Bankir.Ru
10 декабря, суббота 08:01

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

У кого-нибудь реализовано хранение документов дня в виде баз данных?

Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • У кого-нибудь реализовано хранение документов дня в виде баз данных?

    Поделитесь опытом!

  • #2
    Мы смогли реализовать это, написав свою банковскую систему. Она позволяет просто ничего не хранить в бумажном виде. Но проверяющие из цб и головного банка ссылаются на 61 инструкцию где чернм по белому написано: "Распечатать,хранить на бумажном носителе, прошивать и т.д.". Мы были в ужасе, увидев сколько бумаги на это уходит.

    Комментарий


    • #3
      То mary. Не все так безнадежно. По 61 Правилам обязательно ежедневно распечатываются лицевые, баланс, бух.журнал. А вот документы дня возможно хранить полностью или частично в электронном архиве (п.4.9 ч.III). Мы организовали хранение документов дня в электронном архиве (АБС у нас своя).
      Кстати, кто как печатает ежедневный баланс (в форме приложения 14 к правилам 61, или все же экономите бумагу)?

      Комментарий


      • #4
        Хотелось бы поподробнее узнать, как это (хранение документов в электронном виде) организовано в ваших АБСах. Я так понимаю, хранить базу данных - одно, а хранить бухгалтерские документы дня в электронном виде - совершенно другое. Наверняка, каждый документ должен быть подписан соответствующим работником, контрольные подписи, какой-то браузер нужен ...
        Поделитесь опытом, может какие-нибудь нормативные документы есть на эту тему?

        Комментарий


        • #5
          Можно почитать 17-П и распространить его на внутренние документы. А вообще, в принципе, любая АБС предусматривает возможность авторизации электронного документа. Можно расписать маршруты каждой группы документов (шаблонов), чтобы они были доступны для просмотра или исполнения определенной категории работников. Но для этого сначала нужно написать Положение о документообороте расчетно-денежных документов. Есть и отдельные от АБС софты для автоматизации документооборота.
          ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

          Комментарий


          • #6
            А лицевые счета кто-нибудь ведет в виде электронных баз данных. О такой возможности косвенно упоминается в Правилах 61
            например абзац 27 п. 2.1 Часть III "Лицевые счета ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки, если иное не предусмотрено договором с клиентом." и там же абзац 39 "База данных лицевых счетов в ЭВМ ведется с обязательным дублированием, как минимум на двух различных носителях, и должна обеспечивать сохранение информации в течение срока, установленного для хранения соответствующих документов;"

            Комментарий


            • #7
              А лицевые счета кто-нибудь ведет в виде электронных баз данных. - а кто нибудь разве ведет лицевые счета не в виде баз данных? Тогда сочувствую. Тема, насколько я понимаю, другая, а именно можно ли заменить бумажные документы электронными. Давно не интересовался и не знаю, как далеко наше законодальство продвинулось в деле уравнивания юридической силы документов на бумажных носителях и электронных. Кто-нибудь может просвятить?

              Комментарий


              • #8
                Мы печатаем все это безобразие каждый день!!!
                И в электронном виде храним. Когда проверка приходит и им выносят тонну бумаги из архива, то они приходят в ужас и просят предоставить им все это в более удобоваримом виде. Чаще всего делаем
                нужную выборку и печатаем заново. иногда просят в эл виде на дискетку себе. Есть вообще наглые проверяющие которые просят дать им доступ прямо в банковской системе и обучить работе, чтоб самим рытся.
                Так что бумажный архив - это бред. Но закон есть закон и надо это все печатать. Если бы наши законодатели были бы поумнее то давно бы сократили бумажные дела, как архива так и платежей, тем самым сберегли бы деньги, время и леса родной родины.
                Еслиб листья знать могли сколько лету до земли, а затем лежать валяться под ногами и в пыли....
                Но для каждого из нас в мире есть свободы час и порой не жалко жизни чтоб хлебнуть ее хоть раз...

                Комментарий


                • #9
                  Уважаемые коллеги!
                  А давайте попробуем составить перечень того, что сейчас можно хранить в электронном виде и на каком основании:

                  1. Лицевые счета - абзац 2 п.2.1. 61-ых "Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах, либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники".
                  2. Выписки + приложения к ним, которые "предъявляются клиенту в электронном виде, то указанные документы:
                  - подписываются аналогами собственноручной подписи уполномоченного лица;
                  - содержат дату провода документа по лицевому счету;" - тот же пункт 2.1. 61-ых Правил. Т.е. это дает возможность не печатать выписки и документы клиентов (по согласованию сторон естественно), которые обслуживаются по клиент-банку, и-банку и т.д.
                  3. Книга регистрации лицевых счетов в электронном виде, при этом ведомости все равно распечатывать ежедневно (дибилизм !!!) - "Учетной политикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение книги регистрации лицевых счетов в электронном виде и подписание ее аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя..." - п. 2.1.
                  4. Ведомость остатков размещенных/привлеченных средств - Приложение 12 - "программным путем ежедневно и выдается на печать из ЭВМ по мере необходимости" - п.2.1.;
                  5. Ну и, наконец, п. 4.9. "кредитная организация вправе организовать хранение бухгалтерских документов в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. При этом должна обеспечиваться возможность распечатывания бумажных копий бухгалтерских документов по формам, установленным нормативными актами Банка России" - под этот пункт можно подвести практически все документы, которые создаются в банке и не требуют подписи клиента - начисление процентов, всевозможные комиссии, операции по вкладам (не затрагивающие кассу), по ссудным счетам и т.п.

                  Для реализации всего этого дела необходимо чтобы АБС имела в первую очередь аналоги собственноручной подписи (лучше всего наверное это дело оформить в учетной политике), возможность поставить на документ как минимум 2 подписи - исполнителя и контролирующего работника. Хранить базу данных нужно на двух различных носителях в соответствии с максимальными сроками хранения документов - т.е. "постоянно".

                  Что еще можно добавить?
                  С уважением, Евгения

                  Комментарий


                  • #10
                    al_p Из законодательной баз сейчас пожалуй единственное что твердо есть - это ст. 160 и 847 ГК - об аналогах собственноручной подписи. Еще вроде бы прошел первое чтение в думе закон об ЭЦП. А остальное - только нормативные документы ЦБ, только в них дается понятие ЭПД и то, что он имеет равную юридическую силу с бумажными носителями - считать ли это нормативной базой непонятно, потому что все положения написаны для самого ЦБ и расчетов с ним, а не внутри кредитных организаций.
                    Мы сейчас пытаемся организовать хоть частично хранение документов в электронном виде - для бумаги уже никаких архивов не хватает, но не знаю, насколько все получится.
                    С уважением, Евгения

                    Комментарий


                    • #11
                      To evg
                      по п.1. и 2. Если говорить о том, чтобы не распечатывать тот экземпляр выписки, который должен храниться в банке, то тут и ЭЦП, я думаю не нужно. Достаточно просто прописать все это в учетной политике.

                      Кто нибудь, из не хранящих выписки в бумажном виде, проверялся ЦБ или налоговой? Каковы последствия?

                      Комментарий


                      • #12
                        Коллеги! А как насчет документов предоставленным для оплаты клиентами.... У нас появились "светлые"головы, предлагающие хранить документы представленные клиентами в электронном виде ( отсканировать и хранить). Говорят что можно. Может я чего-то не понимаю и все-таки можно... А как же тогда подписи,печати и тд

                        Комментарий


                        • #13
                          И опять скажу - смотрите 17-П - там все написано . В том числе и такая возможность в принципе допускается
                          ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

                          Комментарий


                          • #14
                            ЦБ и налоговая ессно просят 1-е экз. документов. Но если им вынести выписки по счетам, распеч. и подшитые за каждый день- скорее всего попросят сделать сводную вып. за весь период. А отсканированные платежки- по моему- бред полный, это с таким же успехом их можно по инету получать (а умелый клиент может лепить любого горбатого в таких "документах"). А бумажная первичка- для того, чтобы пришла , например проверка- а им грят- Ох, сервер, упал! Все данные потеряны!- а они вам- тада давай бумажки. А то так можно все базы порушить и следов никаких.

                            Комментарий


                            • #15
                              OK: А я считаю, что при правильной организации хранение на электронных носителях гораздо надежнее бумажного. Про бумагу тоже можно сказать с непроницаемым лицом "пожар был и, типо, все пропало" или как это там было у кого-то "машина с документами с моста в воду свалилась". Другой вопрос, что сам первичный документ д.б. подписан АСП клиента, а тут у нас законодательная пустота.
                              Что касается лицевых счетов - никогда никто не спрашивал все выписки, мы в учетной политике записали "в эл.базе с дублированием, распечатка по требованию".
                              Кстати, может быть кто-нибудь может посвятить в таинство (а то знакомых в Сбербанке нет, а проф.любопытство мучает):
                              Как Сбербанк со своими объемами ведет свои лицевые счета. Специально ходил в отделение около дома - там бумажные карточки, а в другом месте какая-то доморощенная программа. Так как же сводятся, ведут ппласт.проект, картотеку и т.п. - если нет единой базы?

                              Комментарий


                              • #16
                                ОК хранение в электронном виде с "обязательным копированием ежедневной информации на два различных магнитных носителя и содержанием резервной копии на сервере" (требования ЦБ) получится более надежным чем бумажных документов. Другое дело что отсканированные документы вряд ли будут являться электронным платежным документом, подписанным АСП клиента.
                                толстый - а документы клиентов, пришедшие по системам удаленного доступа, мы так решили, вполне можно хранить в электронном виде. Там есть ЭЦП, по ГК она однозначно является АСП.
                                В нашем отделении сбера я видела бооольшую комнату доверху заваленную бумажными документами и лицевыми счетами, причем практически без всякой системы. А проверяющие, говорят, радуются когда заходят в нее чтобы найти какой-нибудь документ
                                С уважением, Евгения

                                Комментарий


                                • #17
                                  Уважаемые господа и дамы!
                                  Мы ведем Книгу открытых счетов в электронном виде, как, вероятно, большинство банков. Хочу спросить, каким образом вы заполняете поле "╧ договора"? В RS в лицевом счете такого поля нет. Неужели все вручную?


                                  ------------------
                                  Искренне Ваша

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    marina у нас для номера договора специальное поле есть, его юристы заполняют когда открывают счет клиенту. А по вкладам его заполнять не требуется.
                                    С уважением, Евгения

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      А у нас для вкладчиков номер договора вклада (счета) проставляется при его открытии автоматом в АРС (6 значный), он и попадает в книгу, а операционист его записывает в бумажный вариант. Рассматриваем вариант доработки - чтобы он шел в номер лицевого счета, но не знаем а оно нам это нужно.

                                      Неужели никто не работал (работает) в Сбербанке или мой вопрос (см.выше, он был без подвоха, действительно очень интересно) коммерческая тайна?

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        Еще насчет Сбера. По моему они (а может и нет?) пытались реализовать программу по электронной проверке подписей клиентов на платежках. Система такая: Сканируется карточка с обр. подписи- а операционист проводит по платежке счит.устр-вом (как в супермаркете)- результат налицо! Кружок "умелые ручки" не пройдет, и оперцнист за шоколадку не примет сомнит. платежку у любимого клиента. Уж не знаю, работает так кто-нибудь сейчас или нет?
                                        По теме: А вообще как насчет того, что на документах должна стоять подпись исполнителя ( а то + еще и контролера!). Как это в электронном виде будет выглядеть?

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          ОК надо чтобы в базе данных исполнители и контролеры подписывали документы своим АСП. А вот что будет являтся АСП - наши безопасники в голос твердят что пройдет только ЭЦП, причем желательно сертифицированная ФАПСИ, так как ст. 847 ГК РФ не допускает применение обыкновенных кодов и паролей . Видимо придется раздавать всем сотрудникам дискеты с ключами, чтобы подписывались (типа клиентов в "клиент-банке" или "интернет-банке") и писать свой софтик для хранения ЭПД, потому что в стандартной АБС применение ЭЦП естественно не предусмотрено .
                                          Зато насколько сократиться объем хранения никому не нужной бумаги
                                          С уважением, Евгения

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            Во-первых посмотрел п. 3 ст. 847. Там на самом деле не написано, что допускается только ЭЦП. Во-вторых, ст. 847 относится только к случаю удостоверения прав клиента по ДБС, а не полномочий должностных лиц банка.
                                            ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              Gene хранимый документ должен иметь одинаковую юридическую силу с тем, что хранился бы в бумажном виде - т.е. имеющим подпись. И тут наверное дело не в полномочиях, а в определении ответственности исполнителя. Например - при вопросе почему на вклад было начислено столько-то процентов будет вестись "разбор полетов" с подписавшим документ по начислению исполнителем. А тут факт проведения операции удостоверяет подпись исполнителя и в некоторых случаях - контролера, и они несут за проведение этой операции персональную ответственность.
                                              С уважением, Евгения

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                Согласен, но это не значит, что их можно идентифицировать только по ЭЦП, а не по АСП вообще (в том числе - коды и пароли).
                                                ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  Gene, я пыталась привязать коды и пароли (так все красиво получалось ), но получила в ответ от безопасников такую бумагу, из которой поняла что все мною там написанное для них прозвучало бредом неразумного ребенка Типа пароли и коды это все хорошо, но они не обеспечивают целостности документов, если вдруг дело коснется действительно серъезных разборок, то ЭТО не прозвучит убедительным доказательством в суде, привели всякие ссылки на протоколы, архитектуры, ГК и комментарии к ГК и т.д. и сказали - вот есть у нас сейчас проект закона об ЭЦП, прошедший первое чтение - вот на него и ориентируйся.
                                                  Но в общем-то все не так уж и плохо. Формирование ЭЦП все равно у нас производится для И-банка и Клиент-банка, у очень многих сотрудников есть И-счета и опыт обращения с ключами. И в конце концов, на основе всего этого можно будет серъезно организовать систему электрического документооборота в банке в целом, а не только бухгалтерских документов.
                                                  С уважением, Евгения

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    Толстенький!
                                                    Уж так и быть посвящу тебя в тайны Сбера(благо, 5 лет работалА в этой неблагодарной системе-как раз в филиале в тесной близости с физиками).
                                                    Так вот: вся БД-локальная, доступна только в данном филиале ( уже года четыре автоматизирована, но бум. носителей предостаточно).
                                                    Итак: пришел физик-по паспорту все данные в БД, печатаем карточку с теми же данными,на ней физик расписывается, далее- подпись сканируется в БД.
                                                    Все движения по счету-в БД и на ордерах(прих.-расх.),подписанных физиком и хранящихся в головной конторе.Карточки с подписью хранятся в филиале.
                                                    Ничего нет страшнее для контролера как потерять этот гребаный ордер с подписью физика.
                                                    В конце дня печатается дневник операций и тоже в головную контору вместе с ордерами + 1 экз. Договора по вкладу.
                                                    В общем не так уж всего много. Плюс итоговые отчеты всего филиала-по эл. почте в головную лавочку.
                                                    Уфф-фф-ф. Ежели чего-спрашивай!!

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      ДоллИ! Проконсультируй! Страшно мучаемся с бумажными п.п которые приходят из СБ! То есть они просто не приходят! А Злобные тетки в филиалах шипят что в лучшем случае пришлют через неделю! А жировкм это вообще мама не горюй! Иногда теряются целые бандерольки ! Клиенты ( Дезы ,жеки) просто воют! так вот подскажи есть ли в СБ кто-либо (отдел управление и тд) кто бы мог хотя бы оперативно ответить на запрос, И как можно восстановить ( получит реестр) потерянных жировок

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        Gene! Я внимательно изучила 17-П ! Ты не прав!
                                                        Мы можем самостоятельно перепечать ПП клиента принесенное на бумажном носителе и все равно храним его вместе с первоисточником в документах дня!

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          Долли, спасибо (как мило меня назвали, я прямо замурлыкал). Было интересно как можно организовать работу в такой структуре, если нет единой БД. А возникли они с того момента, когда была такая "проблема 2000" и мы писали положения о том как будем работать без нашей АРС ( и ладно бы писали, а то еще и пробовали) - основной аргумент начальства был: "Сбер. работает, а вы чем лучше". А вот теперь оказывается, что в Сбере не так уж все и плохо т.е. в каждом филиале есть своя электронная база в которую все попадает (только плохо, что ее больше никто не видет, но я знаю много других банков где то-же самое). Кстати, а филиал Сбера - это, насколько я понял, все-таки доп.офис (нет собственного баланса - все в балансе головного или регионального филиала).

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            shartrez
                                                            Из какого пункта 17-П следует это требование?
                                                            ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X