Bankir.Ru
24 апреля, понедельник 06:33

Объявление

Свернуть

На Bankir.ru начался цикл публикаций, созданных по следам обсуждений на форуме

Показать больше
Показать меньше

Организация работы управления ценных бумаг для чайников

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Организация работы управления ценных бумаг для чайников

    Господа, встречал ли кто-нибудь официальные документы или рекоммендации по примерной структуре подразделения банка, занимающегося ценными бумагами? Мы совмещаем брокерскую/дилерскую и депозитарную деятельность. Структура подразделения сформировалась давно и достаточно неудачно. Поделитесь, пожалуйста соображениями, какие примерно отделы/подразделения должны быть включены и оптимальное соотношение сотрудников в отделах.

  • #2
    Расскажите нам по-подробнее как у Вас все устроено. Если не предложим, то хоть обсудим (не зъим, так понадкусываю...)

    Комментарий


    • #3
      В том-то и дело, что у нас - полная каша....
      По идее можно разделить всех сотрудников подразделения работы с цб на бэк-офицеров и трейдеров. При этом на почти 4-х трейдеров приходится 1 (!) человек, который занимается чисто бэк-офисом. Из 4 трейдеров также 1 человек занимается ведением учета сделок и общением с клиентами, совмещая это с торговлей. Еще 2 новых сотрудника занимаются учетом векселей. Отдельно депозитарий из 2-х человек.
      При этом сотрудники по отделам официально распределены в полном беспорядке (официально отделы: операций с цб, учета сделок с цб, депозитарий).
      Сейчас продляем лицензию и заодно встал вопрос об упорядочении отдела (там надо положения по отделам писать). Интересует конкретно: кто с кем должен взаимодействовать(с клиентами, с бухгалтерией, с депозитарием), оптимальное соотношение сотрудников.
      Поделитесь соображениями...

      Комментарий


      • #4
        Привет! Могу поделиться опытом инвисткомпании.Структура такова:
        - Брокерский отдел-БО (работа с клиентами)
        - Отдел клиентских счетов-ОКС (ведение и учет кл. счетов ,учет и передача распоряжений и отчетов в иные подразделения)
        - Отдел исполнения операций-ОИО(перевод/списание/зачисление денежных средств,формирование отчетов)
        - Дилинг(трейдеры,доверит. управление,управление собственными активами)
        - Депозитарий

        С клиентами общается только брокерский отдел который в свою очередь контактирует с ОКС являющимся связующим звеном между БО и всеми остальными отделами (кроме дилинга) ОКС передает распоряжения в ОИО (деньги) или депозитарий ( ЦБ ). При работе в реальном времени брокер передает заявку непосредственно трейдеру. По окончании торг. сессии ОИО формирует отчеты и передает в ОКС, оттуда через брокера клиенту. При такой форме работы мы берем на себя функции попечителя счета (1чел.) .В некоторых компаниях клиенты общаются напрямую с трейдером ,здесь нужно отталкиваться от кол-ва клиентов и их значительности. Максимальное кол-во клиентов:100 чел. на одного брокера. В ОКС И ОИО как минимукм один человек на торговую площадку а вообще- то везде кол-во специалистов зависит от объёма работы.

        Схематично взаимосвязи можно изобразить так:


        КЛИЕНТ
        БРОКЕР

        ОКС

        ДИЛИНГ


        ПОПЕЧИТЕЛЬ СЧЕТА


        ОИО ДЕПОЗИТАРИЙ

        Комментарий


        • #5
          Извините отправить схему не вышло

          Комментарий


          • #6
            Надо было регистрироваться...

            Комментарий


            • #7
              МБК - это выгодно?

              Комментарий


              • #8
                lis

                Продолжаем делиться опытом брокерских компаний

                А в чем глубокий смысл разделения Отдела клиентских счетов и Отдела исполнения операций? У нас схема довольно похожа (и, на мой взгляд, удачна), но без такого деления.

                Клиентский отдел - занимается общением с клиентами, в том числе заключением договоров с новыми клиентами (в части оформления документов), также принимает от клиентов разного рода поручения/распоряжения и выдает им отчеты (брокерские, депозитарные). Принятые от клиента документы передает в бэк-офис (кроме поручений на сделки). Поручения на сделки передает в трейдинг. Отчеты для клиентов получает из депозитария и бэк-офиса.

                Трейдинг - получает от клиентского отдела зарегистрированные поручения на сделки. Исполняет их на торговых площадках (или вне их). Совершает сделки по собственному портфелю. Передает данные об исполненных сделках в бэк-офис.

                Бэк-офис - основная структура. Получает от клиентского отдела неторговые поручения. На их основании формирует распоряжения в бухгалтерию (если это поручение на операцию с деньгами) или в депозитарий (если это поручение на операцию с ЦБ). Получает от них отчеты об исполнении расчетов, делает соответствующие проводки по клиентским счетам (и собственному портфелю). Получает из трейдинга данные о сделках. Дает поручение в депозитарий и бухгалтерию на расчеты (если это необходимо). Также делает проводки по клиентским счетам (и собственному портфелю) по итогам сделок. При заключении новых клиентских договоров проводит всю работу по регистрации клиента на торговых площадках (где это необходимо) - открытие счетов и проч.

                Депозитарий - занимается депозитарным учетом. Поручения на депозитарные операции получает от бэк-офиса - по клиентским счетам (компания выступает как попечитель) либо по собственному счету. Направляет поручения во внешний депозитарий (ДКК, НДЦ), получает от них отчеты. Отчеты по клиентским счетам передает в клиентский отдел для передачи клиентам.

                Вот такая структура - в общих чертах.

                Комментарий


                • #9
                  2 Наталья
                  Вы случаем не из ФКЦБ? Они вот тоже думают, что поручения на сделки от клиента сначала кто-то принимает, регистрирует, а потом отдает на исполнение трейдерам. Это даже не смешно.

                  Комментарий


                  • #10
                    loo , по мне это тоже дико, но все зависит от величины банка, объема брокерских операций и количества клиентов. Если вы - трейдер, и вам нужно сегодня "удовлетворить" пару тысяч заявок на покупку-продажу (да всем угодить), то вряд ли у вас найдется время еще и с клиентами разговаривать и проверять правильность оформления поручений.

                    Комментарий


                    • #11
                      loo

                      ФКЦБ в данном случае не причем. Да, если у вас десяток клиентов и десяток сделок в день, трейдер может принимать заявки непосредственно от клиента (про всякие мелочи касающиеся требований той же ФКЦБ мы сейчас не говорим). Однако, такая схема не масштабируема. Каждый должен заниматься своим делом. Дело трейдера - совершать сделки. Дело клиентского подразделения - общаться с клиентами, в том числе принимать у них поручения (которые бывают и неторговыми - не будет же трейдер принимать поручение на перечисление денег на клиентский счет, правда?). Дело бэк-офиса - расчеты и учет позиций, активов, обязательств. Трейдер, который вынужден вести учет клиентских или собственных позиций.. Сорри, это прошлый век Или это уже не трейдер...

                      Конечно, при небольшом объеме операций один и тот же человек (структурное подразделение) может выполнять и функции трейдера, и функции клиентского поразделения - но в этом случае просто структурная схема не будет совпадать с функциональной.

                      поручения на сделки от клиента сначала кто-то принимает, регистрирует, а потом отдает на исполнение трейдерам

                      Легко! Только не нужно представлять себе ворох бумажек, которые заполняет клиентский отдел (да еще предварительно проверяя клиентскую позицию на предмет "а есть ли у него столько денег?"), потом тащит трейдеру, потом другой ворох бумажек, который заполняет трейдер и тащит в б/о - все гораздо проще!

                      loo, а у вас как?

                      Комментарий


                      • #12
                        Ребята!
                        Все зависит не от объема операций, может быть это нескромно, но у нас он не самый маленький. Да можете сходить на сайт кого-нибудь из буржуев, того же Мерил Линча. Общение с брокером это один из сервисов, который предоставляет брокерская компания своим клиентам. Альтернативой является интернет-трейдинг. Но в любом случае приказы клиентов исполняются немедленно.
                        2Sorry. Я не думаю, что в России есть хоть один брокер, принимающий в день пару тысяч заявок в день в бумажном виде.
                        Как у нас? Меня немного удивило, что в вашей дискуссии речь идет об абстрактных трейдерах. У нас существует разделение на людей, торгующих на собственную позицию и сейлз, общающихся с клиентами. Их ровно столько, сколько нужно, чтобы обслуживать клиентов.
                        Мы (а я работаю в IT) помогаем трейдерам и сейлз вести позиции, есть специальные программы для этого, кроме того сделки, заключенные например на ММВБ или в РТС там отображаются автоматически в режиме on-line.
                        Функции клиентского отдела бэк-офиса - оформление сделок, в том числе поручений , подготовка и рассылка клиетских отчетов, прием поручений на неторговые операции, начисление комиссий и т.д.

                        Комментарий


                        • #13
                          loo

                          У нас существует разделение на людей, торгующих на собственную позицию и сейлз, общающихся с клиентами - а у кого-то не существует такого разделения в силу особенностей работы именно этого брокера. Я думаю, что разделение функций по структурным подразделениям во многом зависит от особенностей клиентской базы и оказываемых услуг. То, что я описывала - это скорее взгляд с точки зрения информационных потоков и документооборота (не только и не столько в смысле оборота бумажек). Просто, возвращаясь к первоначальному вопросу, проще планировать структуру, четко представляя себе набор функций и основные информационные потоки. Структура ведь - дело вторичное, нет?

                          Я не думаю, что в России есть хоть один брокер, принимающий в день пару тысяч заявок в день в бумажном виде - про пару тысяч не знаю, знаю про тысячу (скорее, около 600, если считать именно бумажные) - все равно это достаточно, чтобы выделять прием поручений в отдельную функцию.

                          Комментарий


                          • #14
                            Поделитесь своими соображениями или опытом по действующей структуре работы с ценными бумагами в банке (Сотрудникам Сбербанка просьба не беспокоится!)
                            Недавно я стал начальником Управления Ценных бумаг в среднем коммерческом Банке. Завещена следующая структура портфеля и сделок влияющих на загрузку сотрудников в месяц:
                            ~60 сделок по векселям,
                            - 50 акционеров или примерно 2-4 сделки с акциями самого банка,
                            ~ 70 сделок на ОРЦБ,
                            - пара договоров доверительного управления;
                            - ну и бесконечные мелкие работы по прочим вещам встречающимся в любом банке.
                            Нас в Управлении 5 человек. Нет выделенного бэк-офиса, т.е. все сами включая отчетность касаемую ценных бумаг, расчеты налогов. Только бухгалтерия в другом кабинете в ручную проводит в баланс все проводки (скоро правла устанавливаем нормальную программу с некоторой степенью автоматизации Банковской деятельности). Соответственно свои нередкие ошибки и ошибки бухгалтерии ищем в ручную.
                            Посоветуйте или просто расскажите как у Вас все происходит с документооборотом и прочими вещами.

                            Буду очень признателен любому ответу.
                            Считаю неправильным, что у моих подчиненных и у меня нет времени на анализ рынка, поиск клиентов.

                            Комментарий


                            • #15
                              pessimistik
                              нас в управлении 4, в т.ч. 1 - начальник управления, 2-ой - экономист, и 2 человека в депозитарии
                              тоже ведем реестр
                              70% времени занимаемся проводками/распоряжениями и учетными регистрами по депозитарию и бэк-офису
                              векселями учтенными у нас занимается отдел кредитования
                              у нас только собственные
                              проводки по балансу тоже делает бухгалтерия
                              но всё идет к тому, что проводки придется делать нам самим
                              вот такая у нас структура

                              Комментарий


                              • #16
                                pessimistik
                                У нас тоже 4 человека (начальник, ведущий экономист, экономист и начальник депозитария(последняя должность , скажем, формальная, т.к.из-за небольших (надеемся пока) объемов приходится заниматься всем). Доверительным управлением не занимаемся. Один человек занимается исключительно векселями (собственными и учтенными, оформление договоров и бухгалтерия). Второй - частично ему в помощь(по договорам) + биржевые операции (функции трейдера)+ работа с собственными акционерами. Начальник депозитария,как и говорила, все подряд, а точнее, весь депозитарий, внутренний учет и операции по покупке-продаже акций на бирже, как для себя, так для клиентов по брокерским операциям. Еще раз,повторюсь, все проводки баланс, внебаланс, депо и т.д.делаем сами.

                                Комментарий


                                • #17
                                  ну, судя по сказанному, у банко брокерско-дилерская лицензии + на управление...депозитарной нет...
                                  видимо так...
                                  по разным направлениям суммарно 5-6 сделок/день...
                                  на мой взгляд, такой объем ЛЕГКО обрабатыевается 2 выделенными сотрудниками....даже на коленке, без автоматизации....не напрягаясь...
                                  вот только делать "выделенный бэк-офис" я бы не стал... т.е. абсолютно бы не стал....
                                  как только появятся люди отвечающие ТОЛЬКО за учет и отчётность их отберут и переподчинят бухгалтерии... сто раз проходили... на этом форуме ПОЛНО воплей на тему:"Подскажите как мне отмазать моих людей, которых у меня выводят и передают бухгалтерии!"...
                                  сразу выяснится, что писать распоряжение на основе тикета дольше. чем сделать проводку...а за правильность всего учета, как ни крути, отвечает глав.бух.....и тю-тю...оптимизируют...
                                  С Уважением

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    Большое спасибо за ответы.
                                    Лицензии у нас есть все, но депозитарий находится тоже в бухгалтерии.
                                    У него мозгов хватет только на проводки в программе, а все что связано с переводами ц.б. и общением с клиентами исторически у нас.
                                    Вот и бесит что сделок не много а все заняты чем-то вроде учета.
                                    Кстати OPS, а что вы делаете, когда один человек уходит в отпуск например? Я так понял с заменяемотью у Вас должна быть проблемма.
                                    Извините господа, но похоже у всех написавших нет структуры. Даваейте что-нибудь поменяем и на учет будем тратить не более 30% времени. Или я что-то не понял. Вообще ценные бумаги сложное дело в плане разнообразности операций. И универсалы нужны, и специалисты одновременно! Вот и возник вопрос об организации.
                                    Как то исторически у нас в банке не принято слово бэк-офис. Расскажите что это? Конечно тысячу раз слышал, но не могу понять порядка его взаимодействия с бухгалтерией и экономистами.
                                    У нас все либо бухгалтера либо экономисты.

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      ИМХО если план счетов бэк-офиса совпадает с бухгалтерским планом счетов (а в банках это как правило так), то бухгалтерия и бэк-офис друг друга частично дублируют, отсюда и попытки их объеднить. ИМХО проблема решается только программным продуктом, в котором пользователь (бэк-офицер) не задумывается особо о проводках. Он только кнопки тыкает - забивает сделки, печатает договора, формирует поручения и т.д. А бухгалтер разрабатывает и по мере необходимости корректирует типовые проводки, которые программа формирует на основе введенных бэк-офисом данных. Некоторые ПО позволяют одновременно формировать проводки и по бухгалтерскому и по бэк-офисному плану счетов.
                                      И еще наблюдение из жизни - сделки с векселями и их учет занимают гораздо больше ресурсов нежели все остальное. В то же время именно векселя хуже всего поддаются автоматизации.

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        b]BSB[/b]
                                        Даваейте что-нибудь поменяем

                                        поверьте, не только Вам приходила в голову эта мысль!
                                        к сожалению, приходится считаться и с некоторыми моментами, на которые мы объективно влиять не можем

                                        с уважением

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          Ну на счет поменяем я конечно сам понимаю что сильно изменил своему нику, но всеже хочется заниматься живой работой, ведь жизнь не должна состоять из excel_я и бумажек в прямом выражении. (мечта идиота)

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            А нет ли у вас внутрибанковского положения об эмиссии ценнных бумаг?
                                            Очень нужно. мой е-майл murmanova@mail.ru
                                            Olin

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              Yurick ....Согласен с тобою, о мелкий клерк!!!!-)))))
                                              Програмный продукт определяющее значение имеет..У нас бэк состоит из трех человек, несколько площадок торговли.....Проводок до нескольких сотен в день, все получаем в конце дня на выходе, после завода сделок...быстро и удобно..)))))
                                              Друзей за деньги не купишь, а вот врагов можно выбрать поприличнее...

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                Пока регистрировалась все жедание пропало писать что-либо... попробую...

                                                С вами совершенно согласна - эти проводки просто мрак, от excelя просто тошнит уже, жизнь прохиодит мимо, клиентов не привлекаем - "едем на старых запаса", программу пишут второй год
                                                От начальника многое зависит, надеюсь, что у пессимистичного все получится.

                                                Успехов.
                                                P.S. Не подскажете ресурс какой-нить доходчивый и информативный насчет вашего рынка ценных бумаг, а то "сами мы не местные", а схему вашу понять охота, заранее благодарна.

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  RealBabaNina .....????...эээ....поясните поподробнее P.S. - ????
                                                  Друзей за деньги не купишь, а вот врагов можно выбрать поприличнее...

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    Это мне ответили.

                                                    Спасибо за доверие. Думаю у нас все получиться.
                                                    Какие рынки Вы имеете в виду. У нас один рынок, если вы из России.[/QUOTE]

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      Поэтому и спросила, что не местная я.
                                                      Я из Казахстана.
                                                      Прошу прощения, что может быть не в ту тему написала, но... как то к слову пришлось...

                                                      Заранее благодарна

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        Программу говорите пишут два года? 70% времени на проводки уходит?
                                                        Вот поэтому надо писать программы самому, либо работать в банке где все программы уже написаны. А если уж так кисло все - без шоколада в бэке делать нечего (эх, нет на меня начальницы бэк-оффиса)

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          Хорошее отношение к жизни!
                                                          Сразу видно Москва.
                                                          А если люди из Нарьян-Мара, где кроме Сбера есть только Рыбагрокред, в котором ты и работаешь?

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            Ну почему, банков валом у нас, только у нас, можно сказать, они и есть
                                                            мы тут финансовая столица
                                                            а программку точно самой писать придется, а на мой вопрос насчет краткого курса по вышему рынку никто там и не ответил

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X