики, а именно высшей математики так как методы математического моделирования дают возможность оценить перспективы бизнес-проекта и просчитать его вероятные результаты.

19.12.2011 Юлия Уханова

Начали ли формироваться на российском рынке структуры, занимающиеся финансовым просвещением населения?

Игорь Мальцев
Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)

Да. Например – совместная проект Ассоциации региональных банков России и медиа-группы РИКЮ Медиа - Программа «Финансовый Диалог».

Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

Да, начали. Это и уже упомянутая мной Служба защиты заемщиков, и некоторые проекты Финансового университета при Правительстве РФ, и национальная программа «Финансовый диалог», в рамках которой выходит одноименное издание и открыта финансовая социальная сеть. Процесс набирает обороты.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Да, в России начали формироваться структуры которые занимаются финансовым просвещением населения. Другое дело, что очень важна правильная координация деятельности этих структур по отношению к разным слоям населения и здесь явно требуется участие государства. Если государство будет формировать свои программы повышения финграмотности с привлечением участников рынка, общественных организаций, средств массовой информации я думаю эти программы будут взвешенными, целенаправленными и тогда можно рассчитывать на позитивный эффект.

19.12.2011 Лопатина Елизавета

Насколько я помню, в 2008 году на программу финансовой грамотности было выделено из бюджета 100 млн. долларов. Кто-нибудь знает, где теперь эти деньги?

Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)

Мне тоже это было бы интересно.

Ян Арт
Главный редактор портала Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России и Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, к.э.н. (Москва)

Ведущим финансовым масс-медиа и порталам эти деньги не дошли. Растворились, видимо. В каких-то проектах, презентациях, слепленных на скорую руку «сайтах» и т.п.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

К сожалению, это как в поговорке: слышен звон, да неизвестно где он. Правительство провело первое распределение средств займа выделенного на цели повышения финансовой грамотности, однако информации по процессам реализации очень мало и многие об этом просто не знают.

19.12.2011 Владимир Зорин

Считаете ли вы правильным ввести в школах уроки экономики и финансов? И если да, то каким могло бы быть их содержание?

Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)

Нет, не считаю. Экономика и финансы как отдельный предмет преподаются в высшей школе, и думаю, это правильно. Это уже специальные знания, а не финансовая грамотность.

Ян Арт
Главный редактор портала Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России и Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, к.э.н. (Москва)

Боюсь, что это было бы неправильное решение.

Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

Думаю, что школе необходим курс экономики, а в его рамках – подкурс. Посвященный финансам.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Важно и правильно разработать программу финансового просвещения различных групп школьников, с учетом возраста, места их проживания, так как программы должны учитывать особенности России. Содержание должны определять эксперты.

19.12.2011 Олег Московский

Добрый день коллеги! Асоциальное и нечистоплотное поведение банков при взаимодействии с заемщиками с низким уровнем финансовой грамотности привело к огромным показателям возникающей просрочки по кредитам и большой социальной напряженности. В связи с этим я бы хотел пожелать участникам финансового рынка и  он-лайн-конференции, выработать правила ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ, где должен быть не только финансово-грамотный потребитель, но и банковская структура с чистоплотным ведением политики кредитования.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России (Москва)

Именно над этим мы сейчас и бьемся. Ассоциация региональных банков России работает над развитием институтов общественных примирителей и медиаторов на финансовом рынке, разработала проект введения прозрачного и понятного паспорта кредита, продолжает «толкать» законопроект о потребительском кредитовании. В новой Думе лично я, как депутат, вопросы взаимоотношений россиян и финансовых учреждений намерен рассматривать как приоритетные. К сожалению, формат онлайн-конференции не позволяет полностью обнародовать программу действий и АРБР, и моих как депутата, в этом направлении, но, думаю, в скором времени мы опубликуем ее и пригласим всех заинтересованных лиц к ее обсуждению.

Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

Со своей стороны добавлю к словам Анатолия Геннадьевича, что при Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов создана Служба защиты заемщиков, которая на практике помогает россиянам отстаивать свои интересы в конфликтных ситуациях с финансовыми организациями.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Ваше пожелание актуально и особенно в России, где правовой нигилизм существует не только в финансовой сфере. Банковская сфера также предлагает участникам рынка Кодекс ответственного поведения особенно в потребительском кредитовании. Однако надо понимать, что взаимоотношения кредиторов и заемщиков требуют ответного поведения и с обеих сторон. Взаимное уважение и порядочность должны быть нормой поведения рынка, при этом мы все живем в России, где к очень большому сожалению исполнение норм законов, очень плохо соблюдается всем обществом, в том числе часто дурной пример подает власть.

20.12.2011 Юлия Уханова

Какие общественные и государственные институты, на ваш взгляд, должны осуществлять миссию повышения финансовой грамотности?

Игорь Мальцев
Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)

Министерство образования.

Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)

Я думаю, что прежде всего – это СМИ и ряд общественных организаций, типа обществ по защите кредиторов от заемщиков или заемщиков от кредиторов, не важно. Не нужно ожидать, что финпросвет «неграмотного и темного российского народа»  будет лучше работать через финансируемые бюджетом специальные программы. Мне кажется, что более результативно это будет проходить как нецелевая деятельность разного рода объединений и структур.

Например, программа «Финансовый диалог» ставя своей целью прежде всего медиабизнес по определенной модели, так или иначе занимается повышением финансовой грамотности. Это побочный эффект, но мне кажется он более результативным, чем прямое финансирование из бюджета выпуска листовок о том, как не надо брать кредиты с последующим разбрасыванием их с вертолетов в крупных городах, чтобы никто потом не догадался, сколько их было отпечатано.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Государственная политика, особенно в таких вопросах, как финансовое просвещение должна лишь определять направления этой деятельности и конечные результаты, которые необходимо достигнуть, объем средств которое государство готово потратить на данные цели. Реализацию же должны осуществлять общественные, некоммерческие и коммерческие структуры, и в том числе образовательные, но ни в коем случае не государственные структуры, которые в свою очередь должны контролировать процесс реализации и главное при этом гласность процесс, которое смогут обеспечить СМИ.

20.12.2011 Геннадий Львович

Полагаю, что говорить о финансовой грамотности как минимум наивно. Значительная часть населения в любом случае останется «неграмотной» в этом плане. Не думаете ли вы, что куда полезнее создание организаций, занимающихся финансовым консультированием, поддержкой заемщиков и т.п.?

Игорь Мальцев
Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)

Согласен на сто процентов. Этим путем развития коммуникаций идем и мы.

Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

Вполне возможно, это вариант развития темы был бы перспективен. В определенной степени этим занимается Национальная ассоциация кредитных брокеров и финансовых консультантов.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Вы знаете, здесь вероятно прав поэт-классик, программы разные важны и организации тоже, выбирай на вкус.

20.12.2011 Михаил Сенков

Вопрос к Дмитрию Равкину, Яну Арту и Игорю Мальцеву. Каким образом СМИ могут способствовать повышению финансовой грамотности и стоит ли перед ними такая задача?

Игорь Мальцев
Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)

По моему мнению, перед СМИ сейчас не стоит конкретная задача повышения финансовой грамотности. А вот уловить эту потребность аудитории, зачастую неявную для нее самой, и предложить читателям, зрителям, пользователям интересный формат такой информации - это для многих СМИ может стать хорошим инструментом для их развития и наращивания качественной аудитории.

Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)

Как средства массовой информации они могут массово информировать и такая задача опосредовано перед ними стоит.

Ян Арт
Главный редактор портала Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России и Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, к.э.н. (Москва)

Уверен, что косвенно такая задача стоит и всегда стояла перед любым финансовым СМИ. Также как перед любым СМИ вообще стоит, например, задача сохранения чистоты русского языка. Другое дело, что эта задача является сугубо добровольной. СМИ, как и любая коммерческая организация, не может в обязательном порядке принимать на себя выполнение государственных и социальных задач. К тому же, реализация действительно эффективных и интересных медиа-проектов в этой сфере требует ресурсов. И если государство готово выделить ресурсы – то и я, и, думаю, мои коллеги, с удовольствием такими проектами бы занялись.

Но, повторюсь, изначально задача содействовать финансовому просвещению является неотъемлемой частью нашей работы. Насколько хорошо мы ее делаем – судить читателям.

21.12.2011 Егор Гардеев

Вопрос к г-ну Аксакову. Будет ли принят ваш законопроект о потребкредитовании и другие акты, регулирующие отношения банков и клиентов? Не кажется ли вам, что в отсутствии правовой базы говорить о финансовой грамотности неэффективно?

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России (Москва)

Абсолютно верно! Пока правовая база розничного кредитования в России недостаточна. Заметная часть конфликтов между заемщиками и банками, между россиянами в целом и  финансовыми учреждениям проистекает именно из-за отсутствия или неоднозначности правовых норм. Мы будем добиваться доведения работы над правовой базой финансового рынка до конца. А сделать предстоит еще немало.

21.12.2011 Топорков Михаил

Вопрос к Игорю Мальцеву. Слышал о вашем новом проекте – финансовой социальной сети. Расскажите подробнее, в чем ее функционал и чем она может помочь пользователю.

Игорь Мальцев
Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)

Конечно, для того чтобы изучить функционал финансовой социальной сети Findil.Ru и оценить удобство пользования им надо самому в ней зарегистрироваться.

Сеть является частью Программы «Финансовый Диалог», целью которой как раз и является повышение уровня знаний граждан о финансовых продуктах и о важных аспектах их использования. Findil.Ru была запущена в конце августа этого года и на сегодняшний день в ней зарегистрировались почти 7700 человек – клиентов банков, независимых финансовых советников, экспертов рынка розничных финансовых услуг, сотрудников банков. Это с одной стороны. С другой – в финансовой сети представлены профили всех банков, осуществляющих свою деятельность в России. Около 40 кредитных организаций активировали свои профили и общаются с клиентами напрямую, заносят свои продукты в общую базу данных, отвечают на вопросы и дают пояснения. Findil.Ru можно сравнить с большой выставкой-ярмаркой финансовых услуг, на которой присутствуют не только поставщики и потребители этих продуктов, но и консультанты, которые могут помочь в выборе продукта или услуги, проинформировать о всех нюансах их использования.

Я уверен, что финансовое образование в России наиболее эффективно будет повышаться именно за счет консультантов и экспертов. И наша социальная сеть как раз и помогает потребителям «встретиться» с ними в момент подбора финансового продукта из базы данных Findil.Ru.

Я для себя сделал вывод, что потребность в финансовых знаниях люди у нас, к сожалению, осознают в большинстве случаев исключительно тогда, когда уже читают договор. А мы предлагаем им дополнительно обезопасить себя, предоставляя коммуникационную систему для связи с экспертами, консультантами и другими клиентами.

Что касается функционала сети, то простой пользователь может подписаться на новости интересующего его банка, добавив того в «свои», подбирать исходя из персональных запросов вклад или кредит, задавать вопросы эксперту или сотруднику банка, отправлять им скрытые личные сообщения или оставлять комментарии на их профилях, интересоваться у других клиентов их личном опытом общения с банками, комментировать работу кредитных организаций, а в дальнейшем - и других финансовых компаний.

22.12.2011 Юлия Уханова

Какие направления финансового просвещения вам представляются наиболее эффективными?

Игорь Мальцев
Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)

В ближайшем будущем – консультирование при выборе конкретной услуги.

Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

Наиболее перспективными, на мой взгляд, могут стать Интернет-проекты в сфере финансовой грамотности, создание школьного курса экономики с акцентом на финансовый рынок, подготовка и выпуск качественной литературы по финансовым вопросам, адресованной широкому читателю.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Мне кажется, что алгоритм процесса финансового просвещения должен начинаться с преподавателей школ, которым надо объяснить методику преподавания основ знаний экономики и финансов для различных возрастных групп школьников и разработать программы для студентов, так как проведенные исследования среди студентов также показали потребность в организации курсов повышения финграмотности в этой среде, да и к тому же данная возрастная категория может на волонтерских началах пропагандировать полученные знания в более широких кругах населения.

22.12.2011 Елена Петрова

В борьбе за интересы потребителей часто перегибают палку. Например, публикация банками условий кредита в баннерах, модулях и рекламных щитов выглядит смехотворно: разобрать ничего невозможно. Может быть, реклама финансовых услуг нуждается в более адекватном регулировании.

Игорь Мальцев
Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)

Наружная реклама банков должна трансформироваться в имиджевую, а продвижение конкретных услуг происходить через другие каналы коммуникаций.

Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)

Это не такой простой вопрос как кажется. Банки заставляют писать в рекламе определенные условия по своим услугам регуляторы рынка. Их порой оказывается столько много и они так противоречивы, что банки в некоторых видах рекламы не могут не нарушать отдельные требования к ней. И получается, что потребители недовольны качеством рекламы, а банки, в свою очередь, недовольны отдельными действиями ФАС и Роспотребнадзора в области ее регулирования. И, поверьте, это недовольство у финансовых институтов не на пустом месте. Достаточно послушать полемику банков и ФАС, например, в СМИ или на отраслевых конференциях и семинарах.

Но, потребителю этих услуг можно дать такой совет: не надо надеяться, что за вас все решит государство в лице регуляторов рынка или что банки сами разжуют каждую букву в рекламе и в договоре. У каждой из двух сторон (банки и регуляторы) здесь свои мотивы, и они часто не полностью совпадают с целями потребителя. У потребителя же свои цели и мотивы, и ими надо руководствоваться, когда работаешь с банком. Собственно говоря, законодательно правильное понимание своих прав и обязанностей в таком взаимодействии – это и есть финансовая грамотность.  Простые советы на поверхности: не надо принимать окончательного решения взять кредит после того как видишь уличную рекламу банка! Финансовые услуги могут быть достаточно сложным продуктом. Если пользуешься  ими, надо хотя бы примерно понимать, что это такое. Никто не предъявляет претензии к продавцам автомобилей, что требования о замене масла в двигателе не отражены в рекламе автомобильных брендов и не написаны 72-м кеглем на капоте. Подразумевается, что потребитель это знает до покупки, и никто от него это сознательно не скрывает.

Ян Арт
Главный редактор портала Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России и Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, к.э.н. (Москва)

Однозначно это так. Нельзя бороться с некорректностью рекламы некорректными методами. По моему личному убеждению, есть смысл запретить рекламу финансовых продуктов и, как во многих развитых странах, оставить лишь имиджевую рекламу банков.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Адекватная реклама финансовых продуктов и услуг будет тогда, когда население не будет принимать за аксиому все что предлагается рынком. Однако, чтобы разобраться в этом и не жевать все подряд, необходимо развитие финансовой грамотности населения. Уж слишком долго население привыкало верить рекламе и ее достоверности. Вероятно и законодательство о рекламе нуждается в доработке, так как процесс развития рыночных процессов в России имеет малую историю и проходит проверку. Конкуренция также должна иметь границы и ответственность за недостоверную рекламу.

23.12.2011 Игорь Долин

Вопрос ко всем экспертам. А вы верите, что цель (финансовая грамотность россиян) достижима? Или это лишь направление, в котором стоит двигаться?

Игорь Мальцев
Руководитель программы "Финансовый диалог" (Москва)

Этим обязательно надо заниматься. И на ближайшие лет пять целью этой деятельности должно стать именно постоянное повышение финансовой грамотности у активной части потребителей. А уж стопроцентная финансовая грамотность населения не наступит никогда – законы статистики.

Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)

На то как поставлены эти два вопроса можно ответить только так: только в зависимости от определения критериев, что понимается здесь под целью, можно точно сказать, что достижимо, а что есть направление.

Если же предполагать, что автор вопроса хочет спросить: а смогут ли вообще россияне в массовом порядке научиться считать свои деньги, с учетом новых реалий в глобальной экономике, то я считаю, что да – смогут. Сдачу от пива все умеют считать со старших классов школы. Планировать свои платежи по кредиту ненамного сложнее. Если этому научились европейцы, то и люди европейской культуры, живущие восточнее, этим навыком в скором времени достаточно хорошо овладеют.

Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, Директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

Уверена, что она достижима. Мы в АКБР по своим клиентам уже чувствуем, насколько за пять лет повысился уровень финансовой компетентности населения России. Я верю в успех.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России (Москва)

Дорогу осилит идущий.

Георгий Медведев
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Несомненно, любая цель достижима если общество поверит в ее необходимость, при этом пути достижения цели конечно будут и меняться и по времени и по технологии реализации и т.д.