Bankir.Ru
7 декабря, среда 00:59

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Лоббистская работа в органах госвласти

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Лоббистская работа в органах госвласти

    _______________________________________________________

    СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Толкачи в госвласти
    Глеб Григор

    ВЕДОМОСТИ №26 (589)
    18 февраля 2002

    Эффективный бизнес сложно представить без устойчивых связей во властных структурах. Как предприятия строят лоббистскую работу в органах государственной власти? Первая статья из цикла о лоббизме посвящена основным правилам успешного лоббирования в чиновничьей среде.
    Лоббирование в интересах бизнеса - это процесс влияния хозяйствующих субъектов на уполномоченные федеральные, региональные или местные органы государственной власти, которые еще называют объектами лоббирования. В деловой среде лоббирование было востребовано всегда. Благодаря тесным связям во власти можно в короткий срок без особых производственных и маркетинговых затрат добиться значительного расширение бизнеса, перераспределить в свою пользу государственные средства, получить льготные кредиты, лицензии, квоты, налоговые освобождения и прочие преференции.

    За два с лишним века существования этого вида деятельности деловое сообщество изобрело три пути влияния на органы власти:

    длительная и кропотливая работа с исполнительной властью и законодателями, направленная на донесение до властей своих интересов: организация семинаров, встреч, презентаций, конференций, посещений образцовых объектов, PR-компаний в прессе;

    поход наиболее успешных предпринимателей во власть, участие делового сообщества в формировании органов исполнительной и представительной власти: влияние на кадровые назначения, выдвижение собственных кандидатов, финансирование избирательных кампаний, обучение;

    подкуп чиновников.

    Первые два абсолютно легальны. Но, к сожалению, в современной лоббистской практике наиболее распространен третий способ.

    Для лоббистской деятельности характерны долгосрочность и систематичность прилагаемых усилий, значительная финансовая затратность, а также большая роль личности и обаяния лоббиста. Хороший лоббист обычно работает по следующим четырем направлениям:

    1) защита и представительство интересов клиентов;

    2) поиск достоверной информации;

    3) оценка действий госвласти и прогноз дальнейших шагов;

    4) поддержка корпоративных продаж при закупках, проводимых органами госвласти.

    Выработаны несколько важных правил успешного лоббирования:

    компании, решившей пролоббировать что-либо в органе власти, не следует действовать в одиночку; гораздо более эффективно объединение усилий нескольких структур;

    сам процесс обычно начинается еще до появления лоббиста на объекте и поначалу заключается в сборе информации и досье на ключевых работниках аппарата исполнительной власти или депутатов парламента, выяснении их биографий, личных интересов, контактов и слабостей;

    далее идет поиск тех людей среди сотрудников аппарата и депутатов, которые могли бы поддержать предложение лоббиста из своих собственных политических, финансовых или моральных убеждений;

    проводится регулярный мониторинг решений органа госвласти; хороший лоббист всегда в курсе настроений, царящих на его участке работы, он регулярно получает и успевает прочитывать их материалы;

    лоббист всегда готов оказать посильную помощь работникам органа госвласти в разработке документов - так он не только устанавливает тесный личный контакт, но и всегда располагает полной информацией о готовящихся документах; лоббист помнит, что все предоставляемые им материалы должны быть максимально короткими ввиду традиционного отсутствия времени у бюрократов;

    в ходе установления тесных контактов с ключевыми людьми лоббисты приглашают сотрудников аппарата и депутатов на проводимые в компании мероприятия;

    весьма полезно включение представителей заинтересованных бизнес-структур в комиссии и экспертные группы, в обилии существующие вокруг органов госвласти;

    для достижения наибольшей отдачи организуются рекламные и PR-кампании в СМИ, после чего опубликованные материалы доводятся до сведения объектов лоббирования;

    среди лоббистов считается эффективным прием grass roots lobbying, заключающийся в массовом и организованном направлении писем и телеграмм от населения на имя объекта лоббирования с требованием поддержать определенное предложение; столь же действенна организация массовых акций в поддержку позиции, выгодной компании.

    Конечно, в лоббировании огромную роль играет личный опыт и связи. Однако любому руководителю предприятия, на высоком уровне принимающему управленческие решения, полезно знать основные правила взаимоотношений с госорганами. Ведь в последние годы на фоне укоренения на отечественной почве парламентаризма и развития госвластью связей с общественностью лоббирование становится одним из наиболее динамично развивающихся видов деятельности.

    Автор - специалист по связям с общественностью, работает в одном из комитетов Государственной думы
    _______________________________________________________



    Вот такая вот теория, а что на самом деле?



    С уважением,
    Mishel.

  • #2
    Продолжение ...


    СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Объекты и инструменты лоббизма
    Глеб Григор

    ВЕДОМОСТИ
    04 марта 2002

    Этой статьей мы продолжаем серию публикаций об особенностях взаимоотношений отечественного бизнеса и госвласти. Предыдущая была опубликована 18 февраля.
    Лоббистских площадок существует ровно столько, сколько и государственных учреждений. В первую очередь это, конечно, федеральные органы власти - правительство и Государственная дума. Лоббирование в этих институтах, как правило, достаточно дорогое удовольствие, поэтому это удел крупных компаний.

    Под прицелом многих лоббирующих групп находятся органы исполнительной власти - правительственные министерства, особенно Минфин, а также Центральный банк. Именно здесь действуют более 50% всех лоббистов. Однако лоббирование также процветает на уровне республиканских и местных властей - словом, везде, где бизнес входит в соприкосновение с государством.

    Основная федеральная лоббистская площадка - Государственная дума. Подковерная борьба лоббистов сопровождает принятие федерального бюджета и важнейших законодательных актов, парламентских запросов и проведение парламентских слушаний. В нижней палате сложилась группа авторитетных депутатов из 40 - 50 человек, которые работают не первый срок и досконально изучили деятельность законодательного органа. Эти люди хорошо знают друг друга, имеют широкие связи. Именно через них ведется основная лоббистская работа.

    Деловое сообщество использует в стенах Госдумы следующие типы лоббирования:

    отраслевое, выражающееся в защите интересов отраслей или крупных деловых объединений по отраслевому признаку; реализуется через комитеты или отраслевые межфракционные депутатские группы (МДГ) ;

    региональное, заключающееся в отстаивании позиций предприятий и компаний отдельного региона; осуществляется депутатами-одномандатниками или региональной МДГ;

    социально-политическое, направленное на защиту интересов политических партий и стоящих за ними деловых кругов; проводится через фракции;

    индивидуальное, в том числе корпоративное: проталкивание конкретных интересов отдельных бизнес-структур; осуществляется по линии комитетов или отдельных депутатов.

    Общепризнанным образцом для подражания стали лоббисты, представляющие в Госдуме федеральное правительство. Остается только догадываться, как им удается добиваться своих целей. Но по нижней палате давно ходят слухи, что за определенную позицию при голосовании правительство помогает депутатам решать конкретные проблемы их регионов. Как уже писали многие газеты, неприкрытый лоббистский торг с парламентариями шел при обсуждении федерального бюджета на 2002 г. , особенно в третьем чтении. Лидеры левого меньшинства неоднократно называли это "подкупом на государственном уровне".

    Лоббированием сопровождается абсолютно любой обсуждаемый Госдумой законопроект, который предполагает выделение финансирования или предоставление льгот и преференций.

    В нижней палате широко процветает отраслевой лоббизм. Естественные монополии и крупные отраслевые объединения в ходе последних парламентских выборов помогали многим депутатам в организации и проведении избирательных кампаний. В итоге, например, ТЭК имеет в Госдуме около 100 депутатов, объединившихся вокруг МДГ "Энергия России". РАО ЕЭС поддерживают депутаты из близкой к главе монополии фракции СПС. Традиционно сильными лоббистами остаются аграрии и северяне, постепенно возрастает роль военных.

    Надо заметить, что МДГ, число которых достигло 25, стали в Госдуме основной организационной формой лоббизма. Более половины депутатского корпуса входят в то или иное образование. Эти своеобразные клубы по интересам порой объединяют непримиримых в других условиях депутатов. Интересы той или иной части бизнес-сообщества отстаивают МДГ, объединившиеся как по хозяйственному признаку ( "Энергия России", "Товаропроизводители России", "Российские инвестиции", "Депутатский продовольственный совет", "Деловая Россия", "Юристы России" и т. д. ) , так и по территориальному ( "Север России", "Юг России", "Центр России", "Сибирское соглашение").

    Автор - специалист по связям с общественностью, работает в одном из комитетов Государственной думы

    Комментарий


    • #3
      Есть такой банк в Сибири (да и еще местами растекся филиалами) СИБАКАДЕМБАНК, изначально банк Новосибирский, одним из основных (если не единственных) учредителей и акционеров банка является Западно-Сибирская ж/д (фактический монополист региона, отлично вхожий во властные структуры региона). В результате, через руководство ж/д, банк давит на своих клиентов тарифами ж/д (или скидочку в обмен на обороты), может задерживать подвижной состав несговорчивым. Активно привлекает новых клиентов связанных с ж/д (контрагентов и потребителй услуг ж/д) недвусмысленно намекая на радужные перспективы взаимного сотрудничества и на обратный эффект (с помощью ж/д) в случае категоричного отказа. (не откроете у нас счет и обороты не переведете, вагончики долго ждать будете и дорого.)
      Вот такое вот лобби получается (не в чистом виде через власть конечно, но как пример я думаю будет интересен, хотя у каждого банка свои рычаги)
      Аспирант

      Комментарий


      • #4
        Аспирант есть и такой пример: в одном из подмосковных городов открывается доп.офис какого-либо банка, естественно банкиры спешат познакомиться с местными властями, которые в свою очередь невзначай интересуются кредитованием бюджета для различных целей, причем желательно без залога и с туманными сроками возврата. В случае отказа предполагается вставка палок в колеса при оформлении аренды помещений, регистрации в ИМНС, и вообще всего, что связано с развитием нового банка в данном регионе. Так что не только ж/д может на что-то влиять, есть вещи и пострашнее

        Комментарий

        Пользователи, просматривающие эту тему

        Свернуть

        Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

        Обработка...
        X