Bankir.Ru
3 декабря, суббота 01:17

Объявление

Свернуть
Показать больше
Показать меньше

НОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ ╧ 62 по налогу на прибыль

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • НОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ ╧ 62 по налогу на прибыль

    Видели, что в новой нструкции по прибыли вновь ввели
    ограничение на уменьшение прибыли отчетного периода за счёт убытков прошлых лет в размере 1/5. Не знаете, оспаривал ли раньше кто-нибудь с суде это положение как противоречащее Закону?


    ИЗДАНА НОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ, УСТАНАВЛИВАЮЩАЯ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

    Министерство по налогам и сборам РФ выпустило новую инструкцию ╧62, устанавливающую порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций. Данная инструкция заменяет действующую в настоящий момент Инструкцию ГНС РФ ╧37. Предполагается, что новая инструкция была выпущена на период до принятия главы о налоге на прибыль второй части Налогового Кодекса в связи с тем, что данная глава, скорее всего, не вступит в действие в 2001 году. Обращаем Ваше внимание на то, что инструкция ╧62, равно как и инструкция ╧37, не применяется к иностранным юридическим лицам.

    Новая инструкция была зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ и официально опубликована в ╚Российской газете╩ 26 сентября 2000 года. Необходимо также отметить, что Инструкция не является законодательным актом о налогах и сборах в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса.

    Что касается содержания Инструкции, то в целом она повторяет положения Инструкции ╧37 и других изданных ранее разъяснений налоговых органов. Однако были внесены и некоторые изменения, в частности:

    Общие изменения

     Филиалы и иные обособленные подразделения предприятий и организаций, включая филиалы банков и страховых организаций, исключены из состава плательщиков налога на прибыль, что соответствует положениям части первой Налогового кодекса. При определении части налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений, Инструкция ссылается на порядок, установленный Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года ╧660. Аналогичный порядок устанавливается и для тех обособленных подразделений, которые расположены на территории того же субъекта федерации, что и организация.

     В тех случаях, когда при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль используется показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг) (при определении предельных размеров отдельных видов расходов, включаемых в себестоимость продукции, распределении общехозяйственных и общепроизводственных расходов, а также распределении льгот между различными видами деятельности, подлежащими налогообложению по разным ставкам), предприятия, осуществляющие торговую деятельность, должны использовать показатель ╚валовой прибыли╩, т.е. разницы между ценой продажи и ценой приобретения товаров.

     Устранена неясность существовавшая в вопросе налогообложения при проведении переоценки основных средств. При реализации основных средств, по которым была сделана переоценка, прибыль от реализации уменьшается на величину переоценки, производимой в установленном порядке (ранее существовала позиция, что могли учитываться только результаты переоценки, производимой на основании Постановлений Правительства РФ).

     Налоговые органы закрепили в Инструкции свою позицию по поводу механизма расчета льготы по переносу убытка. Согласно новой интерпретации сумма убытка должна распределяться равными долями на последующие пять лет, т.е. прибыль отчетного года не может быть уменьшена более чем на одну пятую суммы убытка предыдущего года. Однако существуют аргументы для оспаривания данной позиции как противоречащей действующему Закону РФ ╚О налоге на прибыль предприятий и организаций╩.

     При применении льгот по налогу на прибыль налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму предусмотренных затрат и расходов, которые были фактически произведены (оплачены) (по Инструкции ╧37 √ фактически произведены). Таким образом, увеличивается риск того, что начисленные, но не оплаченные расходы не будут приниматься при расчете величины льгот.

     Некоторые изменения внесены в состав корректировок налоговой базы, производимых в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 ╚Расчета налога от фактической прибыли╩. В частности, в Справке исключается влияние изменений в порядке бухгалтерского учета отдельных доходов и расходов, а также основных средств, действующих с 1 января 2000 года. Вместе с тем обращаем ваше внимание на то, что новая Справка содержит ряд корректировок, не предусмотренных Законом и Инструкцией, например, увеличение налогооблагаемой прибыли на сумму амортизационных отчислений, начисленных по имуществу, полученному безвозмездно. Кроме того, изменен порядок налогообложения у акционеров операций по реализации акций, выпущенных в связи с переоценкой основных средств организации-эмитента.

    Особенности для финансовых институтов

    Новая инструкция содержит следующие нововведения, затрагивающие налогообложение финансовых институтов:

     В определении категорий ценных бумаг для целей зачета доходов и убытков от их реализации бескупонные (дисконтные) ценные бумаги, эмитированные после 1.01.99, перенесены в категорию ╚Процентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления╩. При этом бескупонные (дисконтные) ценные бумаги, эмитированные до 1.01.99, оставлены в категории ╚Беспроцентные государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления╩.

     Введено определение расходов по приобретению ценных бумаг, которое соответствует ранее издававшимся разъяснениям налоговых органов, но не было отражено в Инструкции МНС РФ ╧37.

     Существуют веские аргументы в пользу того, что порядок определения выручки для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, а также сумм налоговых льгот между отдельными видами деятельности, облагаемыми по разным ставкам налога на прибыль, должен в равной мере применяться и к компаниям, реализующим ценные бумаги. В этом случае под ╚выручкой╩ должна пониматься разница между ценой продажи и ценой покупки ценных бумаг.

     В Приложении ╧6 введена ╚Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 ╚Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли╩ (по страховым организациям)╩. Ранее страховые организации заполняли Справку по общей форме, установленной для всех организаций, кроме кредитных.

     В Приложениях ╧4, ╧5, ╧ 6, определяющих порядок расчета данных, отражаемых по строке 1 ╚Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли╩ различными категориями налогоплательщиков, введены категории ценных бумаг, не имеющих рыночной котировки или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а именно:

    - акции и облигации предприятий, организаций и прочих эмитентов;
    - процентные государственные облигации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;
    - беспроцентные государственные облигации Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и облигации органов местного самоуправления;
    - векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги.

    Ранее подобное разделение по категориям существовало только в разъяснениях налоговых органов. По-прежнему остается вопрос о соответствии этого положения закону о налоге на прибыль.

     Кроме того, в корректировках налогооблагаемой прибыли кредитных организаций произошли следующие основные изменения:

    - исключена корректировка по увеличению прибыли за счет превышения сумм отрицательной переоценки драгоценных металлов и камней над суммами их положительной переоценки;

    - введена корректировка по уменьшению прибыли за счет расходов, связанных с приобретением реализованных ценных бумаг.

     Для кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг изменен порядок корректировки налогооблагаемой базы на сумму ранее произведенной переоценки ценных бумаг при их реализации.

     Введено Приложение ╧10 ╚Расчет по налогу на доходы (в виде дивидендов, доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории РФ, процентов по государственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ и ценным бумагам органов местного самоуправления), удерживаемому налоговым агентом (источником выплаты доходов)╩ и Приложение ╧11 ╚Расчет по налогу на доходы (проценты), полученные по государственным ценным бумагам РФ и субъектов РФ и ценным бумагам органов местного самоуправления, исчисляемому и уплачиваемому их владельцами╩. Ранее эти расчеты отсутствовали в тексте Инструкции ╧37 и вводились в действие отдельным письмом Госналогслужбы РФ. По сравнению со старыми налоговыми расчетами, изменения коснулись лишь Приложения ╧11. На наш взгляд, наиболее существенные из них:

    - определены два различных порядка расчета процентного дохода по дисконтным облигациям, выпущенным до и после 1.01.99;
    - установлено, что для первичных владельцев процентный доход исчисляется с даты выпуска облигаций.


    Источник: Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 15.06.2000
    ╧62 ╚О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций";
    опубликована в ⌠Российской газете" от 26 сентября 2000 г.

  • #2
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 24 октября 2000 года Дело N А56-11782/2000
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В., при участии от АОЗТ "Техно-Мед" генерального директора Герлемана Н.Г. (протокол общего собрания акционеров N 13), Шевченко В.Д. (доверенность от 11.05.2000), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Казаковой М.Д. (доверенность от 10.03.2000 N 01-05/3322), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.07.2000 по делу N А56-11782/2000 (судьи Рыбаков С.П., Блинова Л.В., Жбанов В.Б.),

    В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение суда, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права: пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пункта 4.5 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Ответчик полагает, что, исходя из толкования вышеназванных норм, часть прибыли, направляемая на покрытие убытка в течение последующих пяти лет, не может превышать одной пятой величины убытка.
    Как следует из материалов дела, в ходе документальной проверки соблюдения АОЗТ "Техно-Мед" налогового законодательства за период с 01.01.97 по 30.09.99 (НДС по 31.12.99) Инспекция МНС и УФСНП установили, что истец при расчете налога на прибыль неверно исчислил льготу по части прибыли, направленной на покрытие убытка, полученного за 1998 год по курсовым разницам, не распределив размер убытка равными долями на 5 лет, в результате чего налог на прибыль за 9 месяцев 1999 года занижен на 296,298 тыс. руб.
    Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными этой статьей.
    Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
    Пунктом 14 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога по фактической прибыли за 1998 год курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшиеся за период с 01.08.98 по 31.12.98, независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета учитываются в следующем порядке: при превышении суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц налогооблагаемая база для исчисления налога определяется в общем порядке без дополнительной корректировки, а указанное превышение считается убытком по курсовым разницам.
    Согласно пункту 5 статьи 6 этого Закона для предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).
    Таким образом, законодательно определено, что в расчете налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль при определении размера льготы учитываются убытки по курсовым разницам, а также установлен срок использования данной льготы (в течение пяти лет). Использование льготы не ограничено условием, что размер части прибыли, направленной на покрытие убытка в течение последующих пяти лет, не может превысить одной пятой размера убытка.
    Ссылка ответчика и 3-го лица на пункт 4.5 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации N 37 от 10.08.95 (далее - Инструкция N 37) обоснованно не принята судом во внимание, поскольку согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" изданные до 1 января 1999 года инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются судами при разрешении споров в части, не противоречащей кодексу, в том числе его статье 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
    Кроме того, текст вышеназванного пункта Инструкции N 37 (в редакции изменений и дополнений N 5, внесенных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 06.07.99 N АП-3-02/204), аналогичен тексту пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
    Принимая во внимание изложенное, а также пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, у суда отсутствовали основания считать правильным вывод налогового органа о том, что налогоплательщик вправе направлять на погашение убытка прибыль в течение последующих пяти лет после года, по итогам которого получен убыток, только при условии ее распределения равными долями на последующие пять лет.
    Материалами проверки не подтверждено и несоблюдение истцом иных ограничений по применению льготы (отсутствие неиспользованных средств резервного или других аналогичных фондов, а также то, что размер льготы не превысил размера убытков либо налоговая льгота уменьшила фактически и сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов), и на указанное Инспекция МНС в кассационной жалобе не ссылается.
    При таких обстоятельствах основания к отмене решения суда и удовлетворения жалобы у кассационной инстанции отсутствуют.


    ------------------
    lawer

    Комментарий

    Пользователи, просматривающие эту тему

    Свернуть

    Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

    Обработка...
    X