Bankir.Ru
10 декабря, суббота 13:55

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Форма 1-НДФЛ. 2-НДФЛ по итогам за 2002г.

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Форма 1-НДФЛ. 2-НДФЛ по итогам за 2002г.

    В декабре вышли новые формы 1-НДФЛ, 2-НДФЛ. Но вопросы остались.
    В частности интересует вопрос, если кто-то является ещё и налоговым агентом у физических лиц по операциям с ЦБ, как согласуются правила заполнения форм НДФЛ, и требования статьи 214.1 НК РФ о том, что налог у физического лица считается нарастающим итогом с начала налогового периода?
    Спасибо.

  • #2
    В.М. Акимова: «Я считаю, что после НДС у нас самый сложный налог»

    --------------------------------------------------------------------------------
    Департамент налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС России разработал новую форму налоговой карточки по НДФЛ для налоговых агентов, но в действие ее планируется ввести со следующего года. «Чтобы не заставлять предприятия все переделывать», -- объясняет руководитель Департамента, государственный советник налоговой службы III ранга Валентина Михайловна АКИМОВА.



    Валентина Михайловна, не так давно вступили в силу два федеральных закона, касающихся предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Не могли бы вы их прокомментировать?

    Действительно, недавно были внесены достаточно существенные поправки в главу 23 Налогового кодекса. Причем законодатель нас вновь «обрадовал»: законы были приняты в середине года, а в действие они введены с 1 января 2003 года.

    Первый закон -- от 07.07.2003 № 105-ФЗ -- касается предоставления стандартных налоговых вычетов. Теперь физическое лицо может получать такие вычеты не только у работодателя, но и у любого налогового агента. Эта поправка актуальна, например, для пенсионеров, если они получают от своих бывших работодателей какие-либо выплаты.

    Вторым законом -- от 07.07.2003 № 110-ФЗ -- с 25 000 до 38 000 рублей повышен максимальный размер социальных налоговых вычетов на обучение, приобретение медикаментов и недорогостоящее лечение. Причем согласно поправкам, принятым в мае этого года, помимо самих обучающихся и их родителей правом на эти вычеты теперь обладают опекуны и попечители обучающихся.

    Кроме того, этим законом внесены изменения в порядок предоставления налогоплательщикам имущественных вычетов. Напомню, что такие вычеты предоставляются, в частности, в том случае, когда налогоплательщик продал какое-либо имущество, принадлежащее ему на праве собственности. Так, если продана недвижимость (жилой дом, квартира, дача, садовый домик или земельный участок), которая находилась в собственности налогоплательщика менее пяти лет, он имеет право на вычет в размере не более 1 000 000 рублей. Либо в полной сумме полученного дохода, если недвижимость принадлежала налогоплательщику пять лет и более. При продаже иного имущества максимальная сумма вычета составляет 125 000 рублей. Это в том случае, если продается имущество, находившееся в собственности налогоплательщика менее трех лет. Либо опять же в полной сумме дохода, если налогоплательщик владел имуществом три года и более.

    Согласно поправкам имущественный налоговый вычет теперь будет предоставляться в том числе и при продаже имущественных прав. А именно: долей в уставном капитале организации. Причем эти доли отнесены к иному имуществу. Таким образом, если учредитель -- физическое лицо продает свою долю, скажем, в обществе с ограниченной ответственностью другому юридическому или физическому лицу, он имеет право на имущественный налоговый вычет. Максимальный размер вычета зависит от срока, в течение которого доля в ООО принадлежала продавцу. Если менее трех лет, доход от продажи уменьшается максимум на 125 000 рублей, если три года и более -- до нуля.



    Впрочем, как и ранее, налогоплательщик может получить вычет не в этих суммах, а в размере фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов от продажи имущества и имущественных прав. Исключение составляет реализация ценных бумаг, для которой, как известно, установлен особый порядок определения налоговой базы.



    Помимо этого поправки коснулись предоставления имущественного вычета при строительстве или покупке жилья…

    Да, с 1 января 2003 года максимальный размер этого вычета составляет 1 000 000 рублей вместо 600 000 рублей, как было ранее. Напомню, что он предоставляется на сумму, израсходованную налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры. Если налогоплательщик для этого взял ипотечный кредит в российском банке, из его дохода вычитается сумма уплаченных процентов по этому кредиту. Размер этих процентов, как и ранее, не ограничен. Например, если квартира стоит 1 500 000 рублей плюс 100 000 рублей -- проценты по ипотечному кредиту, максимальная сумма вычета составит 1 100 000 рублей.



    Максимальный размер вычета повышен с 1 января 2003 года. А как быть тем, кто оплатил и оформил в собственность квартиру в прошлом году или еще раньше?

    Все зависит от того, воспользовались ли они правом на вычет и исчерпали ли по итогам 2002 года его максимальный размер на тот момент, то есть 600 000 рублей. Если исчерпали -- оснований для получения вычета в нынешнем году нет, даже если сумма расходов на покупку жилья превысила 600 000 рублей.



    Можно поподробнее, на примере конкретных ситуаций?

    Пожалуйста. Допустим, налогоплательщик купил в прошлом году квартиру за 700 000 рублей, а его доход составил 800 000 рублей. При подаче декларации за 2002 год он заявил вычет в размере 600 000 рублей. В этом случае вычет исчерпан. Поэтому по итогам нынешнего года он не предоставляется, хотя 100 000 рублей, потраченных на покупку квартиры, из дохода вычтены не были.

    А вот если бы доход налогоплательщика за 2002 год равнялся 500 000 рублям, то по итогам года вычет не был бы полностью исчерпан: переходящий на 2003 год остаток в соответствии с ранее действующей редакцией составил бы 100 000 рублей. Согласно внесенным изменениям максимальная сумма расходов по приобретению квартиры, принимаемая к вычету, -- 1 000 000 руб. Соответственно налогоплательщик в отношении доходов 2003 года уже может заявить вычет в размере 200 000 рублей[1].



    А если квартира куплена в 2002 году или ранее, а вычет будет заявлен лишь по итогам этого года? Каким тогда будет его максимальный размер: 600 000 рублей или 1 000 000 рублей?

    1 000 000 рублей. Повторю, важно не то, когда квартира оплачена и оформлена в собственность, а другое -- исчерпан ли вычет по итогам 2002 года. В приведенном случае вычет не исчерпан.



    По итогам прошлого года имущественные вычеты заявили почти полмиллиона человек, но далеко не все их получили. Каковы наиболее распространенные причины, по которым налоговой инспекции приходится отказывать в предоставлении вычета?

    Прежде всего, конечно, из-за отсутствия всех необходимых подтверждающих документов. Во-первых, должен быть договор купли-продажи. Во-вторых, передаточный акт. В-третьих, свидетельство о праве собственности. И наконец, платежные документы, подтверждающие факт оплаты.

    Часто причиной отказа в предоставлении вычета является то, что налогоплательщик еще не оформил жилье в собственность, хотя уже и оплатил его. Дело в том, что новые квартиры, как правило, продаются еще на этапе строительства и между датой оплаты и датой регистрации права собственности может пройти больше года. В таком случае мы вынуждены огорчить налогоплательщика: все это время он не может рассчитывать на предоставление вычета. Это право возникает только с момента получения свидетельства о праве собственности.

    Бывает и так, что налогоплательщик покупает квартиру, заявляет вычет, пользуется им, затем продает квартиру, но тем не менее продолжает заявлять вычет, если он к тому времени еще не исчерпан. В этом случае получить вычет также нельзя: законодательство требует документально подтвердить право собственности. Нет права собственности -- нет и права на вычет.

    Наконец, еще одна причина отказов -- взаимозависимость покупателя и продавца. Речь идет о взаимозависимости по так называемым «иным основаниям», о которых говорится в пункте 2 статьи 20 Кодекса. Запрет на предоставление вычета в этой ситуации установлен в абзаце 5 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса.



    О каких именно «иных основаниях» взаимозависимости идет речь?

    Например, если покупатель и продавец состоят в гражданском браке. Физическое лицо покупает квартиру, заявляет вычет, получает его, а потом продает жилье своему гражданскому супругу. Соответственно тот тоже получает право на вычет. Более того, продавец с полученного дохода налог также не платит: он вновь заявляет имущественный вычет, но теперь уже в связи с продажей недвижимости. Естественно, налоговый орган отказывает покупателю квартиры в вычете.



    А если подобную операцию совершают законные супруги?

    Здесь абзац 5, о котором я говорила, к сожалению, не работает. Ведь он отсылает к пункту 2 статьи 20 Кодекса, в котором говорится об «иных основаниях» взаимозависимости. А такое основание, как пребывание в брачных отношениях, отношениях родства или семейства, названо в 1-м пункте этой статьи. Впрочем, это не означает, что налоговые органы в этой ситуации бессильны. Закон РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» позволяет нам обратиться в суд с иском о признании недействительной сделки купли-продажи, если есть основания полагать, что она оформлена с целью уклонения от уплаты налога.



    А что может послужить препятствием при получении социальных вычетов?

    Самый больной вопрос здесь -- это предоставление вычетов на лечение. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 говорится, что информация о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и т. д. является врачебной тайной. Поэтому МНС России совместно с Минздравом России была разработана специальная форма справки, подтверждающей расходы, связанные с оказанием медицинской услуги (утверждена совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289 и № БГ-3-04/256. -- Примеч. ред.). Эта справка необходима, если налогоплательщик заявляет вычет на сумму расходов, связанных с оплатой медицинских услуг. Если же он претендует на вычет по расходам на медикаменты, в налоговый орган предъявляется рецепт. Ну и, конечно, самое главное -- это платежный документ об оплате медицинских услуг или приобретении медикаментов.



    Многие налогоплательщики сетуют на то, что момент осуществления расходов на обучение или лечение и момент получения вычета разделяет порой год и даже больше. В связи с этим звучат предложения передать право предоставлять социальные и имущественные налоговые вычеты от инспекций налоговым агентам. Как вы относитесь к этой идее?

    Боюсь, тогда бухгалтеры схватятся за голову. Потому что если бухгалтер организации сделает какую-либо ошибку при предоставлении вычета, ответственность будет грозить организации, а не налогоплательщику.

    На мой взгляд, есть другое решение проблемы. Вычеты на обучение и лечение в том виде, в каком они сейчас существуют, можно упразднить. Вместо них можно было бы ввести фиксированные вычеты на то же обучение и лечение без документального подтверждения расходов, которые предоставляли бы налоговые агенты. То есть по типу стандартных вычетов. Мы, кстати, уже выходили с подобными предложениями в Минфин России. Можно было бы включить их в пакет готовящихся поправок к 23-й главе Кодекса.



    Какие еще есть проблемы у возглавляемого вами Департамента?

    Есть необходимость совершенствования налогового контроля. К этому нас подталкивает наметившаяся в последние годы тенденция расширения круга налогоплательщиков, которые должны сами заявлять о своем доходе, рассчитывать налог и подавать налоговую декларацию. Число их растет, а возможностей для контроля не прибавляется.

    Характерный пример -- выигрыши, например, в лотерею. Раньше эти выплаты подлежали налогообложению у источника выплаты. Сейчас же налог должен платить сам обладатель выигрыша. По итогам прошлой декларационной кампании таких по всей России набралось едва ли 400 человек. Комментарии, как говорится, излишни.

    Мы обращаемся за информацией о получателях выигрышей к организаторам лотерей, а те в свою очередь спрашивают, на каком основании они должны предоставлять нам сведения о выплате выигрышей. А у кого-то этой информации просто нет.

    И таких примеров множество. По налогу на доходы физических лиц за прошлый год подано 3 миллиона деклараций. И каждую надо просмотреть, проверить приложенные документы, ввести в информационную базу. Процедура администрирования нашего налога достаточно сложная. Я вообще считаю, что после НДС у нас самый сложный налог. Поэтому и контроль должен быть подобающим.



    Новая форма декларации уже готова?

    Да, и вскоре выйдет приказ о ее утверждении. Сразу скажу, что от прошлогодней эта форма принципиально не отличается. Правда, появилось несколько новых показателей, что связано с изменениями, внесенными в 23-ю главу Налогового кодекса. Основные же нововведения у нас запланированы на будущий год. Думаю, декларация за 2004 год будет совершенно другой.



    А какова судьба новой налоговой карточки, которую вы планировали объединить в одну форму со справкой о доходах, и новых Методических рекомендаций по применению 23-й главы?

    На сегодняшний день разработана единая форма учета и отчетности для налоговых агентов. Она действительно объединяет в себе налоговую карточку и справку о доходах. Предполагается ввести ее с 2004 года.

    Новые Методические рекомендации по налогу на доходы физических лиц сейчас дорабатываются с учетом последних поправок, внесенных в 23-ю главу Кодекса. Так что изменения посреди года прибавляют работы не только налогоплательщикам, но и нам, налоговым органам.



    Беседу вели Наталья Попова
    и Алексей Стариков

    --------------------------------------------------------------------------------

    [1] Разница между стоимостью квартиры (700 000 руб.) и использованным вычетом (500 000 руб.).-- Примеч. ред.


    http://www.rnk.ru/rnk/article.phtml?code=1413

    Комментарий


    • #3
      МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ


      --------------------------------------------------------------------------------

      П Р И К А З
      9 октября 2003 г. N БГ-3-22/533

      Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2003 г.
      Регистрационный N 5208

      "О внесении изменений и дополнений в приложения N 1 и N 2 к приказу МНС России от 12.11.2002 N БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения"

      На основании пункта 3 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской
      Федерации и в целях реализации положений главы 26.2 "Упрощенная система
      налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание
      законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3021; 2003, N 1,
      ст.5, ст.6) приказываю:
      1. Внести в приложение N 1 "Налоговая декларация по единому налогу,
      уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" к
      приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от
      12.11.2002 N БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по
      единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
      налогообложения и Порядка ее заполнения" (зарегистрирован в Министерстве
      юстиции Российской Федерации 09.12.2002 N 4010; "Российская газета",
      2002, N 237) в редакции приказа Министерства Российской Федерации по
      налогам и сборам от 27.02.2003 N БГ-3-22/86 "О внесении изменений и
      дополнений в приложения N 1 и N 2 к приказу МНС России от 12.11.2002 N
      БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу,
      уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и
      Порядка ее заполнения" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской
      Федерации 21.03.2003 N 4299; "Российская газета", 2003, N 57) изменения и
      дополнения согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
      2. Внести в приложение N 2 "Порядок заполнения налоговой декларации
      по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы
      налогообложения" к приказу МНС России от 12.11.2002 N БГ-3-22/647
      изменения и дополнения согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
      заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам
      С.Х.Аминева.

      Министр Российской Федерации по налогам и сборам Г.И.Букаев

      Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2003 г.
      Регистрационный N 5208

      http://www.garant.ru/hview.php?ssid=...001&dt=federal

      Комментарий


      • #4
        Уважаемые коллеги! По итогам 2003г. налоговому агенту нужно выдать клиентам справку 2НДФЛ по операциям с ц/б. Может, что-то слышно: будет форма справки меняться или нет?
        Как хорошо ничего не делать, а потом отдохнуть!

        Комментарий


        • #5
          Здравствуйте!
          Кто-нибудь заполняет самостоятельно справки в программе "2-НДФЛ"?
          А, даже если и нет, то чисто теоретически подскажите:
          Заполняю справку по налогу на доход физ. лица от погашения векселя. На момент покупки векселя у физика был паспорт старого образца, и в самомо векселе данные старого паспорта. В течении 2004 года физик паспорт поменял. Мне в справке данные старого или нового паспорта указывать?

          Комментарий

          Пользователи, просматривающие эту тему

          Свернуть

          Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

          Обработка...
          X