Bankir.Ru
6 декабря, вторник 15:20

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Единый социальный налог и ТСЖ (товарищество собственников жилья).

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Единый социальный налог и ТСЖ (товарищество собственников жилья).

    Уважаемые коллеги, извините за вопрос не совсем по банковской тематике.
    Купил квартиру в новом доме, с целью его эксплуатации создано ТСЖ. Для номальной деятельности за счет членских взносов необходимо оплачивать работу сантехника, дворника, электрика, бухгалтера и т.д. У нас сложилась практика, что налоговая с этих сумм требует платить ЕСН и соответсвенно сдавать отчетность. При этом существует льгота согласно п. 8 ст. 238 НК РФ не облагаются "суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций".
    Я считаю что ТСЖ может пользоваться данной льготой в части ЕСН (обязательное пенсионное страхование под вопросом). Однако арбитражной практики по этому вопросу пока не нашел, публикаций в изданиях тоже мало.
    Хотелось бы услышать мнения по данному вопросу и если есть арбитражная практика буду признателен за ссылку.
    Последний раз редактировалось Марина Корф; 25.06.2003, 14:44.

  • #2
    Чистильщик
    Правда н анашей стороне
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 22.11.2002 N А56-22632/02
    Поскольку единственным источником поступления средств товарищества
    собственников жилья являются членские взносы, а расходы, связанные
    с оплатой труда лицам, выполнявшим работы для товарищества,
    произведены за счет поступивших от участников товарищества
    членских взносов, у ИМНС отсутствовали основания для начисления
    товариществу единого социального налога.
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    от 22 ноября 2002 года Дело N А56-22632/02

    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Почечуева И.П., при участии от Инспекции по Василеостровскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Везолайнен А.В. (доверенность от 15.05.2002 N 01/12899), от товарищества собственников жилья "Альба" Проворотовой О.С. (доверенность от 18.11.2002), рассмотрев 19.11.2002 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Василеостровскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2002 по делу N А56-22632/02 (судьи Рыбаков С.П., Бурматова Г.Е., Саргин А.Н.),

    УСТАНОВИЛ:

    Товарищество собственников жилья "Альба" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным требования Инспекции по Василеостровскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 08.07.2002 N 22004231 об уплате 25596 руб. единого социального налога.
    Решением от 22.08.2002 иск удовлетворен.
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемое решение и отказать в удовлетворении иска.
    Податель жалобы полагает, что истец является плательщиком единого социального налога применительно к подпункту 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
    В судебном заседании представитель инспекции просил отменить обжалуемый судебный акт, а представитель товарищества просил оставить его в силе.
    Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
    Как видно из материалов дела и установлено судом, инспекция на основании данных лицевых счетов направила в адрес товарищества требование от 08.07.2002 N 22004231 об уплате 25596 руб. единого социального налога, указав срок уплаты налога - до 18.07.2002.
    Истец оспаривает названное требование инспекции по двум основаниям: ответчиком нарушены форма и порядок направления требования, предусмотренные статьей 69 НК РФ, а также не соблюдены положения главы 24 кодекса, поскольку товарищество не считает себя плательщиком единого социального налога по статье 238 НК РФ.
    Суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования товарищества.
    Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
    Для предоставления этой льготы необходимо, чтобы выплаты производились за счет членских взносов членов кооперативов (товариществ), а право на льготу имеют и кооперативы, и товарищества. Определяющим условием для предоставления права на льготное налогообложение является деятельность, которая должна быть связана с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений - садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов.
    Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено кодексом.
    Действующим гражданским законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в том числе потребительские кооперативы.
    Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
    Как следует из статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с Законом о товариществах собственников жилья.
    Согласно статье 1 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
    Согласно статьям 32 и 40 названного закона товарищество основано на добровольном членстве собственников помещений в кондоминиуме, а его имущество состоит из вступительных и иных взносов, обязательных платежей членов товарищества.
    Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством рассматриваемые организационно-правовые формы имеют общие признаки - это некоммерческие объединения граждан, создаваемые с целью удовлетворения личных, материальных и иных потребностей его участников путем объединения членами имущественных паевых взносов. Следовательно, к категории лиц, перечисленных в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, относятся и товарищества собственников жилья, на которых также распространяется данная льгота.
    Положения устава товарищества соответствуют нормам Федерального закона "О товариществах собственников жилья" от 15.06.96 N 72-ФЗ (листы дела 12 - 20).
    Инспекцией не оспорено, что по состоянию на 08.07.2002 единственным источником поступления средств истцу были членские взносы, а расходы, связанные с оплатой труда лицам, выполнявшим работы для товарищества, произведены за счет поступивших от участников товарищества членских взносов.
    При таких обстоятельствах у инспекции отсутствовали основания для начисления истцу 25596 руб. единого социального налога (акт сверки расчетов имеется в материалах дела, лист дела 29).
    Судом правомерно приняты во внимание и доводы истца относительно несоответствия оспариваемого требования инспекции положениям статьи 69 НК РФ. Содержание требования об уплате налога и сбора должно позволять налогоплательщику четко определить основания взимания налога и периоды, за которые образовалась недоимка.
    Таким образом, доводы кассационной жалобы несостоятельны. Обжалуемое решение является законным, основания для его изменения либо отмены отсутствуют.
    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

    ПОСТАНОВИЛ:

    решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2002 по делу N А56-22632/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по Василеостровскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
    Председательствующий
    ХОХЛОВ Д.В.
    Судьи
    ПОЧЕЧУЕВ И.П.
    ВЕТОШКИНА О.В.

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 26.08.2002 N А13-2279/02-21
    Поскольку выплаты лицам, выполнявшим работы для товарищества
    собственников жилья, были произведены за счет членских взносов,
    поступивших от участников товарищества, последнее пользовалось
    льготой по уплате единого социального налога правомерно.

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 20.08.2002 N А13-2345/02-19
    В соответствии с НК РФ не облагаются единым социальным налогом
    суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих,
    гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов лицам,
    выполняющим работы для указанных организаций. Поскольку данный
    перечень организаций не является исчерпывающим, суд правомерно
    признал право на указанную льготу и за товариществом собственников
    жилья.

    У тебя ФАС какой ?

    Комментарий


    • #3
      Punisher, большое спасибо за информацию. У меня ФАС Северо-Кавказкого округа (находится в г. Краснодаре).

      Комментарий


      • #4
        Чистильщик
        Всегда пожалуйста, к сожалении по ЕСН в базе ФАС СКО всего одно дело Кстати, если дело дойдет до суда. Хорошим аргументом, имхо будет :

        АПК РФ Статья 304. Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу

        Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:
        1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;
        И показать вышеуказанную практику

        Комментарий


        • #5
          А если кроме членских взносов товарищество получает средства от предпринимательской деятельностью (аренда и т.п.)? Что тогда?

          Комментарий


          • #6
            Zenk, тогда необходимо вести раздельный учет полученных доходов и знать куда они направлены. И мне кажется если за счет этих доходов будет выплачиваться дополнительная з/п к примеру сантехнику, то с этой суммы ЕСН заплатить придется.

            Комментарий


            • #7
              Чистильщик
              вот и ВАСя разродился
              [ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ N 19/03 от 15.04.2003]
              Исковые требования товарищества домовладельцев налоговой инспекции
              о возврате единого социального налога удовлетворены, так как
              товарищества собственников жилья относятся к организациям,
              освобожденным от уплаты единого социального налога с сумм,
              выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы
              (услуги) для указанных организаций.


              ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
              от 15 апреля 2003 г. N 19/03


              Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
              председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.,
              членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бойкова О.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Першутова А.Г., Савкина С.Ф.. Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юкова М.К., Юхнея М.Ф.
              рассмотрел заявление товарищества домовладельцев "Мечта" о пересмотре в порядке надзора решения от 04.07.02, постановления апелляционной инстанции от 29.08.02 Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6110/02-с3 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.10.02 по тому же делу.
              В заседании принял участие представитель Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Красноярска (ответчика) Ермоленко А.А.
              Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителя ответчика, Президиум установил следующее.
              Товарищество домовладельцев "Мечта" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Инспекции МНС России по Советскому району города Красноярска (далее - налоговая инспекция) о возврате 38808 рублей 20 копеек единого социального налога.
              В обоснование исковых требований истец сослался на уплату им за период с 01.01.01 по 31.12.01 единого социального налога в указанной сумме.
              Полагая, что товарищество не является плательщиком данного вида налога в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, оно обратилось 25.03.02 в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне (ошибочно) уплаченной суммы спорного вида налога.
              Налоговая инспекция письмом от 01.04.02 отказала в возврате налога, поскольку товарищество не подлежит освобождению от уплаты единого социального налога в части сумм, выплаченных за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) для данной организации.
              Решением суда первой инстанции от 04.07.02 в удовлетворении иска отказано.
              Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.08.02 решение оставлено без изменения.
              Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 31.10.02 указанные судебные акты оставил без изменения.
              Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды всех инстанций исходили из того, что товарищества домовладельцев не включены в перечень организаций, содержащийся в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), и суммы, выплачиваемые за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для этих организаций, подлежат налогообложению при уплате единого социального налога.
              В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов товарищество ссылается на неправильное толкование судами всех инстанций норм материального права, содержащихся в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, а также на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
              Налоговая инспекция в отзыве на указанное заявление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считая, что перечень организаций, которым предоставлено право не уплачивать единый социальный налог, является исчерпывающим и товарищества собственников жилья к таким организациям не относятся.
              Кроме того, по мнению налоговой инспекции, законодатель для субъектов, перечисленных в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса, предусмотрел возможность исключения из объекта налогообложения только вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, оставив в качестве объекта налогообложения выплаты по трудовым соглашениям.
              Арбитражным судом Красноярского края на основе материалов дела установлено и налоговым органом не оспаривается тот факт, что сбор членских взносов по решению общего собрания членов товарищества производился в целях обеспечения уставной деятельности истца по содержанию дома, а также факт расходования данных средств на оплату труда председателя товарищества, бухгалтера и уборщиков лестничных клеток.
              Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
              В силу статьи 4 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" действие данного Закона распространяется на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.
              Не основан на законе и довод налоговой инспекции о том, что законодатель для субъектов, перечисленных в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса, предусмотрел возможность исключения из объекта налогообложения только вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, оставив в качестве объекта налогообложения выплаты по трудовым соглашениям, поскольку в самом законе такое ограничение не предусмотрено.
              Следовательно, к приведенным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса организациям, освобожденным от уплаты единого социального налога с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, относятся и товарищества собственников жилья.
              При названных обстоятельствах, а также с учетом положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
              Поскольку Арбитражным судом Красноярского края фактические обстоятельства установлены полно, но дано неправильное толкование норм материального права, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации считает возможным принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
              Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

              постановил:

              решение суда первой инстанции от 04.07.02, постановление суда апелляционной инстанции от 29.08.02 Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6110/02с3 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.10.02 по тому же делу отменить.
              Иск товарищества домовладельцев "Мечта" удовлетворить. Обязать Инспекцию МНС России по Советскому району города Красноярска произвести возврат из бюджета выплаченного товариществом домовладельцев "Мечта" единого социального налога в сумме 38808 рублей 20 копеек.
              Товариществу домовладельцев "Мечта" возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3304 рублей 65 копеек, перечисленную по платежным поручениям от 18.04.02 N 07, от 31.07.02 N 29, от 11.09.02 N 38.

              Председательствующий
              В.Ф.ЯКОВЛЕВ

              Комментарий


              • #8
                Punisher, спасибо за информацию. Отнесу своему председателю ТСЖ.

                Комментарий


                • #9
                  господа, подскажите, как быть.
                  до января 2004 г ТСЖ не оплачивал единый соцналог. можно ли с января этого года перечислять пенсионный налог на работающих сотрудников, обслуживающих ТСЖ?[i]

                  Комментарий


                  • #10
                    Если волнует проблема ТСЖ (ЖСК, ЖК и другие товарищества домовладельцев) то предлагаю обменяться информацией.

                    моя позиция следующая:

                    ТСЖ и другие не являются собственниками имущества которое они пытаются обслуживать. поэтому следует пользоваться нормой ст. 20 ФЗ РФ "О ТСЖ" и ставить вопрос о том, что домовладельцы сами себя обслуживают.
                    В данном случае имеется сходство с бюджетом и бюджетной
                    Иль так Вы терпеливы,
                    Чтоб все спускать обидчику и впредь? (с) Шекспир

                    Комментарий


                    • #11
                      Продолжаю.

                      Льготой пользоваться по ЕСН вправе, но должны отчислять по 150 рублей на каждого работающего на пенсию, иначе не получите прибавки.

                      Хотя это так же спорный вопрос.
                      Иль так Вы терпеливы,
                      Чтоб все спускать обидчику и впредь? (с) Шекспир

                      Комментарий


                      • #12
                        Bychkov ТСЖ и другие не являются собственниками имущества которое они пытаются обслуживать.
                        Это общее имущество имеется в виду? А кто же собственник лестничных площадок?
                        А если зарегестрировать кондоминумум, то ТСЖ будет собственником всего, что вошло в конд-мум?
                        правды, правды ищи...(Второзакон.16,20)

                        Комментарий


                        • #13
                          IgorKzn Это общее имущество имеется в виду? А кто же собственник лестничных площадок?
                          А если зарегестрировать кондоминумум, то ТСЖ будет собственником всего, что вошло в конд-мум?


                          Как раз нет.
                          Был у нас чудик который решил взять кредит под общее имущество в доме.

                          Кондоминиум - это имущество,
                          а ТСЖ - это юр.лицо - объединение домовладельцев - эфемерная организация, которая живет на бюджете, который определило общее собрание членов ТСЖ, даже не домовладельцев.

                          При этом ТСЖ - не может являться абонентом по договорам с ресурсоснабжающими дом организациями, так как подребителем является домовладелец, а не ТСЖ
                          Иль так Вы терпеливы,
                          Чтоб все спускать обидчику и впредь? (с) Шекспир

                          Комментарий


                          • #14
                            Bychkov Так по Вашему - нынешняя практика заключения ресурсоснабжающих договоров между такими организациями и ТСЖ незаконна?
                            что не понятно Ваше:
                            ТСЖ - это юр.лицо - объединение домовладельцев и

                            подребителем является домовладелец, а не ТСЖ
                            Кажись из Ваших высказываний и следует, что договора и должны заключаться домовладельцем, то бишь ТСЖ.
                            По поводу "общего имущества" в виде лестничных пролетов, чердака и пр. пока не понятно, кому же (по Вашему) это принадлежит - застройщику (который не входит в ТСЖ как юр. лицо и который никому отдельно эти позиции не продавал) или самому ТСЖ, как объединению "собственников жилья"?
                            правды, правды ищи...(Второзакон.16,20)

                            Комментарий


                            • #15
                              IgorKzn

                              Согласно установки КС РФ не все домовладельцы являются членами ТСЖ.

                              Возмем застройщика. Он построил дом - аппетитный булик.
                              После того как раздал квартиры домовладельцам унего на балансе осталась "дырка от бублика".

                              остальное должно быть понятно, иначе см. ст. 290 ГК РФ

                              Предлагаю ознакомиться с приложением к одному из моих исков о признании договоров с Омскэнерго ничтожными, СЗФ с этим согласился.


                              Доводы (объяснения)
                              по делу № Ф04/3306-677/А46-2002
                              О наличии действительного договора с домовладельцем, бытовым потребителем услуг ОАО АК «Омскэнерго»,
                              который считается заключенным в силу действующего законодательства (ст. ст. 539 - 548 ГК РФ) и который по инициативе домовладельца не расторгнут

                              ч.1 ст.40 ЖК РСФСР установлено:
                              «Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям».
                              Далее в силу вступает существующий порядок предоставления жилья гражданам.
                              Лицо, желающее осуществить строительство жилого дома, получает от всех организаций, интересы которых затрагивает строительство, «Технические условие на строительство жилого дома», в том числе и от ОАО АК «Омскэнерго» и от ТУГЭНа. При окончании строительства жилого дома в момент подписания Акта государственного акта приемки дома, заинтересованные организации подписывают акт сдачи дома в эксплуатацию, в том числе подписывает этот акт и представитель ОАО АК «Омскэнерго», или соответствующая организация, которая была уполномочена на приемку всех энергетических сетей.
                              В момент государственной приемки жилого дома в эксплуатацию, Уполномоченный государством орган, говорит о том, что дом соответствует техническим условиям и житель (домовладелец) в соответствии с существующим порядком на данной местности имеет право и это право реализовано на получение соответствующих коммунальных услуг.
                              Перечень коммунальных услуг дан в ст.57 ЖК РСФСР, к ним относятся: водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги. Т.о. законодательно определено, что горячее водоснабжение и тепловая энергия – это коммунальные услуги.
                              Нормой, закрепленной в ч.2 ст.540 ГК РФ, Законодатель РФ утвердил тот порядок, что если у гражданина, бытового потребителя, имеются приборы потребления энергии, то договор с гражданином считается заключенным с момента первого подключения его приборов к энергетическим сетям. Ст. 548 ГК РФ устанавливает, что правила статей 539 - 547 распространяются на отношения связанные с куплей – продажей тепловой энергии.
                              Отсюда следует вывод, что при подписании акта государственной приемки дома и после выхода распорядительного акта органа местного самоуправления об утверждении этого акта. Домовладелец или наниматель жилья с момента получения соответствующих прав владения (распоряжения) жилой площадью (квартирой) вступает в отношения, которые называются «Публичный договор» (ст. 426 ГК РФ), с организациями, которые предоставляют (поставляют, обеспечивают) ему (в его квартиру) коммунальные услуги. Нормы этих публичных договоров изложены в различных нормативно-правовых документах:
                              1. Акт государственной приемки дома и соответствующий распорядительный документ органов местного самоуправления, утверждающий данный Акт, говорят о том, что жители данного дома могут быть и имеют возможность получать соответствующие коммунальные услуги, а в силу ст. 40 ЖК РСФСР имеют право на получение услуг и в реализации этого права их никто не может ограничить. Организации, от которых зависит обеспечение граждан коммунальными услугами, подписав этот акт, берут на себя обязанность обеспечивать соответствующими услугами граждан, проживающих в этом доме. Тем самым устанавливается предмет договора.
                              2. Цена публичного договора с энергоснабжающей организацией установлена следующими нормами действующего законодательства:
                               Статья 57 ЖК РСФСР устанавливает, что «Плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам».
                               Ст.58 и 59 ЖК РСФСР устанавливают порядок предоставления льгот по оплате коммунальных услуг гражданам.
                               Ст.15 и ст.18 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» развивает и уточняет общие нормы ЖК РСФСР.
                               Постановлениями Правительства РФ № 707 от 18 июня 1996 г. и № 887 от 2 августа 1999 г., принятых в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" устанавливается (см. п.8), что «Органами местного самоуправления утверждаются: нормативы потребления жилищно - коммунальных услуг; ставки и тарифы на жилищно - коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) … Органы местного самоуправления имеют право в течение переходного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно - коммунальные услуги. При этом установление предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств.
                              Итак, цена публичного договора на оказание гражданам, бытовым потребителям коммунальных услуг, устанавливается Органами местного самоуправления посредством утверждения нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг и ими же определяются ставки и тарифы на жилищно - коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ).
                              Перед началом теплового сезона, обязательно, а так по мере надобности органы местного самоуправления г. Омска (Городсткой совет г. Омска) утверждают соответствующими распорядительными актами нормативы потребления коммунальных услуг и их цену.
                              3. Порядок получения оплаты за предоставленные коммунальные услуги граждане должны производить, руководствуясь п. 3 Постановления Правительства РФ № 887 от 2 августа 1999 г., в котором указано, что «…сбор платы за жилье и коммунальные услуги производится собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно - кассовые центры».
                              4. Правительство РФ Постановлением от 26 сентября 1994 г. № 1099 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг»
                              Таким образом, публичный договор домовладельца, бытового потребителя тепловой энергии в горячей воде, с ОАО АК «Омскэнерго» в силу ч.2 ст. 540 ГК РФ состоялся на вышеуказанных условиях.
                              Гражданский кодекс РФ, строго следуя основным положениям законодательства о защите прав потребителей, особо выделяет абонента-гражданина: его договор с энергоснабжающей организацией (ЭСО), который является бессрочным и считается заключенным с момента фактического (подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети ЭСО (п. 1 ст. 540 ГК), частный абонент вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (п. 3 ст. 541 ГК), обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей и приборов учета возлагается на ЭСО (п.2 ст. 543 ГК) и абонент-гражданин вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке (п. 1 ст. 546 ГК).
                              Таким образом, заключение договора с абонентом-гражданином происходит путем совершения сторонами конкретных действий - присоединением внутренней сети абонента к сети ЭСО. Расторгнуть договор в одностороннем порядке ЭСО может только по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 523 ГК: за неоднократное нарушение сроков оплаты потребленной энергии».
                              Законом не предусмотрена возможность введения ограничения потребления энергии для граждан. Не может быть прекращена подача энергии гражданину и по причине неудовлетворительного состояния его сети а связи с тем, что обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние этой сети и ее безопасность возлагается на ЭСО (ч. 2 ст. 543 ГК).
                              Учитывая перечисленные односторонние преимущества, предоставляемые законом абоненту-гражданину, вполне естественным является стремление ЭСО избегать прямых договорных отношений с физическими лицами и заключать договоры энергоснабжения с объединениями граждан как с юридическими лицами. К таким объединениям относятся: жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ).

                              Итак, договора домовладельцев с ОАО АК «Омскэнерго», энерго-снабжающей организацией действителен в силу закона и в порядке определенном ст. 450 ГК РФ не расторгнуты.
                              Доводы (объяснения)
                              по делу № Ф04/3306-677/А46-2002 о правовом статусе ЖСК и ТСЖ

                              Потребительские кооперативы действуют на основании Закона РФ «О потребительской кооперации (о потребительских обществах, их союзах) в РФ» (см. п. 6 ст. 116 ГК РФ), статьей 2 которого установлено, что этот закон «не распространяется … на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно - строительные, кредитные и другие)».
                              Прямого закона, который бы регулировал отношения граждан-домовладельцев и членов ЖСК между собой и с ЖСК в частности не принято, но следуя правилам ст. 5 ГК РФ «Аналогия права», мы вправе все отношения в ЖСК и с ЖСК регулировать, используя ФЗ РФ «О товариществах собственников жилья», поскольку отношения в ТСЖ и с ТСЖ аналогичны отношениям в ЖСК и с ЖСК. При этом, называя ЖСК специализированным потребительским кооперативом Законодатель РФ установил в статье 4 ФЗ РФ «О товариществах собственников жилья», что действия этого федерального закона «распространяется на отношения собственности … на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы …». Таким образом, к отношениям с ЖСК мы должны подходить руководствуясь ФЗ РФ «О товариществах собственников жилья».
                              Цели и задачи ТСЖ (ЖСК): Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. (ст. 291 ГК РФ, Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», ст.1 ФЗ РФ «О товариществах собственников жилья&raquo.
                              Права ТСЖ (ЖСК) (ст. 29 ФЗ РФ «О товариществах собственников жилья&raquo:
                              • заключать договоры на управление и/или обслуживание и эксплуатацию общего имущества, в том числе помещений, находящихся в собственности товарищества, с любым физическим лицом или организацией любой формы собственности в соответствии с законодательством;
                              • организовывать собственное домоуправление для обслуживания недвижимого имущества в кондоминиуме, пользующееся правами жилищно-коммунальной организации и расчетным счетом товарищества;
                              • определять бюджет товарищества на год, включая необходимые расходы по текущей эксплуатации и ремонту общего имущества, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящим Федеральным законом и уставом товарищества цели;
                              • устанавливать на основе принятого годового бюджета товарищества размеры платежей, сборов и взносов для каждого домовладельца в соответствии с его долей участия;
                              • совершать иные действия и заключать сделки, отвечающие целям и задачам товарищества.
                              Хозяйственная деятельность ТСЖ(ЖСК) (Ст. 41 ФЗ РФ «О товариществах собственников жилья&raquo:
                              Для достижения целей, ради которых создано товарищество, оно вправе заниматься хозяйственной деятельностью, предусмотренной в уставе товарищества, в соответствии со статьей 41 ФЗ РФ «О товариществах собственников жилья», а именно:
                              • управлением обслуживания, эксплуатации и ремонта недвижимого имущества в кондоминиуме;
                              • строительством дополнительных помещений и объектов общего имущества в кондоминиуме;
                              • сдачей в аренду, внаем либо продажей недвижимого имущества, входящего в состав кондоминиума и находящегося в собственности товарищества, в случае недостаточности средств, необходимых для содержания общего имущества кондоминиума и улучшения данного имущества.
                              Финансовая основа деятельности ТСЖ и ЖСК:
                              Товарищество не отвечает по обязательствам своих членов .
                              Домовладельцы оплачивают водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и иные предоставленные им коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством . Т.е. обязанность оплачивать коммунальные услуги, которые потреблены домовладельцами лежит на домовладельцах, а не на ТСЖ (ЖСК).
                              Общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товариществом и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся:
                              • установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;
                              • утверждение годового финансово-хозяйственного плана и отчета о его выполнении;
                              Итак, ТСЖ (ЖСК), выполняет решения общих собраний домовладельцев, членов товарищества. В данном случае: первична воля домовладельцев, а цель ТСЖ исполнить волю домовладельцев и выступить арбитром в спорах между домовладельцами.
                              В частности, п.4 Постановлений Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 935, п.5 Постановления Правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 707 и п.4 Постановления Правительства РФ от 02.08.99 г. № 887, определяется, что домовладельцы должны оплачивать коммунальные услуги через уполномоченную ими организацию. Для домовладельцев и нанимателей жилья такой организацией является ТСЖ (ЖСК).
                              Т.о. Правительством РФ было установлено, что отношения между членами товарищества и самим товариществом собственников жилья строятся на основе договора поручения. ТСЖ (ЖСК) в этом случае выступает в роли Агента, который уполномочен на те или иные действия домовладельцами, членами товарищества. Домовладельцы, члены ТСЖ, никогда не давали товариществу выполнять следующие действия:
                              1. выступать в договорах с энергоснабжающими организациями стороной по договору в качестве «Абонента»;
                              2. выступать обязанной стороной по обязательствам домовладельцев, членов товарищества, и домовладельцев, не членов товарищества;
                              3. оплачивать 100% стоимость тепловой энергии без учета льгот и субсидий, которыми пользуются граждане: наниматели и собственники жилья;
                              4. Полученные денежными средствами от добросовестных плательщиков, оплачивать долги недобросовестных плательщиков;
                              Итак, ни в ст.ст.29,31, ни в ст. 41 Федерального закона РФ «О товариществах собственников жилья» не предусмотрены право ТСЖ (ЖСК) заключать с энергоснабжающей организацией договоры в качестве абонента (потребителя соответствующей энергии), а также исполнение ТСЖ как организацией обязанностей домовладельцев по оплате коммунальных услуг.
                              В п. 3.2 устава ТСЖ "Первомаец-4" установлено, что товарищество обязано выступать заказчиком на коммунальные услуги и заключать договоры с соответствующими предприятиями и организациями на оказание этих услуг, производить их полную оплату. Однако эти положения п.3.2 устава противоречат названным выше нормам ст. ст. 17, 29, 31, 41 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", ст.539 ГК РФ и не подлежат применению.
                              Итак, финансовой основой деятельности ТСЖ (ЖСК) является смета, утвержденная общим собранием, если Председатель ТСЖ (ЖСК) заключил хозяйственный договор «БЕЗДЕНЕЖНЫЙ», финансирование которого не подтверждено сметой, то он выйдет за пределы своей правоспособности, ограниченной законом. Что влечет недействительность договора по основаниям ст. 168 ГК РФ, т.к. обязательные платежи в оплату договора, если они не утверждены общим собранием, он собрать с домовладельцев не сможет. В соответствии с ч. 1 ст.49 ГК РФ ТСЖ может иметь только такие права и заключать хозяйственные договора, которые соответствуют целям его создания и деятельности, установленным Федеральным законом "О товариществах собственников жилья", и финансирование которых подтверждено решениями общих собраний домовладельцев. То есть ТСЖ (ЖСК) как некоммерческая организация обладает специальной правоспособностью ограниченной законом.
                              Таким образом, получается, что, заключая от своего имени договора на энергоснабжение, при этом действуя от себя лично, выступая в качестве абонента и обязанной стороной по платежам за домовладельцев, Агент, ТСЖ (ЖСК) выходит за пределы своей правоспособности определенной законом. Это делает договора на энергоснабжение, которые заключены между ТСЖ и ЖСК г. Омска с ОАО АК «Омскэнерго» недействительными по основаниям ст. 168 ГК РФ.
                              Иль так Вы терпеливы,
                              Чтоб все спускать обидчику и впредь? (с) Шекспир

                              Комментарий


                              • #16
                                Bychkov Можно спросить OFF? А в чем суть этого дела была и чем оно было вызвано? Чтобы не засторять конфу OFF можете ответить по мылу.
                                Заранее спасибо
                                правды, правды ищи...(Второзакон.16,20)

                                Комментарий


                                • #17
                                  Проблема простая!

                                  Есть еправило 20 процентов населения владеют 80% жденьгами, остальные 80% нищие и не платят по счетам.
                                  В доме как правило 70-80%% платят по счетам на коммунальные услуги.
                                  Гдето больше. а где то меньше

                                  Таким образом посредством договоров, которыми ТСЖ или иное товарищество выступает в роли абонента, ресурсоснабжающая организация, например энергетики, вводят круговую поруку когда добросовестный плательщик отвечает за недоброссовестных.

                                  В одном процессе я предъявил иск об обеспечении двух домовладельцев в ТСЖ, дом был отключен от горячей воды на полтора года, горячей водой.

                                  В результате принятого решения утвержденного гражданской коллегией кассационной инстанции действи энергетиков призаны неправомерными.

                                  Т.е. я фактически решил вопрос о при знании веернызх отключений энергетиками домов потребителей бытовых неправомернымим. мой опыт передали в Тюмень и другим наше антимонопольное управление.

                                  собственно вот и все. Решение проблемы жизнеобеспечения идет через понятие кто собственник имущества и кто должен отвечать за пнеплатежи соседа по дому.

                                  Мой почтовый
                                  Иль так Вы терпеливы,
                                  Чтоб все спускать обидчику и впредь? (с) Шекспир

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    Седня 5-е число пьяный поэтому речь несвязная мой адрес bychkov@xl.ru пришли запрос я пошлю в графике решения судов. если будут вопросы отвечу
                                    Иль так Вы терпеливы,
                                    Чтоб все спускать обидчику и впредь? (с) Шекспир

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      МНС выпустила письмо № 01-2-03/874 от 3.11.04, подтверждающее что ПОКА с зарплаты за счет членских взносов ЕСН не берется. Однако в последнем абзаце указывет, что "...в связи с принятием ФЗ от 20.07.04г. № 70-ФЗ "О внесении изменений в гл.24 части второй НК РФ, ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и признании тратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ" указанная норма (это об освобождении) утрачивает силу с 1 января 2005г."
                                      Правда что ли ?
                                      И что теперь ТСЖ делать - зарплату дворникам и уборщицам в черную платить?
                                      правды, правды ищи...(Второзакон.16,20)

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        IgorKzn С позиции Закона так оно и есть.

                                        Однако, тут возникает интересный вопрос, на который я пытался получить мнение коллег на юридическом форуме, однако не нашел зинтересованных. А по существу когда говорим о выплатах в ТСЖ и любом другом жилищном товариществе надо понять природу сборов, т.е попытаться для себя ответить на следующий вопрос: "Чьи денежные средства в кассе ТСЖ и на расчетном счете?"

                                        На этот вопрос каждое жилищное товарищество должно само себе дать ответ.
                                        Если считать, что ТСЖ при получении денежных средств является агентом домовладельцев и не преобретает права собственности на полученные денежные средства, то получает для налогообложения одну ситуацию, а если ТСЖ считает, что она приобретает права собственности на собранные с домовладельцев денежные средства, то другую.

                                        А Вы по какому правилу живете и что считаете членскими взносами
                                        Ведь платежи домовладельцев по существу таковыми не являются.
                                        Иль так Вы терпеливы,
                                        Чтоб все спускать обидчику и впредь? (с) Шекспир

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          немного OFF, но вдруг поддержите обсуждение
                                          (в связи с вступившим в силу новым Жилищным Кодексом)
                                          предположим, в нашем доме из 20 квартир - 12 вошли в ТСЖ, а 8 - не вошли.
                                          1) Теперь, кроме собраний товарищей ТСЖ, надо обязательно хоть раз в год проводить общее собрание домовладельцев?
                                          2) Если члены ТСЖ выбрали удробный для них способ управления домом - через ТСЖ, и их большинство (12 квартир против 8), то меньшинство (нетоварищи) обязано подчиниться этому решению и они будут понимать, что все денежки на оплату лично потребляемой энергии всех видов, а также оплату общих расходов домовладельцев теперь надо сдавать в ТСЖ?
                                          И здесь возвращаемся к вопросу, поднятому в предыдущем посте Если считать, что ТСЖ при получении денежных средств является агентом домовладельцев и не преобретает права собственности на полученные денежные средства, то получает для налогообложения одну ситуацию, а если ТСЖ считает, что она приобретает права собственности на собранные с домовладельцев денежные средства, то другую.
                                          Самое главное здесь - не будут ли эти сборы облагаться каким налогом?

                                          А если из товарищей на общем собрании домовладельцев было только 9 квартир, что не более 50% от общей площади, но это все равно обеспечивает большинство, т.к. 9 квартир (которые "за" управление через ТСЖ) больше 8 квартир (которые хотят самостоятельное управление), и согласно решению большинства способ управления домом через ТСЖ - утверждается ?

                                          3) Если все же выбор способа управления был выбран - через ТСЖ, то как должно действовать ТСЖ, чтобы не попадать на налоги (НДС тут главное)!:
                                          а) для компенсации своих расходов с товарищей собирает "взносы" или как надо назвать эти деньги, чтобы не платить налогов?;
                                          б) по ЖК должно заключать договоры с "нетоварищами" на оказание им услуг:
                                          - по заключению договоров на тепло, энерго и пр-снабжению;
                                          - договора на уборку территории, подъездов;
                                          - управление общим имуществом дома
                                          Сбор денег на эти нужды покрывает зарплату председателя и гл. буха ТСЖ, и тех лиц, которые работают по трудовому договору...
                                          в)должно также организовать непосредственный сбор денег с нетоварищей для оплаты энергии всех видов и капитального ремонта, которые вместе с собранными с товарищей взносами будут перечислены энергетическим организациям.
                                          Или же ИФНС, увидев в договоре или платежке, которые ТСЖ дал нетоварищу, слово: "УСЛУГИ" тут же скажет, что это должно было облагаться НДС ?

                                          Короче, как не платить НДС в ТСЖ? При этом надо сказать, что ТСЖ не ставит целью обогаться за счет нетоварищей и получить каку-либо прибыль. Все собранные с нетоварищей деньги (если даже в платежке/договоре будет слово "услуги") будут только покрывать фактические траты ТСЖ; и м.б. накопляться с целевым фондом: "на капитальный ремонт". Т.е. по-сути, нетоварищ платит (за услуги) ровно столько же, сколь и товарищ (в виде взноса)!
                                          И если слово "услуги" здесь не страшно (если будет установлено, что НДС здесь не пахнет), то и стоварищей можно спокойно собирать деньги, как за "услуги", чем городить какие-то "взносы"?

                                          Может быть, НДС возникает только в ситуациях, когда ТСЖ оказывет услуги только третьим лицам, сдавая подвал или фасад или крышу в аренду и получая деньги, а внутренние сборы с домовладельцев никак не должны облагаться НДС ?
                                          Последний раз редактировалось IgorKzn; 11.03.2005, 09:37.
                                          правды, правды ищи...(Второзакон.16,20)

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            пока нет ответа за предыдущий пост, НДС-ники, плиз, разъясните на простом примере - как вообще платится этот НДС?
                                            итак, ТСЖ собирает деньги с собственников помещений, состоящие по назначению из трех элементов:
                                            1) для покрытия коммунальных платежей, оказанных всем собственникам всякими Водоканалами, Горсветом, тепловыми сетями и пр. организациями, с которыми у ТСЖ от своего имени, но за счет и в интересах всех собственников заключены договора.
                                            Тут, как я понимаю, для ТСЖ входящий НДС (хотя в счетах людям ТСЖ не указывает НДС) равен исходящему, и проблем нет. Так?
                                            2) для организации всяких фондов и накоплений (как взносы) , в размерах и перечне, утвержденных Общим собранием собственников помещений.
                                            Тут эти взносы по определению не должны облагаться НДС и проблем не должно быть.
                                            3) для выплаты зарплаты и т.п. по трудовым и прочим договорам, с которыми ТСЖ также от своего имени, но за счет и в интересах всех собственников заключает договора.
                                            Это - зарплата управляющего, бухгалтера, дворника, а также - за технический осмотр/ремонт/профилактику общего имущества дома (физикам или юрикам).
                                            И вот со сбора денег по третьему элементу - как тут с НДС?
                                            Возьмем, к примеру, что все татится только на зарплату управляющему. Из собранных 100 рублей, надо сначала уплатить НДС, а потом остаток начислить в качестве зарплаты, учитывая еще и начисление ЕСН ?
                                            Т.е. с денег, которые собственники вносят в ТСЖ, часть денег теряется на НДС?
                                            И если так, то проще в черную собирать что ли ?
                                            правды, правды ищи...(Второзакон.16,20)

                                            Комментарий

                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                            Свернуть

                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                            Обработка...
                                            X