Bankir.Ru
11 декабря, воскресенье 05:18

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Слияния и поглощения: целесообразность и эффективность

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Слияния и поглощения: целесообразность и эффективность

    С 94 года известно, что покупка пакетов в слияниях и присоединениях неэффективна. А к дочкам нужно применять принцип оценки эффективности бизнеса корпоративным инвестором: что я могу получить от увеличения своей доли (повышения управляемости) в компании. Одна из компаний связи дважды создавала холдинг и один раз его разгоняла. Первый раз по принципу: что бы ни делали - лишь бы суперрентабельно и прибыль матери. Ничего не получилось, так как абсолютный контроль оказался не адекватен целевому управлению. Прибыль не несли. Сейчас создается холдинг по функциональному принципу (единство технологий). Пока приемлемо. Правда, теперь дочки жалуются, что вся прибавочная стоимость остается у матери.

    Модератор Данная тема выделена из темы об экспресс-оценке бизнеса.
    Последний раз редактировалось Advisor; 06.03.2003, 10:11.
    Удачи

  • #2
    lotss Это вы про который холдинг?

    Комментарий


    • #3
      "Это вы про который холдинг?"
      Какая разница? Про любой.
      И он прав.
      Какие цели преследуют, покупая предприятие?
      1. Получение прибыли от деятельности данного предприятия.
      2. Приобретение ликвидных и ценных активов предприятия (нечасто встречается, например, на балансе имеется здание в центре Москвы в приобретении которого вы заинтересованы)
      3. приобретение предприятия в целях оптимизации действующего бизнеса.
      4. приобретение предприятия как осуществление давней мечты о "маленьком свечном заводике".

      Ваш случай 3-й .
      Я абсолютна согласна с lotss.
      Посудите сами: вам нужны 2 убыточных колхоза в Подмосковье?
      И мне тоже не нужны. Как не считай, рыночная стоимость бизнеса была равна нулю: дохода нет, имущество смешное. А вот купили же. Купили их исходя не из рыночных , а из инвестиционных мотивов: покупателем была сельскохозяйственная база.

      Выгода приобретения:
      1. Экономические: снижения себестоимости закупаемых овощей;
      2. Функциональные: лучше управляются, всегда под рукой, договариваться не надо.

      Ещё пример. Завод ЖБИ. Есть всё, кроме заказов. Море имущества (специализированная собственность, типа котельные-компрессорные, "стоить-то они стоят, но кто их берёт?"). Дохода нет. Просто так он никому не нужен. Дохода не приносит, рыночной стоимости нет. Купили. Причём достаточно дорого (стоимость приобретения была в десятки раз выше капитализированного дохода предприятия). Покупатель - строительная компания, загрузившая завод на полную мощность со всеми вытекающими отсюда последствиями.


      Ещё один.

      Нефтяная компания покупает пароходство.
      Причина - снижение себестоимости транспортировки нефтепродуктов.

      Список можно продолжать до бесконечности.
      Далеко не каждое предприятие можно купить исходя из соображений доходности, но многие малорентабельные предприятия покупают как недостающий компонент для профильного бизнеса, таким образом выстраивая технологические цепочки.

      вывод уже озвучен lotss : "Сейчас создается холдинг по функциональному принципу (единство технологий). Пока приемлемо."

      "Правда, теперь дочки жалуются, что вся прибавочная стоимость остается у матери".
      Естественно. Дочки теперь коммерческими предприятиями в полном смысле не назовёшь (целью их настоящего функционирования получение прибыли не является).

      Теперь проще:
      предлагаемые вам к продаже предприятия необходимо оценивать не с позиции рыночной (типичной для всех покупателей), а с позиции инвестиционной стоимости (стоимости конкретно для вашего предприятия (основного бизнеса).

      В такой ситуации при оценке бизнеса вы должны оценивать не покупаемый бизнес как он есть.
      А свой.
      Теоретически это очень просто:
      1. Посчитать денежный поток для вашей компании (без покупки или докупки предлагаемых акций).
      2. Посчитать денежный поток для вашей компании (уже с учётом покупки)
      3. п2-п1 = максимальная стоимость покупки бизнеса.
      Т.е. стоимость покупаемой компании будет равен выигрышу в себестоимости (или в чём-то ином) профильного бизнеса.

      В том случае, если покупаемая компания никакого отношения к вашей сфере не имеет ("что бы ни делали - лишь бы суперрентабельно и прибыль матери"), на мой взгляд стоит хорошенько задуматься о целесообразности такой покупки.
      Последний раз редактировалось Advisor; 06.03.2003, 10:07.

      Комментарий


      • #4
        Sanyeku
        Про МГТС, конечно. Детали по емельке, так как, думаю, они не очень интересны анализирующей нечто публике. Вообще, там классика: создание дочки по принципу мать - рантье (с попыткой суперконтроля) и создание дочки в технологической цепочке. При этом сама МГТС является частью еще одного холдинга у которого тоже происходит смена идеологий отношения к детишкам.
        Удачи

        Комментарий


        • #5
          lotss А в чем вообще смысл создания холдинга по принципу мать - рантье ? Ведь при выплате дивидендов, теряются деньги на налогобложении. Не проще ли присоединить к себе все дочки? Зачем эти промежуточные звенья? Ведь "Норникель" в свое время как раз ликвидировала промежуточные звенья для минимазации налогов.
          Последний раз редактировалось Advisor; 06.03.2003, 10:10.

          Комментарий


          • #6
            sanyek из-за разницы в рентабельности..... если рентабельность дочки в разы ниже матери а соотношение объемов серьезно то присоединение дочки уменьшит уровень рентабельность матери.... один вариантов, ведь сейчас смотрят в основном какие задачи стоят перед материнской компанией в краткосрочной перспективе
            sincerely yours

            Комментарий


            • #7
              Перегонка прибыли матери - это отдельный вопрос. Ничего не теряется. Для матери главное определить в этом случае - сколько разумно взять с дочки, чтоб ее не задавить. Гораздо интереснее вписать дочку в технологический проект типа: она компонент некого конвейера, а на выпуске стоит мать. Принцип холдинга "мать - рантье" в том, что в руководстве холдинга нету людей для управления дочкой, а там в дочке ребята бьют деньги на починке примусов и им холдинг для чего-нибудь нужен: например для политической или силовой крыши и они согласны поделиться за это. К сожалению сейчас распространен следующий способ (говорю про холдинг в котором МГТС), когда мать сначала владеет 20-25% акций, ставит дочку на счетчик и, если все нормально, то немедленно капитализирует прибыль.
              Удачи

              Комментарий


              • #8
                бывает вполне интересно купить для перепродажи полностью или по частям

                Комментарий


                • #9
                  lotss Перегонка прибыли матери - это отдельный вопрос. Ничего не теряется - я говорил про перегонку прибыли, понятную западным инвесторам (для публичной компании) при покупке не для перепродажи а для развития профильного бизнеса (как та же самая МГТС)

                  Комментарий


                  • #10
                    А западным инвесторам и так все предельно понятно. Хотя бы на примере приобретения пакета "РОСНО" "Allianz". Не надо считать их уж такими святыми. А вот если открываться в надежде на то, что хоть кто-нибудь купит, то это предельно неэффективно как там, так и здесь!
                    Удачи

                    Комментарий


                    • #11
                      lotss С 94 года известно, что покупка пакетов в слияниях и присоединениях неэффективна.

                      Сначала "сухая статистика":
                      · 61% слияний не окупает вложенных в них средств (Mergers & Acquisitions Journal, 1998)
                      · 57% объединившихся компаний отстают в своем развитии от других субъектов данного рынка и вновь разделяются на самостоятельные корпоративные единицы (PriceWaterhouse, исследование 300 слияний за 1987-1997)
                      · менее 20% объединившихся компаний достигают желаемых финансовых или стратегических целей (Marks, Mirvis, исследование 50 интеграционных процессов, 1982-1997)
                      · 53% крупнейших слияний и поглощений приводят к снижению акционерной стоимости компании, 30% - практически на нее не влияют и только 17% - ее создают (Zweig, 1995)
                      · как правило, поглощения не создают добавочную стоимость для собственников поглощающей фирмы (Haspeslagh, Jemison, обзор исследований финансовых результатов слияний и поглощений за 1962-1992)
                      · “не связанные” (диверсификационные) слияния и поглощения часто показывают лучшие финансовые результаты по сравнению со ”связанными” (родственными), хотя последние часто имеют бòльший потенциал для создания дополнительной стоимости для собственников (Haspeslagh, Jemison).

                      Почему же слияния и поглощения становятся неизбежностью для компаний, желающих успешно развиваться в современных условиях?

                      Основные причины, подталкивающие компании к слияниям и поглощениям, можно подразделить на следующие 3 группы:

                      1. Внутренние – стремление к корпоративной синергии и сокращению издержек, например:
                      · приобретение новых навыков (высоких технологий, хорошо налаженных организационных процессов, эффективных рабочих процедур, высококвалифицированного персонала с навыками, имеющими критическое для конкретной организации значение, в том числе и с управленческими навыками, и т.д.)
                      · доступ к новым продуктам, патентам, рынкам, каналам дистрибуции, и т.д., позволяющим более эффективно использовать имеющиеся у компании ресурсы и навыки или более успешно достигать поставленные цели
                      · финансовые причины – например, налоговая экономия, когда приобретение компании с убытками может уменьшить прибыль к налогообложению

                      2. Внешние - изменения внешней среды, которые снижают эффективность текущей деятельности компании и заставляют ее искать новые пути развития, например:
                      · изменения в денежной политике, общих темпах экономической активности, политические причины и государственное регулирование, глобализация и т.д.
                      · текущие изменения в конкретной отрасли (например, возникновение избыточных мощностей в отрасли в целом (автомобилестроение), рост затрат на разработку (фармацевтика), резкие технологические изменения, и т.д.)

                      3. Мотивы руководства – отражающие желание менеджеров компании совершать подобные сделки, например:
                      · использование имеющихся личных управленческих навыков для развития других бизнесов
                      · обеспечение безопасности собственного рабочего места – диверсификация отраслевых рисков и снижение возможности быть поглощенными другой компанией
                      · “построение империи” - увеличение размеров компании ради увеличения собственной власти и признания
                      · финансовые выгоды – если вознаграждения высшего менеджмента связано с оборотом компании, курсом акций, и т.д.

                      Поскольку в современной экономической среде изменения происходят очень быстро, то вышеуказанные факторы оказывают сильное влияние на компании, заставляя их искать партнеров для слияния или поглощения.
                      Две вещи на свете бесконечны - Вселенная и человеческая глупость.
                      Хотя насчет Вселенной я не уверен. Альберт Энштейн.

                      Комментарий


                      • #12
                        Advisor
                        61% слияний не окупает вложенных в них средств (Mergers & Acquisitions Journal, 1998) - имеется ввиду средств, выплаченных консультантам?
                        как правило, поглощения не создают добавочную стоимость это то же самое, что и не достигают желаемых финансовых или стратегических целей или имеется ввиду что-то иное?

                        Комментарий


                        • #13
                          Было бы гораздо полезнее понять: почему плохо?
                          1.Я в 1994 году предупреждал предприятия: если к вам пришли консультанты с целью разработать бизнес-план привлекательный для внешних инвесторов, то гоните их в шею или вообще не платите им. Зам министра экономики региона сорвался прямо с мастер-класса и сел на телефон. На самом деле объяснение примитивно просто.
                          2.При покупке контрольного пакета (особенно в России) покупатель покупает и эффективных менеджеров, абсолютно не считаясь с их мнением о перспективах развития бизнеса. Не мне вам объяснять сколько субъективных вещей висит на них и все они чаще всего не формализованы в действующих регламентах. Т.е. "купленные"менеджеры сами снижают свою эффективность и эффективно не включаются в регламенты покупателя. А полная замена менеджмента вещь достаточно дорогая, так как и у самого покупателя эффективные менеджеры единичны.
                          3.Так же и с дочками, особенно банковскими. Если нет включения в технологию, то слабый менеджер дочки начнет воровать, так как поймет, что его скоро выгонят; а сильный менеджер дочки начнет воровать, чтобы не отдавать деньги идиотам. Случаи же классического поведения корпоративного инвестора по отношению к купленным предприятиям крайне редки. В моей практике был только один.
                          Удачи

                          Комментарий


                          • #14
                            lotss При покупке контрольного пакета (особенно в России) покупатель покупает и эффективных менеджеров, абсолютно не считаясь с их мнением о перспективах развития бизнеса.

                            Сейчас не совсем так. Сейчас уже при презентации объекта на продажу обязательно указывается степень и меру лояльности топ-менеджмента к приходу нового собственника. И если менеджмент лоялен (ну разве чт оза исключением самого первого лица, который обычно и является прежним собственником), то это конкретно повышает стоимость предприятия.

                            Даже если новые собственники и держат в планах замену топ-менеджмента, то редко они это делают сразу по приходу, обычно сразу меняют только фин. директора.
                            Две вещи на свете бесконечны - Вселенная и человеческая глупость.
                            Хотя насчет Вселенной я не уверен. Альберт Энштейн.

                            Комментарий

                            Пользователи, просматривающие эту тему

                            Свернуть

                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                            Обработка...
                            X