Bankir.Ru
10 декабря, суббота 11:50

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

"СТАРОСТИ". Или просто старые НОВОСТИ

Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • "СТАРОСТИ". Или просто старые НОВОСТИ

    Предлагаю по аналогии с другими форумами кидать здесь ссылки на вновь появляющиеся нормативные акты и иную актуальную информацию в Инете. В частности вот народившийся КФМ решил вдруг помочь - судя по всему, это не для банков...
    ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

  • #2
    Gene, спасибо, поддерживаю.

    Комментарий


    • #3
      Вот еще пояснения МГТУ по передаче ОЭД
      ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

      Комментарий


      • #4
        МГТУ запросило от банков и филиалов банков Москвы отчет о проделанной работе по 115-фз и 137-Т.
        Срок до 18 февраля.
        Never take anything for granted

        Комментарий


        • #5
          А вот и само письмо.

          Комментарий


          • #6
            что-то я уже совсем не соображаю... до 18 это уже 15 надо cдать или можно еще и 18 ?
            Последний раз редактировалось alert; 15.02.2002, 09:26.
            "Вчера котов душили - душили, душили - душили"

            Комментарий


            • #7
              alert, думаю, что 15-го.

              Комментарий


              • #8
                alert - наверное, до 18-го включительно. Да и потом - там никаких кар не прописано, так что это вопрос теоретический...

                Комментарий


                • #9
                  В письме естьтелефон исполнителя
                  Never take anything for granted

                  Комментарий


                  • #10
                    ILK
                    Вам, насколько я понимаю, письмо пришло 7-го числа. У нас, например, до сих пор его нет. И что делать?

                    Комментарий


                    • #11
                      У нас тоже нет. Так меня все пытают, иде я это взял. Инициатива наказуема!

                      Комментарий


                      • #12
                        Anders, позвоните в Отделение. Думаю, что все проблемы от того, что оно у Вас новое.

                        Комментарий


                        • #13
                          уточнил, до 18 включительно
                          "Вчера котов душили - душили, душили - душили"

                          Комментарий


                          • #14
                            Письма МГТУ N30-0-13/212 от 12.02.2002 и N30-0-12/217 от 13.12.02. Присланы коллегой Oks2001

                            Комментарий


                            • #15
                              Деятельность финансовой разведки России набирает обороты
                              Комитет по финансовому мониторингу России уже получает около тысячи информационных сообщений в день, и его база данных в ближайшее время охватит абсолютно все регионы страны, сообщает "РИА-Новости". Об этом заявил 27 февраля председатель комитета, заместитель министра финансов РФ Виктор Зубков.
                              По его словам, получаемые финансовой разведкой сведения накапливаются, анализируются и, если потребуется, будут переданы в соответствующие ведомства. "Мы подотчетны Минфину и обязаны докладывать туда результаты нашей работы по итогам за какой-то определенный период. Однако это достаточно общие сведения", - пояснил Зубков. Что касается конкретной информации по конкретным делам, то она передается непосредственно правоохранительным органам и только им.
                              Говоря о ходе формирования Комитета по финансовому мониторингу, Зубков в то же время отметил, что еще не закончен набор сотрудников этого ведомства.
                              SlyFox

                              Комментарий


                              • #16
                                ....О том, сколько информации передано на сегодняшний день, сведений из ЦБ не поступало, однако, учитывая, что поток рос в геометрической прогрессии, а первые данные на 70% шли из Москвы и Санкт-Петербурга, можно предположить, что финансовой разведке скучать не приходится. А до конца февраля намечены первые проверки ЦБ на предмет выполнения банками требований "противоотмывочного" закона.

                                http://www.utro.ru/articles/2002022801353864077.shtml

                                Комментарий


                                • #17
                                  Уже в первые дни февраля, по словам заместителя председателя Центробанка Виктора Мельникова, банки передали в ЦБ 6,3 Мб информации об операциях своих клиентов. Полученные данные Центробанк передает в комитет по финансовому мониторингу (КФМ), более известный как "финансовая разведка".
                                  Глава КФМ Виктор Зубков полагает, что Россия может быть исключена из "черного списка" FATF уже на пленарном заседании этой организации 19-21 июня с.г. Надежды эти питает письмо, полученное от президента FATF Клери Ло, в котором отмечается прогресс, достигнутый Россией в борьбе с отмыванием денег.
                                  В черный список FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering - Международная комиссия по борьбе с отмыванием преступных доходов при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)) занесены страны, не принимающие эффективных мер борьбы с отмыванием денег. Сегодня в него входят 19 стран и территорий: о-ва Кука, Доминика, Египет, Гватемала, Гренада, Венгрия, Индонезия, Израиль, Ливан, Маршалловы о-ва, Мьянма, Ниуэ, Науру, Филиппины, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Нигерия и Украина. Для кредитной организации, зарегистрированной в стране, против которой введены санкции FATF, существенно затрудняется процедура открытия филиала в государствах ОЭСР. Кроме того, все транзакции с участием банков из такой страны подвергаются жесткому контролю, а нефинансовым организациям ОЭСР рекомендуется проявлять "повышенную осторожность" при работе с партнерами из страны, на которую наложены санкции.
                                  Россия была включена в черный список FATF в июне 2000 года, что поначалу не слишком обеспокоило власти. 24 июня 2001 года эта организация приняла решение оставить Россию в списке, а также указала на возможность введения экономических санкций в случае, если до 30 сентября в стране не будет принят закон о противодействии отмыванию денег. Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" до указанного срока был подписан Владимиром Путиным, но еще не принят Думой, поэтому на следующем пленарном заседании, 7 сентября, комиссия вновь решила не исключать Россию из черного списка, но санкции не применять. Упомянутый закон вступил в действие с 1 февраля 2002 года, и с этого момента началась борьба за признание FATF российских усилий.
                                  Уже 8 февраля с.г. российская делегация Госдумы во главе с заместителем председателя Владимиром Лукиным на заседании депутатов парламентов стран Евросоюза, стран - кандидатов на прием в ЕС, а также России, проголосовала за Парижскую декларацию по борьбе с отмыванием незаконных капиталов, еще более жесткую, чем критерии FATF. Хотя данный документ носит рекомендательный характер, он содержит перечень санкций, которые будут приниматься против стран, отказавшихся от сотрудничества в этой области. Среди них - запрет на работу в странах ЕС компаний из таких стран. Меры, предлагаемые Декларацией, таковы, что фактически ликвидируют банковскую тайну и открывают доступ специальных государственных служб к любой информации. Владимир Лукин даже вынужден был отметить возможность противоречия некоторых предложений этой Декларации Всеобщей декларации прав человека и призвал к осторожности.
                                  Вступление в силу закона о борьбе с отмыванием денег ознаменовалось и началом работы КФМ при Минфине, сразу названного финансовой разведкой. Теперь все сделки на сумму свыше 600 тыс. рублей, а также любые другие, показавшиеся банку подозрительными, подлежат обязательной проверке КФМ. Банки обязаны предоставлять информацию о таких сделках в ЦБ РФ в электронном виде до 16 часов следующего рабочего дня, а ЦБ РФ полученные данные передает в КФМ. В случае нарушения банком порядка предусмотрены санкции - вплоть до лишения лицензии и заведения уголовных дел.
                                  Столь крутые меры и размытость критериев, согласно которым сделка может считаться подозрительной, и привели к тому, что банки поспешили вывалить практически всю информацию о своих клиентах. О том, сколько информации передано на сегодняшний день, сведений из ЦБ не поступало, однако, учитывая, что поток рос в геометрической прогрессии, а первые данные на 70% шли из Москвы и Санкт-Петербурга, можно предположить, что финансовой разведке скучать не приходится. А до конца февраля намечены первые проверки ЦБ на предмет выполнения банками требований "противоотмывочного" закона.
                                  Теперь говорить о банковской тайне считается практически неприличным - особенно после ироничного замечания президента: "Банковская тайна? А разве она у нас была?". Тревожатся не только бандиты - те об отсутствии банковской тайны знали и раньше, - но и прочие граждане, взволнованные возможностью получения сведений об их честно заработанных деньгах теми же бандитами. Уверения в абсолютной закрытости информации помогают мало - у нас даже чеченские боевики умудряются выходить из окружения босиком по снегу. Пока не слишком педалируется и тот факт, что создание дорогостоящей системы контроля вынудит банки поднять цену обслуживания - а значит, от борьбы с отмыванием денег пострадают все банковские клиенты. Результатом уже стало резкое уменьшение притока вкладов: к 5 февраля, по данным заместителя директора ФСНП Владимира Сенина, поступления денег в российские банки сократились на 60%.
                                  Несмотря на это, российские власти на достигнутом останавливаться не собираются. Виктор Зубков сразу сказал, что информацию его комитет ожидает не только от банков, но и от страховых, инвестиционных и даже лизинговых компаний. Реакция последовала незамедлительно. Глава департамента страхового надзора Минфина Константин Пылов заявил 12 февраля, что в правительство его ведомством внесены поправки к закону "Об организации страхового дела в РФ". Одна из них предполагает признание страхования жизни, по которому страховщики собирают в год около 140 млрд. рублей и которое до сих пор служило для ухода от налогов, "исключительным видом деятельности" и выделение этого вида страхования в отдельные страховые компании. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, не дождавшись от ФКЦБ разъяснений, какие именно деньги им считать "грязными", приступили к разработке собственных рекомендаций для своих членов. 19 февраля такой документ был обнародован НАУФОР, и, по словам руководителей ПАРТАД и НФА, их работа над аналогичными рекомендациями находится в стадии завершения. В частности, профучастникам предлагается идентифицировать и изучать клиентов на предмет их возможного причастия к легализации незаконных доходов. При этом брокеры должны будут "выявлять и сообщать о необычных (подозрительных) сделках". Особо пристальное внимание рекомендовано уделять мониторингу операций клиентов, отнесенных к группе "высокого риска", хотя кого причислять к этой категории, пока непонятно. Если исходить из того, что глава финансовой разведки считает необходимым для минимизации вывоза капитала за рубеж подчинить своему комитету и валютный контроль, можно ожидать новых инициатив - например, со стороны фирм, регистрирующих оффшоры.
                                  Надо заметить, Виктор Зубков признает, что перекрыть все каналы по "отмыву" капиталов нереально, но надеется, что в результате предпринимаемых усилий делать это будет дорого и сложно. Правда, вряд ли слишком опасно: так, по мнению Владимира Сенина, приговоры судами по таким делам выносятся либо условно, либо предполагают заключение на два-три года.
                                  Будут ли предпринятые Россией усилия признаны FATF достаточными для исключения из черного списка? Лихтенштейн, попавший в список вместе с нашей страной в 2000 году, за несколько месяцев сумел принять необходимые меры и в июне 2001 года уже покинул его. Однако вопрос в том, что предполагать под "эффективными мерами". Ведь все ответственные правительственные чиновники признают, что эффект борьбы с отмыванием доходов не может наступить в течение короткого срока. Между тем уже в этом месяце эксперты FATF приезжают в Россию, а в апреле группа по мониторингу FATF должна дать свою оценку для июньской сессии. Следовательно, говорить можно лишь о демонстрации усилий, а не об их результативности. То, что работа идет именно в этом направлении, не особенно скрывается. "Мы должны своей работой показать FATF, что движемся в правильном направлении, - заявляет Виктор Зубков и добавляет: - надо показать работу этой системы". Остается надеяться, что FATF удовлетворится нашими "показательными выступлениями", хотя не исключено, что для пущей убедительности уже в ближайшее время финансовой полицией будет обнаружена парочка "грязнуль" среди олигархов.
                                  По оценкам международной консалтинговой фирмы KPMG, ежегодный поток "грязных" денег, отмываемых в мировой финансовой системе, сейчас достигает $600 млрд. KPMG прогнозирует на 2002 год дальнейшую глобализацию процессов финансового регулирования, особенно в вопросах борьбы с отмыванием денег. А следовательно, мировыми державами все меньше будет обращаться внимание на нарушение прав личности при финансовом контроле, все больше будет возрастать давление на страны, входящие в список FATF. В этих условиях российским гражданам не стоит надеяться на деликатность властей: скорее, стоит ждать "закручивания гаек" и постепенного расширения контроля над доходами. Дай-то Бог, чтобы наши жертвы были не напрасны.
                                  SlyFox

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    Блин, я б этих журналюг поотстреливал бы Теперь все сделки на сумму свыше 600 тыс. рублей, а также любые другие, показавшиеся банку подозрительными, подлежат обязательной проверке КФМ., несут всякую хрень, сил нету

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      Еще одно письмо:

                                      № 30-0-12/279 от 28.02.2002

                                      Разъяснение по порядку предоставления информации в соответствии с Положением
                                      №161-П от 28.11.2001





                                      В связи с большим количеством сообщений и файлов, отбраковываемых Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) при обработке информации, поступающей от кредитных организаций (КО) в КФМ в соответствии с Положением Банка России № 161-П, и поступающими запросами по разъяснению порядка предоставления КО в уполномоченный орган сведений в соответствии с требованиями Положения № 161-П сообщаем:
                                      1. До настоящего времени в КФМ России поступает большое количество файлов, содержащих ошибки, связанные с форматом файлов и порядком их последующей обработки (шифрование). К ним относятся следующие ошибки:
                                      - Предоставление файлов в формате, отличном от DBF;
                                      - Структура DBF-файла не соответствует требованиям Положениям Банка России № 161-П (и последующих разъяснений к нему);
                                      - Имя предусмотренной структуры присвоено пустому файлу;
                                      - Кодировка символов не соответствует кодировке DOS;
                                      - Использован ключ шифрования, отличный от ключа, предусмотренного для шифрования информации для КФМ "Верба-О/OW";
                                      Обращаем Ваше внимание, что разъяснения по структуре и порядку обработки файлов в КО даны в информационных письмах Московского главного территориального управления (30-0-12/126 от 24.01.2002, 30-2-12/140 от 28.01.2002, 30-0-12/172 от 01.02.2002, 30-0-12/193 от 08.02.2002 и 30-0-12/212 от 12.02.2002). Необходимо строго руководствоваться требованиями указанных разъяснений при подготовке информации для КФМ России в соответствии с Положением № 161-П.
                                      2. Основное количество ошибок в записях файлов, выявляемых на этапе вторичного (логического) контроля информации, связано с неверным порядком заполнения сведений об участниках операций (Code: 0001; Не верно заполнен документ (см. поля TU0, TU2, TU3).
                                      Укрупненно структура DBF-файла в соответствии с требованиями Положения № 161-П имеет вид (название информационного блока дано по имени первого поля):
                                      - блок KTU - информация о КО и виде операции>;
                                      - блок TU0 - сведения о непосредственном участнике операции >;
                                      - блок TU1 - сведения об участнике, осуществляющем операции от имени другого лица>;
                                      - блок TU2 - сведения об участнике операции, по поручению которого она осуществляется>;
                                      - блок TU3 - сведения о получателе платежа>.
                                      В соответствии с алгоритмом логического контроля записи об операции в КФМ России, предусматривается обязательное наличие информации в блоке KTU, обязательное наличие информации по крайней мере о двух участниках операции для всех без исключения видов операций - заполненные блоки TU0 и TU3, блок TU2 может быть заполнен информацией об участнике операции, по поручению которого она осуществляется, блок TU1 - КФМ не анализируется, при этом сведения об участнике, осуществляющем операции от имени другого лица берутся из блока TU0. Записи с незаполненными блоками TU0 и TU3 - КФМ России будут отвергаться.
                                      3. При получении кредитной организацией уведомления от КФМ России о непринятии файла или записи об операции, она должна исправить указанные ошибки и повторить передачу информации, содержащей исправленные сведения в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения уведомления.





                                      Начальник Управления
                                      информационных технологий Б.К. Минеев

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        Рабочая группа Международной организации по борьбе с отмыванием денег FATF (Financial Action Task Force), прибывшая в Россию в начале недели, проводит в Москве встречи по вопросам сотрудничества с Россией в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Об этом сообщил источник, близкий к правительству России. Россия пока входит в «черный список» FATF, в который включены стран, не противодействующие отмыванию денег. Вместе с тем на последнем пленарном заседании FATF был отмечен значительный прогресс России в вопросе борьбы с отмыванием денег. Ранее глава Комитета по финансовому мониторингу Виктор Зубков заявлял, что у России есть все шансы покинуть «черный список» уже в июне.
                                        Как ожидается, FATF к июню продумает возможные контрмеры против стран, которые попали в «черный список» ранее и не приняли должных мер. Всего в «черный список» FATF сейчас включено 19 стран.
                                        SlyFox

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          Коллеги!

                                          Нашел интересную статью в "Комерсант-Деньги" от 12.03.2002 !


                                          Самая последняя банковская тайна

                                          12 марта исполнилось сорок дней со дня официальной смерти в России банковской тайны. К этой дате спецкор "Денег" Петр Рушайло решил выяснить, как изменилась жизнь банкиров с 1 февраля, когда вступил в силу закон "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". Оказалось, банки действительно стучат на клиентов. Но совсем не так, как хотелось бы властям.



                                          Напомним, что накануне вступления противоотмывочного закона в силу Банк России распространил свои рекомендации по организации в банках службы внутреннего контроля. В соответствии с этими рекомендациями практически любую сделку можно было трактовать как подозрительную ("Деньги" подробно рассказывали об этом в #4 от 6 февраля 2002 года).



                                          Вообще-то не в традициях нашего журнала публиковать анонимные интервью. Однако было понятно, что банкиры не станут публично рассказывать о том, как они обманывают власти. Поэтому мы решили сделать исключение. И я отправился в гости к двум своим старым знакомым. Один из них работает председателем правления мелкого банка, другой -- крупного.



                                          Маленькие хитрости

                                          Первым моим собеседником был руководитель мелкого банка. Для беседы он пригласил и двух своих замов. Однако ответы банкиров на наши вопросы мы даем, не указывая, кто именно говорит,-- в конце концов, интервью все равно анонимное.

                                          -- Как введение финразведки сказалось на отношениях с клиентами?

                                          -- Насколько я знаю, сейчас все банки стараются не очень подставлять своих клиентов по поводу сомнительных сделок. Но у нас многие клиенты и банки-контрагенты были напуганы, звонили, спрашивали, что теперь будет. С 1 февраля многие изменили порядок перечисления средств: даже абсолютно "белые и пушистые" фирмы начали перечислять деньги маленькими порциями -- не хотели светиться. Но мы им объяснили, что, по сути, ничего страшного не происходит, и они понемногу успокоились.

                                          -- Но вы все-таки стучите на клиентов?

                                          -- Ну, честно говоря, в этом плане нам пока очень тяжело. Банк у нас небольшой, все клиенты, естественно, как бы свои. И установленные Центробанком критерии подозрительности, такие как, например, наличие в сделке экономического смысла, мы всегда трактуем в пользу клиента, даже если видим, что сделка направлена на уход от налогообложения. И это естественно -- клиент в подобных случаях просто формально объясняет, что сделка ему нужна для поддержания ликвидности или чтобы оптимизировать свои вексельные потоки и т. п. Сомнений у нас эти сделки не вызывают -- мы же видим, что явно не наркотиками люди торгуют. Хотя, конечно, если следовать буквально рекомендациям Центробанка, наверное, 90% сделок могут попасть в разряд сомнительных.

                                          -- То есть вы не следуете рекомендациям ЦБ?

                                          -- Рекомендации есть рекомендации, а есть закон. Все, что касается закона, мы выполнили. А рекомендации ЦБ частично приняли, а частично нет. Поскольку если мы с каждого клиента будем требовать письменное объяснение, зачем ему проводить данную сделку, это будет нецелесообразно. Кстати, наши сотрудники были на семинаре в ЦБ как раз перед самым вступлением противоотмывочного закона в силу. И поняли, что он нужен в основном для того, чтобы показать Западу, что у нас все в порядке. Сами цэбэшники не скрывали, что весь процесс пока носит как бы формальный характер, и советовали при разработке мер внутреннего контроля руководствоваться законом, а не рекомендациями ЦБ. Более того, нам даже и юрист центробанковский говорил, что, в принципе, если какие-то спорные вопросы будут между клиентом и банком (а они возможны, когда вдруг клиент узнает, что о нем куча сообщений, с которыми он категорически не согласен), то защититься от судебных претензий клиента банкир сможет, только если его действия соответствовали именно федеральному закону, а не каким-то там рекомендациям Центробанка.

                                          -- Неужели в ЦБ такое отношение к собственным рекомендациям?

                                          -- Да. И, кроме того, основной вопрос к ЦБ у нас, банкиров, был: как вы нас проверять будете? Ответ был такой: в соответствии с вашими внутренними документами. То есть если вы в своих правилах контроля примете две наши рекомендации, проверим по двум, если не примете рекомендации и будете работать только по федеральному закону, мы будем проверять вас только по федеральному закону. Прямым текстом нам в ЦБ об этом сказали. И не только об этом. Информация от нас поступает в Вычислительный центр ЦБ, чтобы потом поступить в центр финансового мониторинга. А в этом центре, как нам с улыбкой рассказывали представители ВЦ ЦБ, сидят только люди в погонах, и сейчас у них нет ни квалифицированных сотрудников, ни техники для анализа этой информации.

                                          -- А как именно вас будет проверять ЦБ, они не говорили?

                                          -- Говорили. Они приезжают и смотрят: если у нас проходит анкетирование всех физических и юридических лиц -- значит, работа ведется.

                                          -- А как клиенты реагируют на анкетирование?

                                          -- По-разному. Мы говорим: вот есть анкета, будьте любезны заполнить. При открытии, например, расчетного счета это смотрится нормально. Другое дело, там есть вопросы, в анкете, которые нам рекомендовал ЦБ, совершенно анекдотичного характера, например о деловой репутации. Непонятно, как сам клиент или мы можем заполнить эту графу. Если клиент -- ЛУКОЙЛ, это один вариант, а если "Пупкин и компания", то какая там деловая репутация, черт его знает.

                                          Кроме того, для мелких и средних банков невозможно проверять пришедшего клиента, например на то, что у него фирма зарегистрирована на реальных людей, а не, скажем, по утерянному паспорту. Или проверять, что он платит за нормальный товар, а не за наркотики. Для подобных проверок за каждым более или менее крупным клиентом нужно закреплять человека, который будет анализировать его платежки, а мы просто не можем себе позволить содержать такой штат. Хотя, в принципе, противоотмывочным законом нам дано право спрашивать у клиента, почему, скажем, он все время покупал хлеб, а потом неожиданно переключился на железнодорожные вагоны.

                                          -- И вы спрашиваете?

                                          -- Сейчас нет. Но само по себе такое положение дел достаточно странно. Представь себе, ведь я имею право сказать любому клиенту, который мне не нравится: мне нужно проверить твою сделку. Будь любезен, предоставь телефоны, кому звонил, цены, по которым продавал, потому что мне кажется, что здесь что-то не так. Он, естественно, ответит: да иди-ка, малый, знаешь куда? Ведь это же его бизнес, его коммерческие тайны. А я скажу: ах ты не хочешь мне сообщить? Тогда я сам о тебе сообщу куда следует.

                                          -- Ты говоришь, что вы не спрашиваете у клиентов подробности, даже если сделка кажется сомнительной. А как вы будете объяснять свое поведение проверяющим из ЦБ?

                                          -- В своих внутренних правилах мы прописали, что, если сделка вызывает у нас сомнения в соответствии с выбранными нами критериями сомнительности, мы можем потребовать у клиента объяснений. И если клиент дает нам мотивированный ответ в течение месяца (кстати, сроки каждый банк устанавливает для себя сам), то мы об этой сделке никуда не сообщаем. Причем все подобное общение происходит в устной форме -- банк у нас маленький, у нас нет даже секретаря, который бы писал эти письма. Поэтому наш сотрудник может позвонить клиенту и спросить, что у него за сделка, а потом со слов клиента заполнить соответствующую анкету (это тоже предусмотрено внутренними правилами контроля). И все, ни на кого стучать не надо.

                                          -- Но по тем сделкам, которые относятся к сомнительным с точки зрения федерального закона, вы все-таки стучите на клиентов?

                                          -- Стучим. У нас, если не ошибаюсь, за февраль была пара случаев, когда сумма платежа превышала 600 тыс. руб. и с момента регистрации фирмы-плательщика еще не прошло трех месяцев. Мы о них сообщили. И будем стучать по подобным сделкам, о чем честно предупредили клиентов. И, кстати, если банкир говорит вам "на голубом глазу": "Ваши сделки попадают в категорию сомнительных, но я о них никуда сообщать не буду", не верьте ему -- наверняка врет. Сообщит, причем сообщит немедленно. Штука ведь вот какая. Допустим, к нам приходит платеж на какую-то фирму, мы обязаны сообщить, если он попадает под категорию сомнительных в соответствии с законом. Но и банк плательщика, из которого к нам пришли деньги, тоже обязан сообщить о данном платеже. И представляешь ситуацию: тот банк сообщает, а я не сообщаю. Комитет по финансовому мониторингу смотрит: о, этот стукнул, а этот не стукнул, наверное, банк с этим клиентом в сговоре. Лишний повод появляется заняться тщательной проверкой. А в нашей стране такая проверка сродни ликвидации бизнеса.

                                          -- Но если вы откровенно манкируете рекомендациями ЦБ, это тоже повод для пристальной проверки...

                                          -- Почему это откровенно манкирую? Мы же некоторые приняли. Кстати, я знаю некоторых банкиров, которые все эти рекомендации вписали в свои внутренние правила и теперь не знают, что делать. Ведь, согласно этим рекомендациям, в разряд подозрительных попадают даже совершенно стандартные внутрибанковские проводки, связанные с оптимизацией управления ресурсами. То есть теперь они обязаны сообщать в финразведку, что подозревают сами себя. И не сообщать не могут -- ведь эти внутренние правила контроля проходят регистрацию в ЦБ, после чего ты уже не можешь ни изменить их в одночасье, ни пренебрегать ими. Кроме того, все на самом деле понимают, что в данном случае проверяющие будут руководствоваться старым добрым советским правилом: ты, если работал, покажи. Ты показываешь одну бумажку, и понятно, что ты не работал. Значит, основная задача каждого банкира -- заготовить достаточное количество бумажек.

                                          -- То есть настучать на достаточное количество клиентов?

                                          -- Ну зачем же так... Слава Богу, есть у нас еще темные пятна, вот на них и будем слать бумажки.

                                          -- Я не понял, что ты имеешь в виду.

                                          -- Все очень просто. Сейчас многие банки сами себе создают, что называется, фронт работы. Вот я разговаривал с рядом крупных банков, которые белее белого, и клиенты у них чистые, но им тоже нужно отчитываться делом. Я не буду их называть, но они сказали так: мы исходим из того, что все наши старые клиенты, которые у нас уже открыли счета и работают с нами, какие бы они ни были, они у нас априори белые, пушистые, хорошие и замечательные. А на новых клиентов перекладываем все бремя ответственности за предоставление о себе информации. То есть мы их анкетируем, заставляем на сделку давать кучу документов. И если что не так -- стучим. Другие банки говорят, что специально открывают так называемые "ромашки" или "фонари". То есть создается несколько фирм-однодневок, которые открывают счета в нескольких банках. А потом эти фирмы гоняют между собой по кругу через эти банки довольно внушительную сумму. И банкиры со спокойной совестью пишут отчеты: вот, мол, засекли столько-то сомнительных сделок. То есть специально себе создают видимость работы и говорят: мы отчитываемся, мы боремся с отмыванием. Чтобы показать, что и работа есть, и в то же время с клиентами, с которыми банк уже давно работает, не было лишних проблем.



                                          Большие маневры

                                          Второй мой собеседник -- руководитель крупного банка. С ним мы говорим с глазу на глаз.

                                          -- Как вы работаете в связи с принятием противоотмывочного закона и выхода соответствующих рекомендаций ЦБ?

                                          -- Вообще-то у меня есть три варианта ответа. Первый -- версия для ЦБ и других контролирующих органов, второй -- версия для клиентов и третий -- как все на самом деле. Тебе какую легенду?

                                          -- Вообще-то мне интересно, что на самом деле происходит. Но что при этом говорится ЦБ и клиентам, тоже любопытно.

                                          -- Хорошо. Тогда начнем с истории вопроса. После того как ЦБ выпустил свои методические рекомендации по организации внутреннего контроля, стало ясно, что работать по ним невозможно. Поскольку эти рекомендации в части того, какую сделку считать сомнительной, вобрали в себя все случаи жизни. Я не преувеличиваю. Ты мне можешь сейчас назвать любой платеж, и я сразу найду в рекомендациях ЦБ пункт, по которому его можно считать сомнительным. Если их выполнять, надо просто брать дискетку с платежами всего банка по всем клиентам за день и направлять в финансовую разведку, и пусть они там разбираются. И не возникало бы вопросов типа, почему это банкам дали право стучать на клиентов, которые им не нравятся... Но нет, при этом еще хотят, чтобы банкиры сами что-то отслеживали и выявляли.

                                          Поэтому на практике мы пошли вот по какому пути. На самом деле внутренний контроль у нас в банке существует уже не первый год. Все, что мы делали раньше, все делаем и сейчас, с принятием противоотмывочного закона для нас, в принципе, ничего особенного не изменилось, за исключением того, что мы для себя поставили точки над i в процедурном плане. Мы сказали, что мы выполняем закон. Как написано в законе, по букве закона, так мы и делаем: читаем, что подлежит обязательному сообщению в контролирующие органы, и ровно это и сообщаем. Понятно, что рано или поздно придет ЦБ и скажет: мы давали рекомендации, вы их не учли, и, значит, мы сейчас вам в акте проверки отразим, что вы не выполняете рекомендаций ЦБ. А такое заключение -- удар по имиджу банка. Поэтому мы взяли еще несколько пунктов из центробанковских рекомендаций и отслеживаем, согласно им, сомнительные сделки.

                                          -- Отслеживаете и сообщаете о них в финразведку?

                                          -- Отслеживаем. То есть для Центробанка мы написали, что сообщаем, но на самом деле не сообщаем. А делаем так. Вот, например, сегодня я пришел на работу, открываю входящую почту, мне пришло сообщение из службы внутреннего контроля. Смотри. Вот клиент, название его, что с ним происходит. Значит, необходимо сообщить о нем в финразведку, согласно критериям необычной сделки, принятым в нашем банке. Но вместо этого мы связываемся с клиентом и говорим ему: ваша сделка попала в разряд необычных, у нас в компьютере это высветилось в автоматическом режиме, просим вас дать объяснения. При этом, естественно, информируем клиента, как подготовить эти объяснения, чтобы мы не сообщили властям о сделке. Консультируем его, говорим, что и как делать, он нам дает письма, он нам дает договора, мы заводим так называемое дело контроля за операцией. Все, нас это удовлетворяет, мы никуда, естественно, не сообщаем. К нам приходит проверка, ну говорят: "Ребята, у вас попала сделка?" -- "Попала".-- "Почему не сообщили?" -- "Нас устроило объяснение клиента".

                                          -- А что со сделками, о которых надо сообщать в соответствии с законом, а не с вашими внутренними нормативами?

                                          -- Обо всех сообщаем. Но при этом информируем клиента, что его сделка подпадает под обязательный контроль и мы не имеем права не сообщить о ней в финразведку. Понимаешь, да?

                                          -- Прекрасно понимаю. Вы информируете об этом клиента, хотя по закону не имеете права делать этого. И не боитесь, что клиент вас заложит?

                                          -- Все зависит, конечно, от разряда клиента. Понятно, это не значит, что, если он торгует семечками и начинает ерунду какую-то творить, я его предупреждать о чем-то буду. Я о таких, естественно, просто сообщаю: клиент должен знать закон, мы всем сообщили, что мы переходим на этот режим работы. Тот клиент, про которого ты сейчас читал у меня в компьютере,-- смешно даже предположить, что он отмывает деньги. И он важен для банка. И у меня, например, вызывает смех, если, например, такой клиент, как вот этот, земельный участок свой огораживает забором, платит за этот забор, и эта сделка не соответствует характеру его деятельности, и я об этом должен сообщить. И я ему просто говорю: объясните. И он мне пишет письмо, что, мол, я свой земельный участок огораживаю забором. И такого клиента я всячески стараюсь уберечь от попадания в неприятные ситуации. Никогда в жизни из банка не уйдет бумага, подставляющая его.

                                          -- То есть, по сути, борьбу с отмыванием вы не ведете?

                                          -- Наоборот, ведем. Я просто рассказывал, как мы пытаемся избежать явных идиотизмов. Но, естественно, мы люди все здравые, и банк у нас с международным именем, и мы хотим бороться с "грязными" деньгами. И если идет просто чернуха полная, естественно, я говорю, что эту сделку не пропущу однозначно. В банке с этим строго. С "грязными" деньгами, и с отмыванием, и с прочей химией -- с этим мы не работаем.

                                          -- Что значит "не пропущу сделку"? Банк что, имеет на это право?

                                          -- Понимаешь, ни один нормальный клиент, который моет деньги или ворует их, если я ему прямо говорю, что ему лучше из банка уйти, не останется в банке. Потому что я при этом рассказываю ему схему, по которой он работает, и предупреждаю, что я об этом вынужден сообщать властям, и буду сообщать, потому что нам такие клиенты не нужны. Потому что мне репутация дороже. Если вы, говорю, хотите работать в условиях, когда у вас нет доверия с банком, и банк вас будет подставлять, а я говорю, что я это буду делать,-- работайте, но вам же хуже будет. И такие все фирмы еще в прошлом году из банка удрапали, их уже нет.

                                          -- А как клиенты воспринимают новые правила игры?

                                          -- Клиенты воют, клиенты начинают обижаться, что мы к ним придираемся. Говорят: вот, в моих сделках нет ничего особенного. В них и правда нет ничего особенного. Поэтому я им говорю: ребята, у вас есть два выхода. Либо я сообщаю, что сделка подозрительная, либо вы мне даете необходимые документы, и мы привыкаем, что начинаем с 1 февраля работать в этом режиме: вы мне даете письма, а я никуда ничего не сообщаю. Для вас увеличится работа, и для меня увеличится работа, зато все чисто и хорошо работают.

                                          -- Были ли случаи, что клиенты на это обижались и уходили в другой банк?

                                          -- Были такие случаи, когда клиенты говорили, что уйдут, но ни один не ушел. Говорили: мол, у Васи лучше... Но ведь абсолютно все этих вась знают. Вопрос в том, сколько еще продлится их деятельность. Это, кстати, и будет хорошим критерием качества работы финразведки.

                                          -- А какие наиболее типичные вопросы задают клиенты в связи с введением финразведки?

                                          -- Не секрет, что у нас и на Западе разные понятия об отмывании. Деньги от торговли оружием, наркотиками, организованных преступных группировок, терроризма и прочего у нас иногда путают просто с вывозом капитала. У нас самые распространенные виды отмывания -- это перегнать куда-нибудь деньги и обналичить деньги. При этом действительно некоторым людям иногда нужно вывезти капитал, да еще и в больших количествах. Вот и спрашивают, что в этом плане изменилось.

                                          Могу тебе сказать тоже, что и им,-- ничего. Я вижу, что действуют все прежние схемы, которые и действовали, они никак не блокированы. Через эти же вонючие банки, через эти же вонючие фирмы. По-прежнему работают фирмы-однодневки, которые регистрируются по поддельным и утерянным паспортам, паспортам умерших, базы данных по таким делам по-прежнему нет. Как было, так все и осталось в этой области. И всем это до фонаря. Ну, может, если финразведка когда-нибудь проснется, чуть сложнее будет фирмам-однодневкам. Раньше они три месяца существовали, сейчас, может, они будут жить две недели или неделю. А может, вообще под отдельные операции создаваться будут. Вывел несколько миллионов долларов -- и закрыл фирму. И иди потом проверяй ее, ветра в поле ищи, когда никого там уже нет, как и не было никогда.

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            Письмо ЦБ о проведении инспекционных проверок банков по 115-ФЗ. Посмотрите вопросник (Приложение 2)
                                            ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              shurshan А я и не боюсь Вашего согласия, пусть медведи боятся!!!

                                              ILK Ничуть не меньше, в среднем региональном ЦБ работает около 700 человек.
                                              SlyFox

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                SlyFox, а в Московском?
                                                shurshan с другой стороны, и банки не такие крупные, а разброс? Сколько ехать до какого-нибудь банка в Красноярском крае? Не будет тут засланных из других регионов.

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  Коммерсантъ-Daily, 19.03.2002

                                                  Делегация FATF объяснила, что нужно сделать для исключения России из черного списка

                                                  18 марта российский комитет по финансовому мониторингу (КФМ) обнародовал итоги завершившихся 15 марта переговоров с делегацией Financial Action Task Force (FATF), главного в мире борца с отмыванием денег. Делегаты объяснили, что делать для исключения из черного списка: усовершенствовать законодательство и исключить противодействие бизнесменов и банкиров борьбе с отмыванием. Тогда Россия сможет быть исключена в порядке общей очереди. Согласно заявлению КФМ, делегаты FATF отметили, что для исключения из черного списка России необходимо привести свое законодательство в соответствие с международными нормами в области борьбы с легализацией преступных доходов (в частности, требуется доработка законодательства в налоговой и правоохранительной сферах). Существует также ряд бюрократических условий: Россия не может быть вычеркнута из списка раньше, чем страны, которые опередили ее в принятии необходимых мер.В начале февраля нынешнего года в Гонконге состоялось заседание FATF, и там отличившимися были признаны острова Сент-Китс и Невис, а также Венгрия. Насчет России ничего восторженного сказано не было, отметили только то, что она уже создала КФМ. Таким образом, раньше Венгрии, а также островов Сент-Китс и Невис она точно исключена не будет.Но, может быть, ее исключат одновременно. СЕРГЕЙ МИНАЕВ ©"Коммерсант".

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    FATF мало агентов
                                                    Россия останется в черном списке еще на год

                                                    Зоя Каика
                                                    Ведомости
                                                    19 марта 2002

                                                    Надежды российских чиновников и банкиров на то, что уже в июне Россию признают борцом с отмыванием денег, оказались напрасными. Члены Рабочей группы по финансовым операциям (Financial Action Task Force - FATF) , составляющей черный список, сочли, что в России не хватает информаторов о подозрительных сделках. Теперь это пятно на своей репутации Россия сможет отмыть не раньше, чем через год.
                                                    О том, что России пока рано надеяться на исключение из перечня изгоев, чиновникам российского Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) сообщили представители наиболее влиятельных стран - членов FATF - США, Великобритании и Франции. На прошлой неделе они приезжали в Москву, чтобы оценить, как реализуется новый закон о противодействии легализации преступных доходов, вступивший в силу в феврале.

                                                    Реализация закона иностранных инспекторов устроила. А сам закон - нет. Как рассказал "Ведомостям" осведомленный представитель КФМ, миссия FATF потребовала отредактировать антиотмывочный закон так, чтобы предоставлять информацию о подозрительных сделках были обязаны казино и инвестиционные фонды, а не только банки, страховые и лизинговые компании, профучастники рынка ценных бумаг, ломбарды и организации, осуществляющие денежные переводы. Идея включить казино в перечень информаторов была, кстати, и у правительства, однако летом прошлого года депутаты Госдумы вычеркнули из законопроекта все упоминания об игорных заведениях.

                                                    Инспекторы FATF также предложили россиянам ввести наказание за безынициативность. Наказывать они предлагают тех, кто не сообщает в КФМ информацию о сомнительных сделках, не вошедших в обязательный перечень. Сейчас компании должны самостоятельно отслеживать все проходящие через них подозрительные операции. Однако сообщать в КФМ они обязаны только о сделках, включенных в установленный законом перечень, - в нем 16 видов операций (от покупки наличной валюты до перевода денег в офшоры и открытия счетов в пользу третьих лиц) на сумму больше 600 000 руб.

                                                    Не понравилось миссии и то, что ЦБ не установил для банков обязательных правил внутреннего контроля по борьбе с отмыванием, а ограничился рекомендациями.

                                                    И хотя, как сказала "Ведомостям" пресс-секретарь ОЭСР Элен Фишер, мнение трех стран нельзя считать мнением всего FATF, в КФМ уже не надеются, что Россия будет вычеркнута из черного списка на ближайшей сессии группы в июне. "Мы даже не знаем пока, принимать новые условия FATF или нет, - разводит руками чиновник КФМ. - Если мы вдруг пообещаем принять эти поправки, они будут дожидаться, пока их примет Госдума". А председатель банковского комитета Думы Александр Шохин говорит, что выпасть из черного списка Россия сможет теперь не раньше февраля следующего года.

                                                    В КФМ не опасаются, что дальнейшее пребывание в черном списке повлечет за собой особые санкции ОЭСР в отношении России (например, отказ от корреспондентских отношений). Но проблема в том, что российским банкам по-прежнему придется оправдываться перед западными контрагентами. К тому же не ко всем изгоям FATF была так же требовательна, как к России. В прошлом году Лихтенштейн покинул черный список сразу после того, как принял свой закон об отмывании, без всяких инспекций со стороны FATF.

                                                    Сами банкиры сомневаются, что России стоит спешить с выполнением новых условий. "Хотя для нас они не представляют никакой проблемы, это просто издевательство со стороны международной организации, - возмущается вице-президент Росбанка Михаил Алексеев. - Они просто не хотят признать тот прогресс, который уже был сделан Россией по борьбе с отмыванием".

                                                    СПИСОК-2.

                                                    В начале года FATF заявила, что готовит еще один черный список - стран, вяло борющихся с финансированием терроризма. Перед январским заседанием FATF от российских чиновников потребовали подготовить отдельный доклад о том, как они борются с этой проблемой. А представители США прямо выразили недовольство положением дел с противодействием финансированию терроризма в России.

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      ============ Ну как вам следующий шедевр =================

                                                      Главное Управление Банка России по Саратовской области просит официально подтвердить выполнение кредитными организациями требований по срокам окончания идентификации клиентской базы, изложенных в разделе 5 п. 5.1 Указаний оперативного характера от 28.11.2001г. № 137-Т. В случае, если кредитной организацией не исполнены в установленные сроки требования вышеуказанного нормативного документа Банка России, то необходимо предоставить письменное объяснение по данному факту. Запрашиваемую информацию необходимо предоставить в Управление инспектирования кредитных организаций по электронному адресу eaburutina@saratov.cbr.ru в срок до 22.03.2002.


                                                      и. о. Начальника ГУ
                                                      Банка России по Саратовской области Н.Н. Жедрина
                                                      Последний раз редактировалось LASTIC; 20.03.2002, 10:37.

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        LASTIC, я бы их вежливо послал куда подальше.

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          LASTIC
                                                          Пусть не поленятся, ножками дойдут (27-т), как Геращенко завещал...

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            пункт 5.1. 137-Т
                                                            Кредитным организациям

                                                            рекомендуется

                                                            идентифицировать и изучить в соответствии с настоящими Рекомендациями своих клиентов, находящихся на банковском обслуживании на день утверждения настоящих Рекомендаций, в течение трех месяцев со дня утверждения настоящих Рекомендаций.
                                                            SlyFox

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X