Bankir.Ru
11 декабря, воскресенье 13:01

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Кредитное бюро в России

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Кредитное бюро в России

    Вчера, 28 ноября, прошла конференция, посвященная созданию кредитных бюро в России. Было много выступающих и много точек зрения.
    Банки были представлены довольно скромно, поэтому хотелось бы выслушать мнение коллег по данной теме.
    Нужны ли нам кредитные бюро?
    Сколько их должно быть?
    Готовы ли банки раскрывать информацию о клиентах? и т. д.
    22
    да
    100.00%
    22
    нет
    0.00%
    0

  • #2
    старая история. давно делаются попытки создания такого бюро. Помоему года этак с 95-96. Результата нет. Бюро несомненно нужно, но я сомневаюсь что в ближайшее время оно появится. Основной вопрос - кто им будет рулить.
    Заинтересованы ли в этом топ-менеджмент банков. Вряд ли. Большинство банков , работающих с реальным сектором экономики, кредитуют в основном своих.
    Не торможу ни перед чем!

    Комментарий


    • #3
      vcvolk Нужны ли нам кредитные бюро
      Банкам - пока не особо.. Да и экономика еще не та..

      Сколько их должно быть?
      Будет спрос, наростет как грибов.. Особенно при росте объемов потребительского кредита.

      Готовы ли банки раскрывать информацию о клиентах? и т. д.
      Приходит клиент за кредитом. Приносит расшифровку о своих счетах (ту что подтверждает в налоговой. Далее Обороты по ним. Денежный поток надо показать ведь..
      По требованию и расшифровки по ссудным счетам в других банках. Он ведь заинтересован показать, что пользуется доверием в других банках и благонадежен.

      Больше чем банки в Бюро заинтересованы хозяйствующие субъекты, для изучения потенциального клиента и будущего контрагента. Будь то авансовый платеж или таварный кредит и прочие сделки - все несут в себе, как минимум, кредитный риск.

      Смотрел как работает Кредитное Бюро в США и Канаде..
      Там это серьезное подспорье для любого бизнеса, работающего на прогнозе финансового потока и продающего товары в кредит в тесном сотрудничестве с банками..

      Комментарий


      • #4
        Думаю, что на данный момент лучше говорить о легализации таких действий как сбор и распространение информации (то есть проведение законотворческих мероприятий). А такие бюро уже в России есть, надо их только узаконить и лицензировать, а то они работают на вскрытых базах данных и подкупе чиновников.
        Бюро кредитных историй нужно!!! Борисов вроде выглядел убедительно.
        :)

        Комментарий


        • #5
          Согласен с Headless нужны тем кто работает по зап.стандартам ( МСФО и т.п.), а у нас зачем? Это же взять у чиновников, кот. большие деньги делят взять и отобрать кусок хлеба с маслом - кто же будет давать деньги неэффективному менеджеру.
          Сухой остаток: это эффективно в белой экономике. Вот пусть гос-во прекратит стимулировать развитие теневой экономики в России тогда и кред.бюро понадобятся. А вот обязать проходить [независимое] кред.бюро перед получением кредита это они могут.
          С уважением,
          Tutor

          Комментарий


          • #6
            Минэкономразвития предложило свой вариант кредитных бюро

            Анастасия Онегина
            Ведомости
            05 февраля 2003

            Минэкономразвития придумало собственную схему работы будущих российских кредитных бюро. Они должны получать информацию обо всех возможных кредитах и займах лиц и организаций, а контролировать их деятельность будет саморегулируемая организация. Аналитики считают, что заработать такой системе будет сложно из-за ее излишней либеральности.
            В ведомстве Германа Грефа убеждены, что кредитных бюро в России должно быть много и они должны быть частными. Подготовленный реформаторами законопроект обязывает всех кредиторов и заимодавцев передать в такие бюро информацию о своих заемщиках, сумме их обязательств и аккуратности погашения и обслуживания кредита. Таким образом, бюро, например, должно получать данные о платежах за услуги компаний сотовой связи, которые предоставляются в кредит, о задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и т. п. В поле зрения бюро не попадут только самые маленькие кредиты - меньше 10 МРОТ (4500 руб. ) для физических лиц и меньше 100 МРОТ (45 000 руб. ) - для юридических. Контролировать сеть кредитных бюро должна саморегулируемая организация, а до ее появления - "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти", который будет также следить за законностью деятельности бюро. Как говорит специалист отдела развития банковского сектора Минэкономразвития Борис Воронин, министерство не думало, какой именно орган может взять на себя такие функции, - например, это могут быть МАП, ФКЦБ или любое другое ведомство. Центробанк в соответствии с законодательством к числу органов исполнительной власти не относится.

            Чтобы не нарушать закон о банковской тайне и о защите персональной информации, кредитор должен заручиться согласием заемщика для передачи данных о нем в кредитное бюро. Письменное или устное согласие заемщика потребуется также для получения любым лицом или организацией его кредитной истории из бюро. Единый каталог всех кредитных историй будет храниться в саморегулируемой организации, но узнать в нем можно будет только о наличии или отсутствии в каком-либо из бюро истории о займах физического или юридического лица. Для более детальной информации придется обращаться в бюро, владеющее данными.

            Над своим законопроектом реформаторы ведомства Германа Грефа бились больше года. Итоговый вариант практически устраивает чиновников разных министерств и ведомств, но не нравится ни банкирам, ни действующим кредитным бюро. В МАП сообщили, что некоторые "технические замечания" надеются снять в процессе дальнейшего согласования. А первый зампред ЦБ Андрей Козлов говорит, что ЦБ поддерживает идею множественности частных кредитных бюро и не стремится тянуть на себя одеяло регулирования их деятельности.

            Но, как считает Наталья Орлова из Альфа-банка, придуманная Минэкономразвития схема сможет заработать лишь в будущем. "Нашим сегодняшним банкам будет неинтересно отдавать информацию о крупных клиентах или, к примеру, о невозвратах кредитов внутри группы компаний, в которую они входят", - убеждена она. А генеральный директор Национального кредитного бюро Владимир Малеев обеспокоен тем, что законопроект не вносит изменений в законы, регулирующие использование банковской и коммерческой тайны и персональной информации о заемщиках - физических лицах. Руководитель банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников считает, что в схеме Минэкономразвития существуют серьезные возможности для утечки информации. По его мнению, есть риск, что банки, создавая карманные бюро для формального исполнения требований закона, будут при этом устанавливать запредельно высокие расценки на возможное получение информации от них.
            Не торможу ни перед чем!

            Комментарий


            • #7
              Сколько бы не бились политики над дангой проблемой, а действовать придется нам (банкирам).
              По моему мнению, данная организация создается только с одной целью, это получение информации о "жирных" клиентах, которые приносят доходы нам с вами. Получив данную информацию от нас, она (инф.) уйдет в "правильные" руки, а там может два пути: 1. шантаж клиента, 2. перетянут клиента в свой банк, т.е. мы подарим наработанного клиента какому-нибудь "Х" банку. А нам это надо??!!!!!
              Я заинтересован в данном бюро, но если оно будет работать по егативу, т.е. по "плохим" заемщикам. У каждого юанка есть/были клиенты с которыми были проблемы. Эти пролемы Банк с радостью сливает в Кр. Бюро, и в случаи обращения "плохого" лица в иной банк или ком. организацию тут-та и .....
              Однако опять же в данном возникают и другии тонкости но уже более решаемые на месте. Однако на данное Государство не идет, а почему ????
              По моему мнению это кому то не интересно и подтверждает мои мысли изложенные выше.

              Комментарий


              • #8
                в принципе создание кр бюро на сегодня не актуально время не пришло да и др общественнополитсоцпроблем хватает . проверка заемщика дело банковской сб. а публикуемая информация о тн недобросовестн заемщике будет трактоватся как свидетельство низкой а то и рискованной кр политики кредитора, соответственно заседая на кр комитете (-лимиты мбк-и др) в случае поступления инфы о тм что ваш (тьфу-тьфу) контрагент неудачно прокредитовал кого-то вы это обязательно учтете,хорошо если у него это 1 случай а если 2-3-5-10? вы на него лимиты оставите какие были?

                Комментарий


                • #9
                  Ничего, вот если пройдет предложение веселого дядьки Павла Медведева (единое КБ под управлением ЦБ), вот тогда будет действительно весело! ЦБ как бы и открещивается, а на самом деле Козлов обеими руками за.

                  Комментарий


                  • #10
                    Безусловно, кредитные бюро нужны. В принципе, многие банки это уже осознали. Если КБ будет единое, это будет весело. ЦБ и так уже походит на монстра, который всем заправляет. Хотя с другой стороны это может быть хорошо, есть предоставление информации не будет стоить слишком дорого. А если КБ будут частные или, скажем, региональные - то владельцами, наверное, захотят быть отдельные банки. Может быть они тогда получат информационное преимущество. Вопросы... Хотелось бы, чтобы КБ были независимые.

                    Комментарий


                    • #11
                      Проект (вариант Минэкономразвития)



                      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                      О бюро кредитных историй

                      ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                      Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона

                      1. Настоящий Федеральный закон определяет понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулирует связанную с этим деятельность специализированных организаций (бюро кредитных историй), устанавливает особенности создания и ликвидации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с займодавцами (кредиторами), заёмщиками и органами государственной власти.
                      2. Целями настоящего Федерального закона является создание и определение условий для накопления, хранения и раскрытия специализированными организациями информации, характеризующей своевременность исполнения заёмщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.

                      Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

                      Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между бюро кредитных историй, заёмщиками, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и заключающими с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, постоянно проживающими в Российской Федерации лицами без гражданства, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями договора займа (кредита) в соответствии с главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на отношения, возникающие между бюро кредитных историй и органами государственной власти, включая органы, осуществляющие контроль над деятельностью бюро кредитных историй на территории Российской Федерации.

                      Статья 3. Основные понятия

                      В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
                      договор займа (кредита) – договор займа, кредитный договор, договор о предоставлении товарного, коммерческого кредита.
                      кредитная история - накопленная за определённый период времени информация, характеризующая платёжную дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита), состоящая из открытой (титульной) и закрытой (конфиденциальной) частей и хранящаяся в бюро кредитных историй
                      кредитный отчет – информация, предоставляемая бюро кредитных историй по запросу пользователя кредитной истории и содержащая кредитную историю юридического или физического лица.
                      источник формирования кредитной истории - организация, являющаяся займодавцем (кредитором) в договоре займа (кредита) и предоставляющая информацию, входящую в состав кредитной истории, в бюро кредитных историй.
                      субъект кредитной истории - юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель являющееся заемщиком по договору займа (кредита) по которому формируется кредитная история.
                      бюро кредитных историй – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по получению информации от источников формирования кредитных историй, по формированию и хранению кредитных историй, а также по выдаче кредитных отчетов по запросу пользователей кредитных историй, а также органы государственной власти в соответствии со статьёй 14 настоящего Федерального закона.
                      пользователь кредитной истории – юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель получающий кредитный отчёт от бюро кредитных историй в целях определённых настоящим Федеральным законом или органы государственной власти по решению суда.
                      идентификатор субъекта кредитной истории – буквенно-цифровое сочетание символов для однозначного определения субъекта кредитной истории в процессе её хранения и использования.


                      ГЛАВА II. КРЕДИТНЫЕ ИСТОРИИ

                      Статья 4. Содержание кредитной истории

                      1. Кредитная история физических лиц включает в себя:
                      а. Открытую (титульную) часть кредитной истории, содержащую следующую информацию:
                      - фамилия, имя, отчество физического лица;
                      - идентификационный номер налогоплательщика в случае, если присвоен;
                      - идентификатор субъекта кредитной истории, присвоенный бюро кредитных историй.
                      б. Закрытую (конфиденциальную) часть кредитной истории, содержащую следующую информацию:
                      о субъекте кредитной истории:
                      - паспортные данные;
                      - место регистрации и фактическое место жительства физического лица.
                      об обязательстве заемщика:
                      - сумму обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита);
                      - срок исполнения обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа (кредита);
                      - срок уплаты процентов в соответствии с договором займа (кредита);
                      - вид, собственник обеспечения (включая третьих лиц);
                      - дополнительные соглашения к договору займа (кредита), включая введённые данными соглашениями изменения сроков обязательств;
                      - фактический срок исполнения обязательства заемщика в полном размере;
                      - фактический срок уплаты процентов в полном или неполном размере;
                      - фактический срок платежа по промежуточным (очередным) платежам;
                      - о погашении займа (кредита) за счёт обеспечения в случае невыполнения заёмщиком своих обязательств по договору.
                      об источнике формирования кредитной истории:
                      - полное (в случае если имеется: сокращенное и на иностранном языке) наименования юридического лица и его организационно- правовая форма;
                      - государственный регистрационный номер записи сведений о юридическом лице в государственном реестре, ведущимся в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»;
                      - идентификационный номер налогоплательщика.
                      2. Кредитная история юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) включает в себя:
                      а. Открытую (титульную) часть кредитной истории, содержащую следующую информацию:
                      - полное (в случае если имеется: сокращенное и на иностранном языке) наименования юридического лица (индивидуального предпринимателя) и его организационно- правовая форма;
                      - государственный регистрационный номер записи сведений о юридическом лице в государственном реестре, ведущимся в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»;
                      - идентификационный номер налогоплательщика;
                      - идентификатор субъекта кредитной истории, присвоенный бюро кредитных историй.
                      б. Закрытую (конфиденциальную) часть кредитной истории, содержащую следующую информацию:
                      о субъекте кредитной истории:
                      - паспортные данные, место регистрации и фактическое место жительства руководителя (индивидуального предпринимателя) и главного бухгалтера юридического лица и лицах входящих в орган управления юридического лица, осуществляющих обязанности единоличного или коллегиального органа управления и имеющих право давать обязательные указания и подписывать договоры;
                      - сведения об органе управления юридического лица;
                      - сведения о юридическим или физическим лице (группе лиц) владеющих более пяти процентов акций (долей в уставном капитале) данного юридического лица;
                      - об этапах процедуры банкротства юридического лица (наблюдение, внешнее управления; конкурсное производство; мировое соглашение; ликвидация);
                      - судебные акты (постановления, решения, определения судебных органов) в отношении юридического лица, касающиеся его финансовой состоятельности;
                      об обязательстве заемщика:
                      - сумму обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита);
                      - срок исполнения обязательства заемщика в полном размере соответствии с договором займа (кредита);
                      - срок уплаты процентов в соответствии с договором займа (кредита);
                      - вид, собственник обеспечения (включая третьих лиц);
                      - дополнительные соглашения к договору займа (кредита), включая введённые данными соглашениями изменения сроков обязательств;
                      - фактический срок исполнения обязательства заемщика в полном размере;
                      - фактический срок уплаты процентов в полном или неполном размере;
                      - фактический срок платежа по промежуточным (очередным) платежам;
                      - о погашении займа (кредита) за счёт обеспечения в случае невыполнения заёмщиком своих обязательств по договору.
                      об источнике формирования кредитной истории:
                      - полное (в случае если имеется: сокращенное и на иностранном языке) наименования юридического лица и его организационно- правовая форма;
                      - государственный регистрационный номер записи сведений о юридическом лице в государственном реестре, ведущимся в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»;
                      - идентификационный номер налогоплательщика.

                      Статья 5. Предоставление информации в бюро кредитных историй

                      1. В случае заключения договора займа (кредита), если займодавец (кредитор) кредитная организация, то займодавец (кредитор) обязан:
                      а. До заключения договора займа (кредита) письменно проинформировать заемщика об обязательном предоставлении информации в бюро кредитных историй в целях формирования кредитной истории в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о праве заемщика отказаться от заключения договора займа (кредита) в случае его несогласия с предоставлением информации;
                      б. Предоставлять в бюро кредитных историй, информацию, предусмотренную в статье 4 настоящего Федерального закона, касающуюся заемщика:
                      - юридического лица, в случае если сумма займа (кредита) превышает пятьдесят тысяч рублей и менее пятисот миллионов рублей;
                      - индивидуального предпринимателя или физического лица, в случае если сумма займа (кредита) превышает пять тысяч рублей.
                      Заемщик в договоре займа (кредита) должен подтвердить, что он проинформирован займодавцем (кредитором) об обязательном предоставление информации о его кредитной истории в бюро кредитных историй и раскрытии этой информации бюро кредитных историй и согласен с этим требованием.
                      2. Нарушение требований обязательного предоставления информации, предусмотренных настоящей статьей, либо предоставление недостоверной информации влечет для источников формирования кредитных историй ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
                      3. В случае если условия договора займа (кредита) не соответствуют условиям п.1 настоящей статьи, необходимость предоставления информации в бюро кредитных историй определяется по соглашению сторон договора займа (кредита).
                      4. Предоставление займодавцами (кредиторами) информации в бюро кредитных историй производится в течение десяти календарных дней, соответственно, от момента заключения договора займа (кредита), даты исполнения в соответствии с договором займа (кредита) и даты фактического его исполнения в отношении суммы основного долга и процентов.
                      5. Займодавец (кредитор) вправе заключить договор о представлении информации с одним или несколькими бюро кредитных историй по своему выбору.
                      6. Предоставление займодавцами (кредиторами) информации определённой в статье 4 настоящего Федерального закона в бюро кредитных историй в соответствии с настоящей статьёй не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

                      Статья 6. Предоставление кредитного отчета

                      1. Кредитный отчет предоставляется бюро кредитных историй пользователю кредитной истории на основании двухстороннего договора без права его отчуждения в пользу третьих лиц, на платной основе, по запросу пользователя кредитной истории и может быть использован в целях:
                      - заключения, подготовки к заключению договоров займа (кредита) и страхования;
                      - оформления гарантийных обязательств;
                      - сдачи имущества в аренду, финансовую аренду (лизинг).
                      2. При предоставлении кредитного отчета бюро кредитных историй обеспечивает сохранение информации о дате и времени предоставления кредитного отчета и пользователе кредитной истории:
                      а. О пользователе кредитной истории юридическом лице (индивидуальном предпринимателе):
                      - полное (в случае если имеется: сокращенное и на иностранном языке) наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя), его организационно- правовая форма;
                      - государственный регистрационный номер записи сведений о юридическом лице в государственном реестре, ведущимся в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»;
                      - идентификационный номер налогоплательщика.
                      б. О пользователе кредитной истории физическом лице:
                      - фамилия, имя, отчество физического лица;
                      - идентификационный номер налогоплательщика в случае, если присвоен.
                      3. Кредитные отчеты предоставляются в одной из двух форм:
                      - в письменной форме и заверяются бюро кредитных историй своей печатью и подписями уполномоченных лиц;
                      - в электронной форме, юридическая сила, которого подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
                      4. Закрытая (конфиденциальная) часть кредитной истории раскрывается пользователю кредитного отчёта в случае наличия согласия заёмщика в письменной форме, или электронной форме юридическая сила, которого подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
                      5. Раскрытие кредитного отчёта в части информации об источнике формирования кредитной истории производится в случае наличия согласия источника формирования кредитной истории в письменной форме, или электронной форме юридическая сила, которого подтверждена электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
                      6. Пользователь кредитной истории обязан не разглашать третьим лицам информацию, содержащуюся в закрытой (конфиденциальной) части кредитной истории из полученного кредитного отчета, и использовать ее исключительно в целях, определённых настоящем Федеральным законом. За разглашение или ненадлежащее использование данной информации пользователи кредитных историй несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
                      7. Бюро кредитных историй может на основании двухстороннего договора с пользователем кредитной истории, на платной основе, по запросу пользователя проводить обработку данных содержащихся в кредитных историях юридических или физических лиц для подготовки обобщенной статистической оценки финансовых рисков отдельных категорий субъектов кредитных историй.
                      8. Представление бюро кредитных историй кредитного отчета пользователю кредитной истории в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона не является нарушением служебной, банковской, налоговой и коммерческой тайны.

                      Статья 7. Хранение и защита информации

                      1. Кредитные истории являются собственностью бюро кредитных историй и могут отчуждаться только в пользу другого бюро кредитных историй.
                      2. Бюро кредитных историй обеспечивают хранение кредитных историй в течение 15 лет после даты последнего изменения кредитной истории.
                      3. Бюро кредитных историй обеспечивают защиту информации сертифицированными средствами защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
                      4. Бюро кредитных историй их должностные лица несут ответственность за искажение, неправомерное разглашение, распространение и ненадлежащее использование получаемой информации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

                      Статья 8. Права субъекта кредитной истории

                      1. Субъект кредитной истории вправе в каждом каталоге кредитных историй профессионального объединения бюро кредитных историй, раз в год бесплатно и любое количество раз за плату без указания причин получить информацию о том, в каком именно бюро кредитных историй хранится кредитная история о нём.
                      2. Субъект кредитной истории вправе в каждом бюро кредитных историй, в котором формируется кредитная история о нём раз в год бесплатно и любое количество раз за плату без указания причин получить кредитный отчет по своей кредитной истории с указанием пользователей кредитной истории, которым выдавались кредитные отчеты.
                      3. Субъект кредитной истории вправе полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, подав заявление в бюро кредитных историй, в котором хранится указанная кредитная история.
                      Бюро кредитных историй в течение 30 дней обязано, кроме случаев определённых в настоящем Федеральном законе, провести дополнительное уточнение информации входящей в состав кредитную историю, запросив её у источника формирования кредитной истории, изъяв на время уточнения оспариваемую информацию из кредитной истории, сделав в ней пометку о временном изъятии части информации.
                      Бюро кредитных историй обновляет кредитную историю в оспариваемой части в случае подтверждения заявления субъекта кредитной истории или оставляет кредитную историю без изменения.
                      Бюро кредитных историй не обязано проводить в дальнейшем уточнение ранее оспариваемой, но получившей подтверждение информации содержащейся в кредитной истории в случае.
                      4. Субъект кредитной истории вправе в судебном порядке полностью или частично обжаловать информацию, содержащуюся в его кредитной истории.

                      ГЛАВА III. БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ

                      Статья 9. Требования, предъявляемые к бюро кредитных историй

                      1. Деятельностью в качестве бюро кредитных историй имеют право заниматься юридические лица, в любой, определённой законодательством Российской Федерации, организационно-правовой форме.
                      2. Размер уставного (складочного) капитала бюро кредитных историй должен быть не менее пятидесяти миллионов рублей.
                      3. Доля юридического или физического лица, являющегося участником группы лиц, либо нескольких лиц - участников одной группы лиц находящаяся в собственности или в распоряжении не может быть более чем пять процентов акций уставного капитала бюро кредитных историй.
                      4. Юридические лица - учредители (участники) бюро кредитных историй должны отвечать требованиям статьи 10 настоящего Федерального закона.
                      5. Бюро кредитных историй обязано обеспечить:
                      - получение, предоставление и хранение в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков информации составляющей кредитную историю;
                      - безопасность хранения закрытой (конфиденциальной) части кредитных историй;
                      - соблюдение прав субъекта кредитной истории.

                      Статья 10. Требования, предъявляемые к юридическим лицам – учредителям (участникам) бюро кредитных историй

                      Юридическое лицо – учредитель (участник) бюро кредитных историй должен:
                      - иметь достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал бюро кредитных историй;
                      - действовать в течение трех лет;
                      - выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом за последние три года.
                      Учредители бюро кредитных историй не имеют права выходить из состава участников кредитного бюро в течение первых трех лет со дня его регистрации.

                      Статья 11. Государственное регулирование деятельности бюро кредитных историй

                      1. Государственное регулирование деятельности бюро кредитных историй осуществляется в форме регулирования деятельности бюро кредитных историй, федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации и действующим на основании настоящего Федерального закона.
                      2. Действуя в целях эффективного развития бюро кредитных историй и их профессиональных объединений, федеральный орган исполнительной власти по регулированию деятельности бюро кредитных историй вправе:
                      - принимать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона совместно с Центральным банком Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты, рекомендации и указания в отношении деятельности бюро кредитных историй, профессиональных объединений бюро кредитных историй;
                      - в судебном порядке обжаловать создание бюро кредитных историй и профессиональных объединений бюро кредитных историй в случае несоблюдения ими требований законодательства Российской Федерации;
                      - в судебном порядке обжаловать действия бюро кредитных историй, профессиональных объединений бюро кредитных историй в случае несоблюдения ими требований законодательства Российской Федерации;
                      - осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
                      3. Решения федерального органа исполнительной власти по регулированию деятельности бюро кредитных историй могут быть обжалованы бюро кредитных историй в судебном порядке, установленном в Российской Федерации.

                      Статья 12. Профессиональные объединения бюро кредитных историй

                      1. Профессиональные объединения бюро кредитных историй образуются в форме ассоциаций (союзов), на принципах добровольности и действуют в целях:
                      - установления обязательных для профессионального объединения и его членов правил профессиональной деятельности бюро кредитных историй, контроля их соблюдения и применения мер ответственности к бюро кредитных историй в случае их нарушения;
                      - представления в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересов связанных с осуществлением членами профессионального объединения деятельности в качестве бюро кредитной истории и осуществления иной предусмотренной его учредительными документами деятельности в соответствии с целями определёнными настоящим Федеральным законом.
                      2. Профессиональные объединения кредитных бюро создаются и действуют в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, предусмотренными в отношении ассоциаций (союзов). Указанные положения применяются с учётом установленных настоящим Федеральным законом особенностей статуса профессиональных объединений кредитных бюро.
                      3. Профессиональные объединения кредитных бюро являются открытыми для вступления новых членов. Учредительные документы профессиональных объединений кредитных бюро должны содержать положение о согласии членов профессионального объединения на вступление в него бюро кредитных историй, удовлетворяющим требованиям, которые в соответствии с учредительными документами профессионального объединения предъявляются к членам профессионального объединения.
                      4. Профессиональное объединение может осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.
                      5. Профессиональным объединением бюро кредитных историй устанавливаются правила, обязательные для профессионального объединения и его членов и содержащие требования в отношении:
                      - согласованных с другими профессиональными объединениями бюро кредитных историй способов, методов обработки и хранения кредитных историй;
                      - участия бюро кредитных историй – членов данного профессионального объединения бюро кредитных историй в работе каталога кредитных историй профессионального объединения бюро кредитных историй;
                      - порядка формирования и поддержание работы каталога кредитных историй профессионального объединения бюро кредитных историй;
                      - лиц занимающих руководящие должности в бюро кредитных историй;
                      - требований к бюро кредитных историй, направленных на обеспечение защиты хранящейся информации, защиты прав субъектов и источников кредитных историй;
                      - страхования профессиональной ответственности членов профессионального объединения бюро кредитных историй;
                      - порядка создания и определения полномочий третейского суда профессионального объединения бюро кредитных историй;
                      - достижения иных целей, ради которых создана профессиональное объединение бюро кредитных историй.

                      Статья 13. Каталог кредитных историй профессионального объединения бюро кредитных историй

                      1. Каталог кредитных историй создается в целях упрощения и ускорения процесса получения потенциальным пользователем кредитной истории информации о бюро кредитных историй, в котором сформирована кредитная история соответствующего субъекта кредитной истории и обеспечения информационного взаимодействия между бюро кредитных историй.
                      Информация, содержащаяся в каталоге кредитных историй, является открытой и раскрывается на основании договора между потенциальным пользователем кредитной истории или субъектом кредитной истории и профессиональным объединением бюро кредитных историй на платной основе.
                      Ведение каталога кредитных историй осуществляется профессиональным объединением бюро кредитных историй, действующим в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, предусмотренными в отношении ассоциаций (союзов) с учётом установленных настоящим Федеральным законом особенностей статуса профессиональных объединений бюро кредитных историй.
                      2. Каталог кредитных историй профессионального объединения бюро кредитных историй регулярно обновляемый бюро кредитных историй членами данного профессионального объединения, содержит следующую информацию:
                      - открытую (титульную) часть кредитной истории физического или юридического лица;
                      - краткое наименование бюро кредитных историй, члена данного профессионального объединения бюро кредитных историй, предоставившего данную открытую (титульную) часть кредитной истории.

                      Статья 14. Взаимодействие бюро кредитных историй с органами государственной власти

                      Бюро кредитных историй имеют право на основании двухстороннего соглашения запрашивать у органов государственной власти, следующую информацию:
                      - данные государственной регистрации юридического лица;
                      - подтверждение идентификационного номера налогоплательщика указанного заёмщиком;
                      - об этапах процедуры банкротства юридического лица (наблюдение, внешнее управления; конкурсное производство; мировое соглашение; ликвидация);
                      - по судебной практике (постановления, решения, определения судебных органов) в отношении юридического лица;
                      - об утерянных или утративших силу паспортах граждан Российской Федерации и паспортах для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию граждан Российской федерации.

                      ГЛАВА IV. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                      Статья 15. Порядок включения в кредитные истории информации по договорам займа (кредита), действующим на момент принятия настоящего Федерального закона
                      1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на договора займа (кредита) заключённые кредитными организациями в течение трёх лет, предшествующих моменту вступления в силу настоящего Федерального закона.
                      2. Уполномоченное лицо кредитной организации, осуществляющей деятельность на момент вступления в силу настоящего Федерального закона обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свою деятельность в соответствие с требованиями, предъявляемые к заёмщикам (кредиторам) - кредитным организациям пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

                      ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                      Статья 16. Введение в действие настоящего Федерального закона

                      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
                      2. Уполномоченное лицо юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве бюро кредитных историй до вступления в силу настоящего Федерального закона обязано течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести деятельность юридического лица в соответствие с требованиями, предъявляемые к бюро кредитных историй настоящим Федеральным законом. Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления федерального органа исполнительной власти по регулированию деятельности бюро кредитных историй.
                      3. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

                      Президент
                      Российской Федерации

                      В.ПУТИН
                      Москва, Кремль

                      Комментарий


                      • #12
                        ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНЕТ ЯВНЫМ
                        "Попирая" банковские секреты, Минэкономразвития готовит почву для организации в России кредитных бюро. По задумке министерства банки и их клиенты будут обязаны предоставлять информацию о своих финансовых отношениях в бюро кредитных историй. Причем саботажников ждет наказание.
                        В частности, в Кодексе РФ об административных правонарушениях Минэкономразвития предлагает прописать ответственность за незаконное получение и распространение информации, составляющей кредитную историю, а также за непредоставление информации в бюро кредитных историй. Ответственность за последнее нарушение возлагается на кредитные организации и заключается в штрафе для должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ, а для юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ.
                        В то же время подготовленные МЭРТ изменения в Гражданский кодекс фактически избавляют банки от необходимости заверять у нотариуса каждый "отсыл" сведений в бюро кредитных историй. В министерской трактовке 857-й статьи ГК среди имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну, кроме самого клиента и его представителя упоминается теперь и "бюро кредитных историй".
                        В федеральный закон "О банках и банковской деятельности" Минэкономразвития также предлагает внести пункт о предоставлении информации по кредитным операциям юридических и физических лиц в кредитное бюро.
                        Забавно, но инициативы российского экономического министерства появились как раз на фоне нашумевшего в Германии суда между разорившимся медиа-магнатом Лео Кирхом и его кредитором Дойче-банком. Вина банка заключалась в публичном выражении сомнения топ-менеджера банка, что финансовый рынок вновь расщедрится на кредиты Кирх-груп. Таким образом, как признал суд, была нарушена коммерческая тайна заемщика, что способствовало его банкротству.
                        Но если трепетное отношение немцев к финансовым таинствам восходит еще к 1880 году и закону Германской Империи о банковской тайне (документ подмахнул сам Бисмарк), то в России ситуация принципиально иная. О банковской тайне у нас много говорят, но реально ее мало кто видел. А фискальные органы - так те просто в упор не замечают. Тем не менее, как утверждает начальник отдела финансовых рынков и институтов департамента финансов МЭРТ Борис Воронин, в своем законотворчестве Минэкономразвития опиралось исключительно на предложения самих банкиров.
                        Действительно, как считает начальник управления банковских продуктов банка "Глобэкс" Ирина Мелкова: "Банки очень заинтересованы в законодательном оформлении сведений, не являющихся банковской тайной. Речь идет о деятельности кредитных бюро, направленной на повышение надежности банковской системы. Информация о просроченных долгах и сейчас не является предметом банковской тайны, но механизмов сбора, обработки и использования этих данных в России не существует".
                        В то же время заместитель председателя правления Росбанка Михаил Алексеев отмечает: "С одной стороны, российские банки пытаются скрывать информацию, которую положено знать государству, с другой - многие чиновники небезуспешно пытаются получить у банков те сведения, которые не всегда имеют отношение к их прямым обязанностям".
                        "Банки обязаны сообщать в налоговые органы сведения об операциях физических лиц на сумму более $10 000, но нам неизвестны случаи, когда такая информация помогла бы налоговым органам увеличить налоговые поступления", - утверждает Ирина Мелкова. Кстати, по сведениям "Известий", в правительственных умах уже варится идея о том, что "10-тысячное" уведомление пора отменять. Поскольку, во-первых, затраты на сбор этой информации превышают фискальный доход, а во-вторых, это еще один фактор, тормозящий развитие ипотеки.
                        "ИЗВЕСТИЯ", N 51, 25.03.03, с.8
                        Не торможу ни перед чем!

                        Комментарий


                        • #13
                          Этот вопрос уже неоднократно обсуждался у юристов. Посмотрите.

                          Комментарий


                          • #14
                            у общем по проекту закона - вряд ли пройдет а вот если туда еще подтянуть закон об ОРД тогда на ура ,,,шутка а если серьезно сыровато будет да и банкформирования будут супротив - КФМ отчитайсь в мнс тоже а тут еще непонятное кб лезет со своими запросами о дорогом и уважаемом тобой клиенте которому естесно не будет радостно от того что некое бюро наводит о нем справки. у обчем благими намренями......да и где гарантии что кр истории небудет через полгода скажем на горбушке продаваться

                            Комментарий


                            • #15
                              В настоящее время как раз прорабатывается вопрос о мерах по стимурированию кредитных организаций по участию в развитии системы бюро кредитных историй (что бы кредитным , так необходимой банкоской системе России. Одной из таких, могла бы стать мера по изменению порядка формирования и использования резерва на потери по ссудам, или есть др. меры? А также хотелось бы обсудить вопрос о предоставлении преференций, также с целью стимулирования, субъектам кредитных историй (заемщикам), давшим согласие на предоставление информации. Например льготной период по возврату кредита и т.п.

                              Комментарий


                              • #16
                                Думаю что даже в условиях отсутствия закона, ограничение по возможному раскрытию банковской тайны можно преодолеть, если в кредитное соглашение (договор) кредитора и заемщика (возможно и в кредитную заявку клиента) внести оговорку о том, что банк имеет право или обязуется, в случае нарушения заемщиком условий кредитного договора, передать информацию в кредитное бюро. В этом случае, если банк сможет включить такую оговорку в кредитный договор (а возможно и кредитную заявку), заемщик (клиент) не просто сам соглашается на разглашение информации о себе, а фактически дает поручение банку. И банк, передавая негативную кредитную историю в бюро, будет исполнять обязательство, данное ему заемщиком. Я об этом уже писал на ФинаАнализ.ру http://www.finanaliz.ru/forum/showthread.php?threadid=5
                                А сведения о клиенте банка по кредитному договору, самом кредитном договоре, как банковской операции, согласно ст. 857 ГК РФ не являются банковской тайной.

                                Комментарий


                                • #17
                                  2 Martin:

                                  Постойте, я не юрист, но в статье 857 ГК пункт 1 начинается словами "Банк гарантирует тайну ..." и заканчивается словами "... и сведений о клиенте.".
                                  Где я ошибся? Или Вы говорили о проекте изменений ГК?

                                  С уважением,

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    Нет, я говорил про ГК РФ в его нынешнем виде, уточню, согласно ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

                                    При этом, выдача банком кредита по кредитному договору, являясь согласно ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» банковской операцией, не является операцией по банковскому счету, и клиент банка так же не является клиентом по договору банковского счета или банковского вклада.

                                    С учетом этого, сведения о клиенте банка по кредитному договору, самом кредитном договоре, как банковской операции, согласно ст. 857 ГК РФ не являются банковской тайной.[/B]

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      /Согласно законопроекту, само бюро не будет иметь физической возможности ознакомиться с содержанием хранящихся у него кредитных историй. /

                                      я плакал :............................................................................................................................................



                                      16.09.2003 10:21| Банковский комитет Госдумы рекомендовал палате принять в первом чтении проект ФЗ "О федеральном бюро кредитных историй Российской Федерации".


                                      Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал палате принять в первом чтении проект ФЗ "О федеральном бюро кредитных историй Российской Федерации", внесенный рядом депутатов, членов комитета по бюджету и налогам и по кредитным организациям и финансовым рынкам. Однако, как сообщил присутствующий на заседании комитета замминистра Минэкономразвития РФ Аркадий Дворкович, Правительство не поддерживает законопроект, так как намерено инициировать собственный на эту тему.

                                      Законопроектом предполагается создать специализированное учреждение Центробанка - Федеральное бюро кредитных историй РФ, задачей которого будет комплектование и организация выдачи кредитных историй физлиц, а также обеспечение их сохранности и учета и соблюдение режима банковской тайны в работе с ними.

                                      Авторы законопроекта полагают, что отсутствие у кредитора информации о кредитной истории заемщика сдерживает масштабы кредитования банками граждан, что в целом тормозит развитие ряда секторов экономики. Существенную помощь в решении этих проблем могло бы оказать создание системы, позволяющей накапливать информацию о кредитных операциях банков и их клиентов, а также предоставлять ее в установленном порядке заинтересованным организациям.

                                      Согласно законопроекту, само бюро не будет иметь физической возможности ознакомиться с содержанием хранящихся у него кредитных историй.
                                      Анализ балансов придумали трусы ©
                                      El analisis de los equilibrios era inventado por los cobardes ©

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        Рассмотрение законопроекта Медведева, возможно, будет рассматриваться 06 октября.

                                        Тем не менее, законопроект Минэкономразвития, предполагающий рынок частных бюро кредитных историй, сохраняет высокие шансы на принятие.

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          03.10.2003
                                          СОВЕТ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ ПРИНЯЛ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БЮРО КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЙ АРБ

                                          Совет Ассоциации российских банков на заседании рассмотрел представленный Банком России проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год. Проект, как отметил на заседании президент АРБ Гарегин Тосунян, носит достаточно конкретный и содержательный характер. На заседании было отмечено, что в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2004 г. содержится ряд моментов, вызывающих вопросы и замечания.

                                          Так, стратегия Банка России в области проведения денежно-кредитной политики строится в основном на снижении инфляции как практически единственной приоритетной задаче её осуществления. Исходя из этого, усилия Банка России направлены в первую очередь на контроль за объёмом денежной массы и недопущение её значительного роста. Этот вопрос представляется дискуссионным, поскольку увеличение денежной массы и спроса в условиях неполной задействованности ресурсов (как это имеет место в российской экономике), если оно будет умело направлено на инвестиционные цели, не должно иметь негативных инфляционных последствий.

                                          Статистика показывает, что ведущие страны осуществляют постоянную эмиссию национальной валюты, обеспечивая рост финансовых ресурсов в экономике. В России же борьба с инфляцией сводится к чрезмерному сжатию денежной массы. Отношение денежной массы (агрегат М2) к ВВП в России в 2002 г. составило 20 проц., в то время как в США - 55 проц., в Японии - 139 проц. При этом в США уровень инфляции колеблется в районе 1-2 проц. в год, а в Японии наблюдается дефляция. Уровень инфляции в России в 2002г. составил 15,1 проц. Искусственное чрезмерное сжатие денежной массы тормозит рост ВВП и негативно влияет на развитие экономики в целом.

                                          К этой проблеме, указывали члены Совета АРБ, тесно примыкает задача наращивания долгосрочной ресурсной базы банковского сектора и расширения возможностей банков в управлении ликвидностью. В Основных направлениях не рассматриваются пути удлинения ресурсной базы российских банков. Между тем, недостаток долгосрочных ресурсов оказывает значительное негативное влияние на развитие банками долгосрочного кредитования и удовлетворение ими инвестиционного спроса предприятий.

                                          В документе отсутствуют положения о возможности решения этой проблемы с учётом проведения пенсионной реформы, создания системы страхования вкладов, использования средств бюджета и социальных фондов.

                                          К числу путей решения этой проблемы относятся развитие системы рефинансирования коммерческих банков и сокращение объёмов резервирования средств банков.

                                          Совет принял принципиальное решение о создании Национального бюро кредитных историй АРБ, подвел итоги работы за год Регионального бюро, рассмотрел вопрос о повышении роли Третейского суда АРБ, а также ряд организационных вопросов.
                                          /Финмаркет/
                                          Angelika

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            Experian идет в Россию
                                            Чтобы занести наши кредитные истории в крупнейшую базу данных в мире

                                            Василий Кудинов
                                            Ведомости
                                            13 октября 2003

                                            Как стало известно "Ведомостям", крупнейшее в мире бюро кредитных историй - Experian собирается начать работу в нашей стране к весне будущего года. Experian рассчитывает на лидирующую позицию на нашем рынке, однако другие его участники не опасаются конкуренции с мировым гигантом.
                                            Experian - крупнейшее в мире бюро кредитных историй. В офисах компании, расположенных в 20 странах, работает более 13 000 сотрудников. Ее услугами пользуется свыше 40 000 клиентов в более чем 60 странах, ежегодно Experian предоставляет сведения для принятия свыше 5 млрд кредитных решений. Годовая выручка компании - около $2 млрд.

                                            "Мы планируем, что наше бюро [в России] начнет работать в I квартале 2004 г. ", - заявил "Ведомостям" коммерческий директор Experian Джон Хэдлоу. Сейчас компания проводит переговоры с российскими властями и предполагаемыми клиентами. "Они приходили в Центробанк, рассказывали о своих идеях и планах. Мы сказали, что препятствий и возражений у нас не будет. При этом строить работу в России необходимо с учетом российского законодательства в области банковской и коммерческой тайны", - рассказывает первый зампред ЦБ Андрей Козлов.

                                            "Они интересовались, можно ли им начинать работу до принятия закона о кредитных бюро (см. статью на стр. А3). Мы ответили утвердительно. Уже сейчас в России действуют подобные структуры. И чем выше будет конкуренция, тем лучше для рынка", - добавляет представитель Минэкономразвития.

                                            Кредитные бюро собирают у банков сведения о заемщиках - и частных лицах, и компаниях - и о том, как они возвращали кредиты. Эти кредитные истории хранятся в базе данных бюро и предоставляются за плату банкам и другим потенциальным кредиторам.

                                            "Обычно на запуск такого проекта в стране требуется не менее $1 млн с учетом создания новой базы данных. Мы рассчитываем играть ведущую роль на российском рынке", - признается Хэдлоу. В Experian готовы к тому, что срок окупаемости инвестиций превысит два года.

                                            В России уже работают зарубежные партнеры Experian, среди которых Ситибанк и Райффайзенбанк. По словам Хэдлоу, его компания ведет переговоры с представителями платежных систем Visa и MasterCard, и российских банков - Сбербанка, Альфа-банка, ДельтаБанка, Внешторгбанка, Международного московского банка, Автобанка. Учитывая масштабность программы потребительского кредитования, Альфа-банк заинтересован в сотрудничестве с кредитными бюро, и Experian в частности, говорит руководитель пресс-службы банка Вадим Юрко.

                                            Некоторые потенциальные партнеры Experian недавно подписали протокол о создании кредитного бюро на базе Ассоциации российских банков (АРБ). Но Хэдлоу это не смущает. "Мы обмениваемся мнениями и с АРБ. Нас не стоит рассматривать как конкурентов. Мы имеем общий интерес и совместно работаем", - говорит он. В АРБ тоже не беспокоятся. "Все понимают, что серьезное бюро должно сформироваться под эгидой АРБ. Создавать альтернативу вряд ли разумно", - уверяет президент АРБ Гарегин Тосунян.

                                            Алексей Волков, исполнительный директор НП "Межбанковская расчетная система", учредившего собственное кредитное бюро, отмечает, что западные компании пока не могут похвастаться большими успехами на нашем рынке. Он допускает, что "иностранное происхождение" кредитного бюро может стать препятствием для работе с компаниями национального масштаба или предприятиями ВПК.

                                            Но пока ограничивать бизнес Experian в России власти не намерены. "Конкурентной среды на этом рынке еще не существует. Пусть приходят и работают - информации у нас много", - говорит руководитель департамента МАПа Сергей Шовиков. "Монополистами они не станут. По крайней мере отраслевые и территориальные бюро будут существовать - если в городе три банка, то им целесообразнее обмениваться информацией между собой. А кредитора из Калининграда вряд ли заинтересует заемщик во Владивостоке", - рассуждает Волков.
                                            Angelika

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              Кредитные истории соберет ЦБ
                                              Минэкономразвития обяжет кредиторов докладывать о своих заемщиках Банку России

                                              Анна Николаева
                                              Для Ведомостей
                                              14 октября 2003

                                              Минэкономразвития подготовило новый законопроект о бюро кредитных историй. Если он будет принят, Центробанк получит полную информацию о предприятиях, берущих кредиты. Бизнесмены опасаются, что таким образом государство получит дополнительный рычаг давления на предпринимателей, а информация о заемщиках появится в свободной продаже.
                                              Первый законопроект о создании кредитного бюро при ЦБ, которое поможет банкам вычислять недобросовестных заемщиков, был разработан депутатами еще в начале текущего года. Этот документ был отклонен Советом Думы, поскольку он не был согласован с правительством. Зимой свою версию закона о кредитных бюро разработало и Минэкономразвития. По первоначальной идее министерства, все кредиторы должны были передавать информацию о своих заемщиках в частные кредитные бюро. Контроль за их деятельностью возлагался на саморегулируемые организации. По словам замминистра экономического развития Аркадия Дворковича, законопроект не был согласован с Минфином и не рассматривался правительством.

                                              В июне группа депутатов во главе с зампредом банковского комитета Павлом Медведевым повторно внесла на рассмотрение Думы свой законопроект. Правительство вновь дало на него отрицательное заключение, но он все же получил одобрение банковского комитета Думы. В начале октября свой законопроект, схожий с правительственным, при поддержке Ассоциации российских банков подготовил депутат Иван Грачев.

                                              Тем временем в Минэкономразвития переписали свой вариант законопроекта. По словам Дворковича, чиновники попытались найти компромисс с депутатами, предлагающими создавать только одно бюро при ЦБ. "Мы оставляем возможность для создания частных кредитных бюро, а на федеральное [бюро] возлагаются только ограниченные функции, в частности, оно не может работать с кредитными историями физлиц", - говорит Дворкович. В законопроекте, подготовленном в министерстве и уже согласованном с ЦБ и МАПом (Минфин пока не согласовал документ) , предлагается создать наравне с коммерческими кредитными бюро и Федеральное бюро кредитных историй, которое будет учреждать ЦБ. Федеральное бюро сможет вести бизнес наравне с коммерческими бюро. Кроме того, оно будет вести центральный каталог, который будет включать в себя титульные части всех кредитных историй. В отношении юридических лиц это сведения о названии предприятия, адрес, ИНН, а также сведения о реорганизации юрлица.

                                              Однако этим дело не ограничивается. Законопроект предусматривает, что кредиторы обязаны заключать договор о предоставлении сведений о заемщиках не только с коммерческим бюро, но и с федеральным бюро. Дворкович говорит, что в федеральное бюро будут поступать полные сведения только о юридических лицах. Чиновник в Минэкономразвития, отвечающий за развитие предпринимательской деятельности, опасается, что передача всех сведений на уровень ЦБ несет в себе опасность давления на бизнес, тем более, добавляет сотрудник министерства, что с момента урегулирования задолженности информация о заемщике должна храниться 15 лет. "Получается, что если бизнесмен по каким-либо причинам просрочил погашение кредита, то он получает на 15 лет клеймо", - говорит источник.

                                              Авторы законопроекта уверены, что его принятие увеличит количество предоставляемых кредитов. Однако член координационного совета профсоюза предпринимателей "Лига свободы" Андрей Насонов, напротив, уверен, что централизация информации неизбежно приведет к давлению на бизнес и предприниматели будут опасаться легально брать кредит. А член президиума "ОПОРы России" Илья Хандриков вообще не видит смысла участия государства в создании бюро кредитных историй. "Если коммерческий банк кредитует бизнесмена, то в этом есть определенный риск, но он касается только предпринимателя и кредитора, поэтому сведения о заемщиках должны аккумулироваться в объединениях предпринимателей", - говорит Хандриков.

                                              Банкиры, в свою очередь, приветствуют законопроект. По словам вице-президента банка "Держава" Андрея Макогона, формирование бюро кредитных историй подтолкнет бизнесменов заботиться о своей репутации. При этом банкир обращает внимание на возможную проблему монополизации рынка Федеральным бюро кредитных историй. "Необходимо предотвратить возможность использования единой информационной системы о заемщиках, минуя коммерческую базу данных частных бюро, так как это просто подорвет рынок", - полагает Макогон.

                                              Законопроект предусматривает регистрацию коммерческих бюро. Для этого их владельцам придется представить властям помимо учредительных документов справки о размере уставного капитала, экономическое обоснование деятельности, а также документы, подтверждающие обеспечение защиты информации. Гендиректор НК "Национальное кредитное бюро" Владимир Малеев называет требования законодателей для учреждения бюро "странными". "Непонятно, что имеется в виду под экономическим обоснованием и о каких документах, подтверждающих защиту информации, идет речь", - недоумевает Малеев.

                                              Однако многие депутаты и вовсе не верят в возможность создания кредитных бюро. По словам зампреда думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимира Тарачева, сейчас эту идею обсуждать бессмысленно, так как в России отсутствуют реальные механизмы защиты информации.

                                              Глава банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников также опасается, что информация о заемщиках, которая частично составляет банковскую тайну, уже через полгода после вступления закона в силу появится в свободной продаже.
                                              Angelika

                                              Комментарий

                                              Пользователи, просматривающие эту тему

                                              Свернуть

                                              Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                              Обработка...
                                              X