Bankir.Ru
11 декабря, воскресенье 07:13

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Порядок открытия счетов субъектам, финансируемых из бюджета

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Порядок открытия счетов субъектам, финансируемых из бюджета

    Бюджетная организация открыла в коммерческом банке расчетный счет без разрешения федерального казначейства и отказывается закрыть. Какие последствия для банка могут возникнуть со стороны ЦБ, ведь для растожения договора на РКО по инициативе банка нет оснований?

  • #2
    Если счет был открыт до принятия всех известных приказов по счетам с 2 - то к банку
    никаких претензий, если он проинформировал казначейство, что счета не закрыты.
    Если после - то "злое" казначейство может
    сообщить в тер. ЦБ о нарушении, а те оштрафовать в порядке надзора.

    Комментарий


    • #3
      Коллеги!Помогите пожалуйста разобраться:
      Может ли Банк открывать счета некоммерческим организациям, находящихся в федеральной /государственной собственности на балансовом 40503,40603 ?
      В ЦБ мне ответили, что таким организациям место в Фед.казначействе и таким организациям вообще обычные КБ открывать не могут. Если и могут, то только с "2" в 14-разряде номера счета и с разрешения Казначейства.


      ------------------
      Naomi
      Naomi

      Комментарий


      • #4
        Ну в общем действительно так и есть, открывают счета на б/с 40503 и 40603 только с признаком "2", по-крайней мере был нормативный акт, посмотрю завтра какой и сообщю. По-сути дела, счета "учитывающие ср-ва от предпринимательской и др. приносящей доход деятельности" (с признаком "2") вобрали в себя все, что было раньше на этих счетах.
        Однако не так давно бухгалтерия, 1 клиенту у нас открыла счет 4060301 (т.е. без "2"), я спросил на каком основании, на что мне сообщиле, что им ни кто не запрещал это делать, счет все же пришлось перенумировывать (по требованию клиента), но сам факт... я завтра уточню.
        Огромное спасибо за внимание.
        С уважением,
        BWW

        Комментарий


        • #5
          Naomi

          По большому счету, нормативная база достаточна обширна... И начать бы надо с Конституции и Бюджетного кодекса, но можно просто заглянуть в:

          Постановление Правительства РФ от 22.08.98 г. ╧ 1001;
          Указание Банка России ╧579-У от 18.06.99 г. , Приказ Минфина от 02.02.99 г. ╧9н и т.д. и т.п...

          В соответствии с последними изменениями а 579-У, требования данного акта не распространяются на образовательные учрежднеия.

          Комментарий


          • #6
            Naomi В нашем банке (последовательность действий развивалась следующим образом.
            1) Сначала как вы верно заметили подобные счета заставили перевести в разряд с "2" в 14 признаке.
            2) Письмом Главного финансового управления обязали закрыть все подобные счета во всех КБ и перевести их в подразделения ЦБ.
            С Уважением Шагин Евгений Леонидович.

            Комментарий


            • #7
              А каковы будут ваши мнения по поводу счета местной администрации (в валюте хотят открыть) 40703 или 40603?

              Комментарий


              • #8
                На счет 40603. Насколько я знаю Раздел 2 Указания 579-У в некоторых регионах практически не действует. В соответствии с Постановлением 1001 субъектам Российской Федерации только лишь рекомендовано "принять аналогичные меры по упорядочению учета средств, полученных организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.". Поэтому "разрешение соответствующего финансового органа" на открытие таких счетов, которое упоминается в п. 2.1 Раздела 2 Письма 579-У организации во многих регионах пока еще ни от кого не получат.
                ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

                Комментарий


                • #9
                  Elena_NB Насколько я понимаю,
                  40703 - негосударственный некоммерческий
                  40603 - государственный некомерческий.
                  По этому если:
                  а) счет открывается именно для администрации то 40603
                  б) счет открывается организации при администрации (например какой-нибудь фонд) то 40703

                  Извините, если сказал что-то не так. Рассуждения основаны на эмпирических умозаключениях.
                  С Уважением Шагин Евгений Леонидович.

                  Комментарий


                  • #10
                    Местная администрация (город, район) не подпадает под понятие "государственная некоммерческая". Здесь может быть только 407 счет.

                    Комментарий


                    • #11
                      В нашем регионе различная практика, но большинство банков открывают на 40603, следовательно, 2 в 14 разряде не ставится и разрешения не требуется ни от кого? А если исходить из того, что МСУ- не гос. орган, тогда 40703 и с 579-У в ладах?

                      Комментарий


                      • #12
                        Elena_NB http://www.bankir.ru/ubb/Forum4/HTML/000549.html
                        ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

                        Комментарий


                        • #13
                          Банкиры! почитав, смотрю вы абсолютно не упоминаете Приказ минфина от августа этого года (опубликована 01.08.01г. в Российск. газете), а также утвержденную им инструкцию, которая гласит: бюджетные организации открывают счета только в казначействе и там же учитывают все внебюджетные средства. Это касается, слава богу, пока только рублевых средств.

                          Комментарий


                          • #14
                            еще хочу вас немного озадачить. Хочется спасти бюджетного клиента, являющего образовательным учреждением. Лично я выхода не вижу, но надеюсь, вы не оставите в беде.

                            Комментарий


                            • #15
                              Банкиры! почитав, смотрю вы абсолютно не упоминаете Приказ минфина от августа этого года (опубликована 01.08.01г. в Российск. газете), а также утвержденную им инструкцию, которая гласит: бюджетные организации открывают счета только в казначействе и там же учитывают все внебюджетные средства. Это касается, слава богу, пока только рублевых средств.

                              Комментарий


                              • #16
                                Уважаемая olia ! До 01.12.2001 бюджетные организации имеют право учитывать средства от внебюдж.деят-ти в ком.банках на б/счетах 40503 при наличии разрешения от органа федерального казначейства.

                                Комментарий


                                • #17
                                  Уважаемые господа!
                                  Все это понятно - и Указание 579-у, и постановление правительства № 1001.
                                  Но существует еще постановление Президиума Верховного суда РВ от 30 мая 2001 г. № 261пв-2000 о признании частично недействительным раздела 1 Указаний № 579-у, а этот раздел и предписывает банкам открывать счета 40503 только с разрешения казначейства.

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    Здравствуйте !

                                    Уважаемые юристы, решил обратиться к вам ( в обход своих юристов) по такому вопросу: колледж ( федеральное финансирование) хочет открыть счет по учету доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Есть указание ЦБ № 579-у и есть приказ Минфина № 46н, БК РФ. Согласно последних - такой счет можно открыть только в ОФК, но 579-у тоже не отменено, которым образовательным учреждениям можно открывать счета при наличии разрешения казначеев. Без вас никак.....

                                    Заранее спасибо....
                                    Последний раз редактировалось Yurii; 14.03.2002, 10:32.

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      Yurii
                                      колледж ( федеральное финансирование) хочет открыть счет по учету доходов, полученных от предпринимательской деятельности.



                                      Указание ЦБР от 2 июля 2001 г. N 992-У
                                      "О внесении изменений и дополнений в Указание Банка России от 18.06.99 N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях"

                                      1. В Указание Банка России от 18.06.99 N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях" ("Вестник Банка России" от 23.06.99 г. N 37 (381) с учетом изменений и дополнений, внесенных Указанием Банка России от 7 июля 2000 г. N 817-У ("Вестник Банка России" от 12.07.2000 г. N 37 (465), внести следующие изменения и дополнения.
                                      1.1. Первое предложения пункта 2.1 изложить в следующей редакции: "Организациям, финансируемым из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, за исключением образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в банках счета открываются соответственно на балансовых счетах N 40603 "Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации" и N 40703 "Счета негосударственных предприятий. Некоммерческие организации" с отличительным признаком "2" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета в соответствии с порядком, установленным пунктами 1.1, 1.2 настоящего Указания".
                                      1.2. В пункте 2.2 слова "на балансовом счете N 40603" заменить словами "на балансовых счетах N 40603 и N 40703 соответственно".
                                      1.3. В пункте 2.3 слова "Лицевого счета на балансовом счете N 40603, открытого" заменить словами "лицевых счетов на балансовых счетах N 40603 и N 40703, открытых".
                                      1.4. В первом предложении пункта 2.4 слова "на балансовом счете N 40603" заменить словами "на балансовых счетах N 40603 и N 40703".
                                      2. Настоящее Указание вступает в силу с момента опубликования в "Вестнике Банка России".

                                      Председатель Центрального
                                      банка Российской Федерации В.В.Геращенко
                                      Согласовано:
                                      Министр финансов
                                      Российской Федерации А.Л.Кудрин




                                      Решение Верховного Суда РФ от 24 декабря 1999 г. N ГКПИ 99-841

                                      Именем Российской Федерации
                                      Верховный Суд Российской Федерации в составе:
                                      судьи Верховного Суда Российской Федерации В.Ю.Зайцева
                                      при секретаре М.В.Суетовой
                                      с участием прокурора С.Т.Астафьева

                                      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области о признании недействительными пунктов 2.1 и 2.4 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организациях", установил:
                                      18 июня 1999 г. Центральным Банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации было принято Указание N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организациях" (далее Указание N 579-У).
                                      Институт повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области обратился с суд с заявлением о признании недействительными пунктов 2.1 и 2.4 Указания N 579-У, ссылаясь на их несоответствие действующему законодательству. В судебном заседании представитель заявителя Красильников Т.С. поддержал заявленные требования и просил суд об их удовлетворении. Представители Банка России Давыдов А.Е. и Павлова Н.А. просили суд отказать заявителю в удовлетворении его требований, ссылаясь на их необоснованность.
                                      Представители Министерства Финансов Российской Федерации Реснина С.Г., Касьянова Е.В. и Чехонацкая И.И. пояснили суду, что Указание N 579-У согласовано с Минфином России только в части открытия в учреждениях Банка России или кредитных организациях счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности организациям, финансируемым из федерального бюджета. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Астафьева С. Т., полагавшего требования заявителя удовлетворить, суд находит, что заявление (жалоба) Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
                                      Пунктом 2.1 Указания 579-У предусмотрено, что организациям, финансируемым из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в банках счета открываются на балансовом счете N 40603 "Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации" с отличительным признаком "2" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета в соответствии с порядком, установленным пунктами 1.1, 1.2 настоящего Указания. При этом указанные организации представляют в банк разрешение соответствующего финансового органа на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в порядке, предусмотренном соответствующим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
                                      В соответствии с пунктом 2.4 данного Указания счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, ранее открытые организациям, финансируемым из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, до введения настоящего Указания на балансовом счете N 40603, закрываются в соответствии с порядком, установленным пунктами 1.5-1.7 настоящего Указания. При этом в случае, если по истечении месяца с момента уведомления клиентом не закрыты вышеназванные счета, учреждение Банка России или кредитная организация информирует о данном факте финансовый орган субъекта Российской Федерации или местного бюджета, выдавший разрешение на открытие счета для принятия мер по закрытию этих счетов. Учреждения Банка России или кредитные организации не осуществляют контроль за своевременным закрытием счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
                                      В судебном заседании представители Банка России не смогли назвать Федеральный закон, который обязывает образовательные учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов Российской Федерации, "представлять в банк разрешение соответствующего финансового органа на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в порядке, предусмотренном соответствующим исполнительным органом субъекта Российской Федерации".
                                      Между тем в силу части 4 статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами. При таких обстоятельствах возложение на образовательные учреждения обязанности по представлению в банки указанных "разрешений" для открытия счета по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, не может быть признано законным.
                                      Согласно п.1 ст.43 Федерального закона "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях. При этом в силу ст.47 названного Закона образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
                                      Не может быть признано законным и предписание Банка России о том, что счета образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые до введения Указания, закрываются в соответствии с порядком, установленным пунктами 1.5-1.7 Указания.
                                      В соответствии со ст.859 Гражданского Кодекса Российской Федерации счет клиента может быть закрыт лишь при расторжении договора банковского счета. Однако названная норма Гражданского кодекса не наделяет Банк России правами по принятию решений по расторжению договоров банковского счета. Такие договоры могут быть расторгнуты лишь по заявлению клиентов или решению суда.
                                      В связи с изложенным не могут быть признаны правомерными и ссылки в п.2.1 Указания на порядок, установленный в п.1.2, в части того, что срок действия договора, на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, не может превышать срок действия разрешения, и означает сокращение срока действия договора банковского счета.
                                      Не основано на законе и правило о том, что при продлении или выдаче нового разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей деятельности, срок договора банковского счета может быть продлен.
                                      Наличие всех вышеназванных предписаний также ограничивает закрепленное в п.7 ст.39 Федерального закона "Об образовании" право образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, распоряжаться доходами от собственной деятельности. Таким образом, пункты 2.1 и 2.4 Указания N 579-У в отношении образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, не соответствуют федеральному законодательству и должны быть признаны недействительными.
                                      Руководствуясь ст.191-197, 231, 232, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
                                      жалобу заявителя - удовлетворить.
                                      Признать недействительными (незаконными) пункты 2.1 и 2.4 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организациях" в отношении образовательных учреждений, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
                                      Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.




                                      Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 10 августа 2000 г. N КАС 00-318

                                      Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30 мая 2001 г. N 261пв-2000 настоящее определение отменено

                                      Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
                                      Председательствующего: Н.К.Толчеева
                                      Членов коллегии: В.П.Кнышева
                                      Ю.Г.Кебы
                                      рассмотрела в открытом судебном заседании от 10 августа 2000 года гражданское дело по заявлению общеобразовательной школы N 204 г. Москвы о признании частично недействительным Указания Центрального Банка РФ от 18 июня 1999 г. N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организациях"
                                      по кассационным жалобам Центрального Банка РФ и Министерства финансов РФ на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2000 года, которым жалоба заявителя удовлетворена.
                                      Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей Центрального Банка Российской Федерации Щелканова Е.М. и Министерства финансов Российской Федерации Яниной Н.Г., Миронченко С.И., Чехонацкой И.И., Зуевой В.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационные жалобы необоснованными, Кассационная коллегия
                                      установила:
                                      Государственное общеобразовательное учреждение - общеобразовательная школа N 204 им.Горького Российской Академии образования обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействительным Раздела 1 вышеназванного Указания N 579-У, считая, что содержащиеся в нем положения, обязывающие получить разрешение соответствующего органа федерального казначейства на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, ограничивающие действие договора банковского счета сроком действия данного разрешения, предписывающие закрыть открытые до введения в действие Указания счета по учету таких средств, противоречат федеральному закону и нарушают права образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета.
                                      Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2000 года жалоба удовлетворена.
                                      В кассационной жалобе Центральный банк РФ и Министерство финансов РФ просят решение суда отменить и вынести новое решение об отказе заявителю в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм гражданского законодательства к финансовым отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой.
                                      Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
                                      В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами.
                                      Согласно Закону РФ "Об образовании" образовательное учреждение вправе самостоятельно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, иметь самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях, вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, образовательному учреждению принадлежит право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности; в своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности (п.7 ст.39, п.1 ст.43, ст.47).
                                      Вместе с тем, в силу п.3 ст.39 упомянутого Закона РФ учредитель или уполномоченное им лицо имеет право контроля деятельности образовательного учреждения в части эффективного использования закрепленной за этим учреждением собственности.
                                      Согласно же п.2 ст.42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
                                      Смета доходов и расходов бюджетных учреждений утверждается распорядителем бюджетных средств (п.5 ст.159 Бюджетного кодекса РФ).
                                      Следовательно, проверяя законность установленного Центральным банком РФ в соответствии с его полномочиями порядка открытия и ведения счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, необходимо учитывать не только предоставленные федеральным законом образовательному учреждению права на самостоятельное распоряжение денежными средствами, полученными от такой деятельности, но и права учредителя по контролю за эффективным использованием собственности, а также правовые нормы, регулирующие бюджетные отношения и предписывающие учитывать доход от использования этой собственности, в том числе в результате указанной деятельности, в доходах соответствующего бюджета.
                                      В целях реализации вытекающих из бюджетных отношений прав уполномоченных государством органов Указание от 18 июня 1999 г. N 579-У определяет единый балансовый счет N 40503, на котором организациям, финансируемым из федерального бюджета, открывается счет с отличительным признаком 2 для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п.1.1 Указания).
                                      Установление правила о получении разрешения органов федерального казначейства на открытие такого счета вытекает из контрольных полномочий государства, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения (п.2 ст.120 ГК РФ), а также из положений ст.ст.42, 161 Бюджетного кодекса РФ, определяющих состав сметы расходов и доходов бюджетного учреждения и полномочия федерального казначейства.
                                      Довод о нарушении этим прав образовательного учреждения, финансируемого из бюджета, несостоятелен.
                                      Содержащиеся в Указании N 579-У положения не вторгаются в полномочия образовательного учреждения по самостоятельному распоряжению доходами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Напротив, в п.1.3 Указания прямо запрещен контроль банка за целевым использованием средств с лицевых счетов с отличительным признаком 2, открытого организациям, финансируемым из федерального бюджета, на балансовом счете N 40503.
                                      Изложенное в пункте 1.1 Указания N 579-У положение о том, что счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открывается, как правило, в том же учреждении Банка России или кредитной организации, в которой данной организации открыт счет по учету средств федерального бюджета, также не нарушает прав заявителя. Данная норма не носит обязательного характера, оговорка "как правило" не исключает возможности открытия счета в другом кредитном учреждении.
                                      Нельзя согласится и с выводом суда о противоречии пункту 4 статьи 845 и статье 845 ГК РФ закрепленных в Разделе 1, в частности, в пунктах 1.2, 1.4 Указания N 579-У правил, ограничивающих срок действия договора на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, сроком действия разрешения; требующих прекращения договора при досрочном отзыве органом федерального казначейства данного разрешения, а также закрытия открытых до принятия Указания счетов образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджету, по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности.
                                      Формулировка пункта 1.5 Указания свидетельствует о том, что такие действия должны быть совершены в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Отсутствие у банка права на закрытие счета либо на сокращение в одностороннем порядке срока его действия подтверждает и тот факт, что расчетный счет государственного образовательного учреждения - образовательная школа N 204 не закрыт до настоящего времени, несмотря на отсутствии у него разрешения органа федерального казначейства.
                                      Поскольку обстоятельства дела установлены на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, с которыми лица, участвующие в деле ознакомлены, Кассационная коллегия полагает возможным отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении жалобы, не передавая дело на новое рассмотрение.
                                      Руководствуясь п.4 ст.305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
                                      определила:
                                      Решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2000 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления общеобразовательной школы N 204 г.Москвы о признании недействительным Раздела 1 Указания Центрального банка РФ от 18 июня 1999 г. N 579-У отказать.

                                      Постановление Президиума Верховного Суда РФ
                                      от 30 мая 2001 г. N 261пв-2000

                                      Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
                                      Председательствующего - Меркушова А.Е.
                                      Членов Президиума - Сергеевой Н.Ю., Верина В.П.,Жуйкова В.М.,
                                      Смакова Р.М., Кузнецова В.В., Каримова М.А., Свиридова Ю.А., Попова Г.Н., Вячеславова В.К.
                                      с участием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И.
                                      рассмотрел в порядке надзора по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Жуйкова В.М. гражданское дело по заявлению общеобразовательной школы N 204 Российской Академии образования о признании частично недействительными Указаний Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 579-У.
                                      Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Колычевой Г.А., объяснения представителя государственного общеобразовательного учреждения - общеобразовательной школы N 204 им. Горького Российской Академии образования Красильникова Т.С. (доверенность в деле), объяснения директора школы N 204 Клименко Г.М., объяснения представителей Центрального банка Российской Федерации Тимербаевой С.М., Министерства финансов Российской Федерации Яниной Н.Г., Украинцевой Е.В., (доверенности в деле), заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И., полагавшего протест удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
                                      установил:
                                      18.06.99 г. Центральным Банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации было принято Указание N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации или кредитных организаций".
                                      Указание N 579-У от 18.06.99 г. согласно разделу 1 устанавливает порядок открытия и ведения счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, организаций образования, культуры, здравоохранения и науки, финансируемых из федерального бюджета, в учреждениях Банка России и кредитных организациях.
                                      В соответствии с п.п.1.5-1.7 Указания N 579-У от 18.06.99 г. открытые до введения в действие Указания N 579-У от 18.06.99 г. счета организаций, финансируемых из федерального бюджета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в учреждениях Банка России или кредитных организациях должны быть закрыты.
                                      Согласно п.1.1 Указания N 579-У от 18.06.99 г. для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, организации, финансируемые из федерального бюджета, должны открыть в банках на балансовом счете лицевые счета; при этом при открытии счета организации, финансируемые из федерального бюджета, должны представить разрешение соответствующего органа федерального казначейства по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации. Указанный лицевой счет открывается, как правило, в том же учреждении Банка России или кредитной организации, в которой данной организации или соответствующему органу федерального казначейства открыт счет по учету средств федерального бюджета.
                                      В соответствии с п.1.2 Указания N 579-У от 18.06.99 г. срок действия договора на открытие организацией, финансируемой из федерального бюджета, счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, ограничивается сроком действия разрешения соответствующего органа федерального казначейства. Досрочный отзыв разрешения на открытие счета является основанием для закрытия счета (п.1.2, п.1.4 Указания N 579-У от 18.06.99 г.).
                                      Государственное общеобразовательное учреждение - общеобразовательная школа N 204 им Горького Российской Академии образования обратилась с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации о признании частично недействительным раздела 1 Указания N 579-У от 18.06.99 г., считая, что нормы данного Указания противоречат действующему законодательству и нарушают его права.
                                      Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации решением от 21.06.2000 г. жалобу заявителя удовлетворила.
                                      Суд первой инстанции установил, что отсутствует федеральный закон, который обязывал бы образовательные учреждения, финансируемые за счет средств федерального бюджета, представлять в банк разрешение органа федерального казначейства на открытие банковского счета. В связи с тем, что согласно ч.4 ст.30 Закона "О банках и банковской деятельности" порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами, возложение обязанности на образовательные учреждения по представлению в банки разрешении на открытие счета не может быть признано законным. При этом согласно ст.43 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, имеют самостоятельный баланс и расчетный счет, а в силу ст.47 Закона Российской Федерации "Об образовании" при осуществлении предпринимательской деятельности приравниваются к предприятию и подпадают под действие законодательства в области предпринимательской деятельности.
                                      Не может быть признано законным требование Банка России закрыть счета, открытые до введения Указания N 579-У от 18.06.99 г., поскольку Гражданским Кодексом Российской Федерации банку не предоставлено право принимать решения по расторжению договора банковского счета. Согласно ст.859 Гражданского Кодекса Российской Федерации такие договоры могут быть расторгнуты по заявлению клиента или решению суда. В связи с чем суд не признал правомерность ограничения срока действия договора банковского счета сроком действия разрешения на открытие счета, поскольку это требование не основано на законе. Указанные в решении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации предписания Банка России ограничивают право образовательных учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета, распоряжаться доходами от собственной деятельности согласно п.7 ст.39 Закона Российской Федерации "Об образовании".
                                      Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2000 г. решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2000 г. было отменено и вынесено новое решение, которым жалоба заявителя была оставлена без удовлетворения.
                                      В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации поставлен вопрос об отмене определения Кассационной коллегии и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
                                      Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным.
                                      При постановлении определения от 10.08.2000 г. Кассационная коллегия мотивировала применением норм Бюджетного Кодекса Российской Федерации (ст.ст.42, 159, 161), которые, по мнению Кассационной коллегии, предоставляют органам федерального казначейства право устанавливать правило о получении бюджетными учреждениями разрешения на открытие счета в банках для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Между тем, из названных норм такое правило не вытекает.
                                      Неосновательна и ссылка Кассационной коллегии на то, что установление правила о получении разрешения следует из контрольных полномочии государства, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения (п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
                                      При формулировании данного вывода Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации неправильно применила нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, регулирующие субсидиарную ответственность (ст.399 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Согласно п.п.1, 3 ст.399 Гражданского Кодекса Российской Федерации привлечение лица, несущего субсидиарную ответственность, к ответственности по долгам основного должника осуществляется только в судебном порядке с обязательным привлечением к участию в деле основного должника. При этом лицо, несущее субсидиарную ответственность, вправе предъявить регрессные требования к основному должнику (п.3 ст.399 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Указанные нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации не наделяют лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам основного должника, в том числе органы государственной власти по обязательствам бюджетных учреждений, правом устанавливать какой-либо особый порядок осуществления хозяйственной деятельности основными должниками.
                                      Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" органы государственного управления вправе предписанием приостановить деятельность образовательных учреждений в случае нарушения ими законодательства России и (или) своего устава до решения суда по данному вопросу (п.6 ст.37, п.5 ст.47 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием, осуществляется в судебном порядке (ст.47 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Указанные нормы не наделяют органы государственного управления полномочиями устанавливать дополнительные правила осуществления образовательными учреждениями хозяйственной деятельности.
                                      Таким образом, утверждение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о том, что установление правила о получении разрешения на открытие счета бюджетными учреждениями вытекает из контрольных полномочий государства, не основано на законе.
                                      Также Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации неправильно применила законодательство о банках и банковской деятельности в части установления порядка открытия и ведения банковских счетов.
                                      Согласно ч.4 ст.30 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" порядок открытия и ведения счетов в кредитных организациях устанавливается Банком России в соответствии с федеральными законами. Этот порядок установлен Главой 45 Гражданского Кодекса Российской Федерации "Банковский счет" (ст.ст.845-860 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Согласно ст.845, 860 Гражданского Кодекса Российской Федерации порядок открытия и ведения счетов в кредитных организациях устанавливается Гражданским Кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными актами, под которыми, согласно п.6 ст.3 Гражданского Кодекса Российской Федерации, понимаются только указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Указанные нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации не наделяют Банк России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральными законами условия об открытии счетов в кредитных организациях.
                                      Постановление Правительства Российской Федерации N 1001 от 22.08.98 г. "О мероприятиях по переводу в органы федерального казначейства счетов, организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации N 1239 от 23.10.98 г.) не предусматривает установления каких-либо дополнительных условий открытия и ведения счетов в кредитных организациях бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. Согласно п.2 данного Постановления Министерству финансов Российской Федерации совместно с Банком России было поручено утвердить только порядок открытия и ведения лицевых счетов бюджетным учреждениям в органах федерального казначейства, а не порядок открытия и ведения счетов в кредитных организациях, что было сделано Банком России совместно с Министерством финансов Российской Федерации в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.98 г. N 1001 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации N 1239 от 23.10.98). Нельзя согласиться с доводом в определении Кассационной коллегии о том, что нормы Указания ЦБ Российской Федерации N 579-У от 18.06.99 г. не нарушают право образовательных учреждений самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от приносящей доход деятельности. В разрешениях на открытие счета, выдаваемых органом федерального казначейства, указываются перечни источников формирования и направления использования полученных доходов, что противоречит подп.2 п.2 ст.32, п.2 ст.43 Закона Российской Федерации "Об образовании", п.2 ст.298 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которым образовательные учреждения самостоятельно определяют источники формирования и направления использования средств, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствии со своим уставом; а также п.7 ст.39 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой образовательные учреждения имеют право собственности на средства, полученные от приносящей доход деятельности.
                                      При таком положении следует признать, что у Кассационной коллегии не имелось оснований к отмене решения суда первой инстанции. Самой Коллегией при вынесении определения от 10.08.2000 г. допущено неправильное применение норм материального права, что в соответствии с п.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РСФСР является основанием к его отмене в надзорном порядке.
                                      Руководствуясь п.4 ст.324 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
                                      постановил:
                                      определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2000 г. отменить. Оставить в силе решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2000 г.
                                      Последний раз редактировалось solus rex; 13.03.2002, 06:21.

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        Правила
                                        ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,
                                        расположенных на территории Российской Федерации,
                                        от 18 июня 1997 г. N 61

                                        Указанием ЦБР от 26 декабря 2001 г. N 1077-У абзац 18 пункта 4.4 части II настоящих Правил изложен в новой редакции
                                        См. текст абзаца в предыдущей редакции

                                        На счетах NN 40503, 40603, 40703 открываются счета организациям, финансируемым соответственно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
                                        На счете N 40503 открываются счета воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожным войскам Российской Федерации и органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации для учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.


                                        Вывод: образовательному учреждению можно открыть р\с в коммерческом банке.

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          solus rex, спасибо большое, очень ценные документы.

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            ILK Самому нравятся.

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              solus rex, вы СУПЕР!

                                              Самое смешное, что казначеи (юристы, между прочим) грозили прокуратурой и прочими страшными вещами, когда мы закидывали удочку...

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                Yurii казначеи (юристы, между прочим) грозили прокуратурой Что им еще остается делать? Нормативные акты видят только в бумажной периодике.

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  Yurii , организации ( колледжу ) счет 40503 , по-моему мнению , открывать нет смысла . Платежи на этот счет не все будут проходить , во-вторых казначейство может направить уведомление в банк на закрытие счета (46н), есть еще письмо зам.министра финансов от 2001 ( орган-ции финанс. из фед.бюджета через тер.ОФК должны были не поздн. 01.12.2001 закрыть счета в казн-ве и открыть счет в ОФК) , и для открытия счета необх. разрешение от казн-ва( №9н маловероятно , что его дадут). Так ,что не знаю имеет ли смысл организации открывать ?

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    Blanc, а как же Постановление Президиума ВС РФ, где указано, что Минфин РФ утверждает только порядок открытия и ведения лицевых счетов бюджетным организациям в органах федерального казначейства, а не порядок открытия и ведения счетов в кредитных организациях. Поэтому приказ 46н воспринимается исключительно в этом контексте. Тем более в отношении образовательных учреждений сделано исключение. Соответственно, как я понимаю, разрешение не нужно.

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      Yurii Вы счет открыли?

                                                      Еще. Если ВАм не трудно, зайдите в свой первый постинг (редактировать) и измените тему на "579-У". Потом очень просто будет искать эту информацию.

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        А меня тут на днях ГУ просило дать объяснения почему 40503 счет не закрыл.
                                                        Пришлось их просветить про ст.859
                                                        что не могу без заявления клиента и все тут
                                                        В Солнечной системе не искоренить теневые явления!

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          Счет не открыли, но крышу сносит....

                                                          Ох, юристы, юристы... определитесь пожааааалуйста!!!!!
                                                          Что можно, а что нельзя?????

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            Счет открыть можно! Но , как мне кажется все равно - гемморойный. может быть в конце года надо будет закрыть ( Поэтому приказ 46н воспринимается исключительно в этом контексте, а 9н).

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X