Bankir.Ru
10 декабря, суббота 13:55

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Индивидуальный предприниматель: новое в налогообложении (рассылка)

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Индивидуальный предприниматель: новое в налогообложении (рассылка)

    Отправлено marina 05-02-2002 17:18:
    Индивидуальный предприниматель: новое в налогообложении

    31 декабря 2001 года в "Российской газете" был "опубликован" закон N198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", который пока по достоинству не был оценен налогоплательщиками. Слово "опубликован" не случайно взято в кавычки. Подписчики "Российской газеты" уже получили номер за 4 января, а номер за 31 декабря еще никто не видел. Аналогичная ситуация была в прошлом году с приложением к номеру от 31 декабря 2000 года с законом о внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК). Это приложение налогоплательщики увидели только 11 января 2001 года. Все эти манипуляции с датами опубликования законов вызывают еще большее недоумение в свете статьи 5 НК, которая гарантированно защищает налогоплательщика от вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах раньше, чем через месяц с момента опубликования и не раньше, чем с первого числа следующего налогового периода по конкретному налогу.

    Вернемся к закону. Закон, судя из названия, затрагивает многие вопросы налогового законодательства. Рассмотрим в этой статье изменения, имеющие отношение к налогообложению индивидуальных предпринимателей (далее ИП), являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД). Этот закон внес принципиальные изменения в налоговый климат для этих субъектов.

    ИП, работающие на ЕНВД сильно пострадали. В соответствии с законом эти ИП, с 1 января 2002 года начинают платить единый социальный налог (далее ЕСН), как и все остальные субъекты предпринимательской деятельности. При этом самым неприятным изменением для ИП на ЕНВД явился тот факт, что базой для исчисления ЕСН, помимо фонда оплаты труда (далее ФОТ) их работников, является их фактический доход за налоговый период, который определяется как разница между доходами, определяемыми по правилам главы 23 НК и расходами, определяемыми по правилам главы 25 НК. Ставка налога определяется в соответствии с главой 24 НК (для доходов в сумме до 100000 руб. это 22.8%, далее регрессивная шкала). Для ИП возникшая обязанность по уплате ЕСН обернулась обязанностью уплаты двух налогов с одинаковым названием, но разными базами: ЕСН с ФОТ их сотрудников и ЕСН с дохода.

    Давайте осмыслим, что произошло. Полностью похоронена идея самого ЕНВД, который справедливо заменял собой уплату всей совокупности налогов и сборов, и представлял удачный компромисс между интересами государства и налогоплательщика (разумеется, при адекватных показателях базовой доходности). Это был самый удачный компромисс, когда-либо имевший место в истории российской налоговой системы. С одной стороны, государство оказывалось от какого бы то ни было налогового контроля за налогоплательщиком, с другой стороны налогоплательщик платил четко определенную сумму налога, которая никак не зависела от его финансовых результатов и от которой он уже не мог уклониться. Очевидно, что в этот тонкий компромисс дополнительный налог в размере свыше 20-ти процентов от фактического дохода вписаться не может.

    Кроме непосредственно уплаты самого налога, у ИП появляется и ряд учетных проблем, во-первых, это необходимость ведения учета расходов в соответствии с весьма не простой главой 25, во-вторых, это обязанность по ведению учета и отчетности по самому ЕСН. Эти учетные вопросы можно решить только наняв квалифицированного и следовательно высокооплачиваемого специалиста. Данные неизбежные затраты фактически являются для ИП еще одним неформальным налогом. В итоге, анализ налоговой нагрузки для ИП на ЕНВД в соответствии с новым законом позволяет сделать вывод, что нагрузка настолько высока, что речь идет о ликвидации ИП на ЕНВД как класса. При этом все это безобразие прикрыто фиговым листочком снижения ставки ЕНВД на 5 % (с 20% до 15%).

    Моделирование налоговой нагрузки ИП на ЕНВД до и после внесения изменений однозначно показало, что снижение ставки ЕНВД на 5% не может компенсировать появление ЕСН с фактического дохода в размере более 20 процентов. Только в экзотических случаях, когда сумма ЕНВД составляет более 54% от суммы фактического дохода ИП, общая сумма выплат уменьшится. При этом, в расчет не брался ЕСН с ФОТ сотрудников и дополнительные административные затраты, связанные с появлением учета по ЕСН. Исследования показывают, что у многих ИП, работающих в рознице, ЕНВД находится в пределах 10-15% от фактического дохода. Для них налоговая нагрузка однозначно возрастет.

    Выводы по дальнейшей судьбе ИП на ЕНВД:

    1. На основании изложенного, не трудно сделать вывод о том, что многие ИП прекратят свою легальную деятельность. Особенно это касается так называемых "истинных" ИП, например, рыночных торговцев, т.е. тех физических лиц, которые иначе как через регистрацию в качестве ИП легализовать свой бизнес больше не имеют другой возможности. Для этих ИП уплата дополнительного налога в размере свыше 20% от дохода, скорее всего, будет непреодолимым препятствием. В силу ограниченных ресурсов, для этих ИП затруднительным является так же организация и ведение учета ЕСН, о найме квалифицированного бухгалтера не может быть и речи.

    2. НЕ секрет, что довольно большая часть ИП фактически являются филиалами тех или иных юридических лиц или даже являлись в свое время юридическими лицами, а затем перерегистрировались на ИП в основном для оптимизации налогообложения. У таких ИП наверняка найдется достаточно ресурсов, что бы продолжить свою легальную деятельность в новых условиях и не уходить в тень. Эти ИП, скорее всего, пойдут по одному из двух путей. Или они продолжат свою деятельность в качестве ИП, или же они продолжат свою деятельность, перерегистрировавшись в юридические лица. Честно говоря, не позавидуешь ни тем, ни другим. Тем, кто продолжит свою деятельность в качестве ИП придется организовать ведение учета дохода для целей ЕСН, ну и главное - платить сам ЕСН. Кроме того, этим ИП придется вспомнить казалось бы навсегда забытые навыки по "оптимизации" налоговых баз. Тем же ИП, кто решит перерегистрироваться на юридические лица, придется потратиться на многочисленные орграсходы (перезаключение договоров аренды, покупка ККМ, получение новых аттестатов, сертификатов и т.п.). ИП, перерегистрировавшимся в юридические лица, необходимо помнить о том, что они начинают подпадать под действие нормативных документов о наличном денежном обращение. Проще говоря, им придется вести серьезный кассовый учет, за ошибки в котором следуют серьезные финансовые санкции.

    Ради чего все это? Какие цели преследует государство, ломая ИП через колено? Уж не воплощение ли это генеральной линии государства на всемерную поддержку малого бизнеса, которая совсем недавно была озвучена нашим президентом. Трудно понять, что у государевых мужей в головах. Однако, гораздо легче понять, чем все это закончится для бюджета, особенно для местного. Сомнительно, что федеральный бюджет и пенсионный фонд почувствуют серьезные поступления по статьям ЕСН и страховой взнос от ИП на ЕНВД. Предприниматели заплатят не столько, сколько прикинули чиновники в Москве, а столько, сколько посчитают для себя возможным, а это две большие разницы естественно не в пользу бюджета. И в корне не прав будет тот, кто обвинит в этом предпринимателей. Обвинять надо тех людей, которые, во-первых, забыли, зачем вообще в свое время был введен ЕНВД, а во-вторых, сами пока еще не поняли, что собирать с розницы подоходные налоги - это очень малоэффективное занятие, по крайней мере, на данном этапе развития отношений между бизнесом и государством.

    Еще один вопрос, по которому придется определиться предпринимателям, это с какой даты считать закон вступившим в силу. В соответствии с самим законом, он вступает в силу с 01.01.02г. Однако, как уже говорилось выше, в соответствии с налоговым кодексом, акты законодательства о налогах и сборах не могут вступить в силу ранее чем через месяц с момента опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по конкретному налогу. Применительно к ЕНВД, по которому налоговый период квартал, этот закон может вступить в силу только с 01.04.02г. Каждому придется для себя самому решить, что нарушать, или закон о внесении изменений и дополнений или налоговый кодекс.


    Борис Габегер ака Вмененный


    --------------------------------------------------------------------------------

  • #2
    По поводу новшеств НК РФ и их последствий говорят также и здесь: http://www.dom.bankir.ru/showthread....threadid=26043
    Учение - изучение правил,
    Опыт - изучение исключений.
    :cool:

    Комментарий

    Пользователи, просматривающие эту тему

    Свернуть

    Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

    Обработка...
    X