23 октября, понедельник 14:45
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Автоматизация розничных банковских услуг

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Автоматизация розничных банковских услуг

    Хотел бы пообщаться на тему построения концепции софта для автоматизации розничных банковских услуг - физлица, коммуналка и т.д.
    На ваш взгляд, какие операции должен уметь делать данный софт?
    Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

  • #2
    __Я не спец - но советую посмотреть разработку ЦФТ - программный комплекс работы с розничными клиентами: Retail Banking System.
    __В основу положена концепция: "Каждый клиент - это клиент банка в целом, а не конкретного отделения или филиала".
    __Умеет делать: регулярные платежи, работа с пластиком, механизм скидок при расчетах с ТСП и т.д. ... ну и PC-banking конечно же!
    __Реализована на платформе UNIX-Oracle.

    Best regards

    Комментарий


    • #3
      Не совсем так. Концепция правильная, мы, собственно, тоже стараемся ее придерживаться. Но внешние условия не всегда позволяют - периодически возникают проблемы с той же связью. Причем двоякие: иногда ее просто нет , а иногда, по сути выполняемых операций, держать связь просто не имеет смысла (как и ставить машинку с Ораклом).
      Также и "клиент банка в целом" является клиентом разных подразделений...

      Кстати, а что есть PC-banking? Это вы про банк-клиент, грубо говоря? Так он ЦБ для физ.лиц не разрешен до сих пор - недавно их юристов запрашивал.

      ------------------
      /dendy

      Комментарий


      • #4
        2 dandy

        По моему мнению, самая правильная концепция, это когда все клиенту доступны для обслуживания, но разделяются операционисты (и естественно кассы) по отделениям. При этом возникает проблема связи и репликации данных.
        Тут возможны следующие решения - терминальная связь в постоянном онлайне и ведение распределенной БД.

        2 yava

        У ЦФТ очень хорошая система коммунальных платежей, стоящая сейчас в Новосибирске. А вот ретейловый модуль у них пока сыроватый.

        Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

        Комментарий


        • #5
          to dendy
          >Кстати, а что есть PC-banking?
          __Да это Internet-banking для физиков.
          __Главное не то что не разрешен, главное не запрещен

          to Accounter
          Я не профи - не знаю, а вто Вам рекомендую в "Персонал банка"!

          Best regards

          Комментарий


          • #6
            2 yava

            А зачем мне в персонал?
            Кстати, Как по-вашему, надо ли развивать РС-банкинг для услуг, оплата которых производится не карточкой, а прямыми переводами со счетов вкладчика? И вообще, нужно ли клиенту управление своим счетом?
            Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

            Комментарий


            • #7
              Пообщаться можно и даже с удовольствием. Но лучше бы сузить тему - софт под физ.лиц, мягко говоря, разнообразен; да и где его пользовать - тоже существенно (оперкасса, д.офис, головной...).


              ------------------
              /dendy

              Комментарий


              • #8
                2 Accounter

                концепция правильная. но - не реальная. ибо решение проблем со связью, а тем более - расстановка серверов часто нерентабельны на конкретных проектах. пример - приписная касса.

                2 yava

                запрещен. можно проверить у юристов ЦБ (я получал разъяснение). неофициально же было сказано, что придираться никому неохота, но в случае жалобы клиента на неправомерное распоряжение его счетом они будут на стороне клиента.

                2 Accounter

                хоть вопрос и не ко мне, дискуссию на тему "нужности" можно найти в "физ.лицах"...
                а кстати, почему мы вопрос автоматизации не пошли там, в "автоматизации" обсуждать? - прошу не считать самовольным модерированием

                Комментарий


                • #9
                  2 dendy

                  Почему "нереальная"? Используя тонкого клиента можно вполне сносно работать с единой базой вклдадчиков на разных площадках, используя даже комутируемые линии.

                  Насчет переноса в "Автоматизацию"...
                  Я дуаю, что можно составить краткий обзор топиков и перенести ее туда, оставив здесь вопрос о идеологический вопрос о услугах, предлагаемых физикам.

                  BLOCKQUOTE>font size="1" face="Verdana, Arial">цитата:/font>HR>прошу не считать самовольным модерированием [/quote]
                  не буду

                  Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

                  Комментарий


                  • #10
                    to dendy
                    __А можно на разъяснение посмотреть?

                    to Accounter
                    >И вообще, нужно ли клиенту управление своим счетом?
                    __Нужно, нужно ... 1000 раз НУЖНО! Но рассматривать этот сервис необходимо (как я считаю), не как механизм оплаты, а как шлюз к комплексному сервису, в том числе к более прогрессивным методам платежей, таких как ... электронная наличность.
                    __Если Вас интересует эта тематика (электронные деньги и т.д.) советую почитать новый номер журнала Инфо-бизнес (сам только что купил - нашел много интересных статей).

                    Best regards

                    Комментарий


                    • #11
                      2 Accounter

                      нереальность проста: чтобы занять на весь день коммутируемую линию, она должна быть . и не для всех проектов это _действительно_ нужно. вообще, я не большой сторонник экономии на "мелочах", но в данном вопросе пошел на компромисс - и не жалею, мобильность проектов возросла.

                      по переносу: согласен. в понедельник ничего не говорю; надеюсь завтра прикинуть список топиков...

                      2 yava

                      насколько сильно хочется? дело в том, что ответ на бумаге и набивать лениво. логика проста: а. Вы (т.е. КБ) подчиняетесь нам; б. мы выпустили 17-П, где определили, что участник эл.док.оборота - юр.лицо откуда (а+б) следует в. КБ не имеет права работать по банк-клиенту с ф.л.
                      если очень хочется - набью, конечно....


                      ------------------
                      /dendy

                      Комментарий


                      • #12
                        2 Accounter

                        значит, о разделениях в ритейле.

                        во-первых, предлагаю услуги поделить на 1. "с открытием счета" и 2. "без открытия счета".
                        сразу поясню, что набор стандартных трюков (типа валютно-обменная операция через открытие-закрытие счета для минимизации налога я буду относить ко второму типу; хотя бы потому, что засорять баланс такими счетами - просто бессмысленно).

                        К услугам "без открытия счета" можно отнести:
                        - валютно-обменные операции (включая работу с чеками, "чужим" пластиком в части ПВН и АТМ, т.е. по 27-й инструкции);
                        - прием денег в пользу организаций (включая "продажу" предоплаченных продуктов типа скретч-карт, которая обычно оформляется как прием авансовых платежей за услуги);
                        - депозитарные услуги (в смысле хранения чего-то в ячейках хранилища банка);
                        - реализация золота (драг.мет.), камней, монет;
                        - работа с векселями.

                        К услугам "по счету" относятся:
                        - все варианты депозитов;
                        - кредиты (кредитные линии, овердрафты...);
                        - стандартное РКО (б.н. платежи, взнос, снятие ...);
                        - б.н. покупка-продажа-конвертация валюты;
                        - брокерские услуги (ценные бумаги, фонд.рынки), а также предоставление прямого доступа к торгам;
                        - "пластик" во всей его полноте с учетом партнерских программ (страховка, тел.карта, дисконт...);
                        - конечно, бОльшая часть услуг "без открытия счета" здесь также доступна в "безнальном" варианте

                        да вот, пожалуй, и все, по большому-то счету....

                        Можно выделить "доп.сервисы" (всяческие и-банкинги и прочие м-, т-...), но это есть лишь способ доступа к услугам, а не сами услуги.

                        Кто-то что-то добавит? Дальше нужно детализировать каждую составляющую...


                        ------------------
                        /dendy

                        Комментарий


                        • #13
                          IMHO более правильно было бы назвать Ваше деление операций на "кассовые" и "некассовые", так как если у клиента нет своего счета, то он прийти может только в кассу (рассматриваем депозитарий как частный случай кассы).
                          Из всех перечисленных операций для меня очевидно, что для них всех нужен нехилый кассовый модуль. А вот таких модулей я пока не много видел.

                          Dendy, я данную тему в "Автоматизацию" переношу!

                          Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

                          Комментарий


                          • #14
                            2 Accounter

                            перенеслись. кстати, "Ваше" да еще и с большой буквы - это уж чересчур

                            что касается названия разделения, да, можно и так назвать, может быть, вы даже более точны, если учитывать упомянутые мной обходные маневры.

                            позволю себе повторить вопрос: забыл ли я какой-то тип операций? лучше все назвать сейчас, до того, как пойдем в детализацию...

                            хороший, настраиваемый, кассовый модуль необходим, банк все-таки так же, как и связь его с другими подсистемами.

                            ---

                            теперь - опять мое общее представление о том, как это может работать.

                            по большому счету выделяются филиалы, отделения и кассы банка (ОП частный случай кассы, только операций меньше и делать дешевле).

                            каждый филиал имеет свой собственный сервер. каким образом происходит синхра на сервере головного - это зависит от степени контролируемости филиала головным. в общем случае, на сервере головного сводятся все данные; связь должна быть постоянная по многим причинам. впрочем, это не к вопросу о розничных услугах...

                            в рамках одной "пирамиды" (т.е., например, филиал и все его подразделения) строить распределенку возможно, но я не сторонник этого подхода; любое подразделение либо имеет коннект к центральной БД, либо работает без постоянной связи и с некоторой периодичностью (раз в час... день) предоставляет данные в пакетном режиме.
                            последний вариант не вызывает восторга, но для банка размером и размахом меньше Инкома является необходимым.

                            идем дальше? или мои упражнения в изящной словесности навевают сон?



                            ------------------
                            /dendy

                            Комментарий


                            • #15
                              Софт для обработки платежей физических лиц без открытия счета должен состоять из трех частей. 1 Кассовые узля для приема денег. 2. Бухгалтерия для приема нала от касс и оформления платежек получатлям.3. Координатор , который ведет справочники получателей. Вся ситема связана многими способами. Во первых кассы могут через сокеты сразу добавлять данные в центральную базу, затем свзь через сетевые каталоги и на всякий авральный способ через дискеты.
                              Работаю в среднем банке. У нас они со всем ознакомились и решили дать мне это сделать.

                              Комментарий


                              • #16
                                2 dendy

                                Давайте рассмотрим полноту списка операций
                                По кассовым операциям можно добавить всякие памятные монеты и прочие ОВВЗ, ОГСЗ.
                                По операциям со счетами ничего не придумал, что можно было бы добавить.

                                Теперь взаимодействие. Это большая проблема.
                                Я считаю, что всякие распределенные бызы и прочее - это для большинства регионов, учитывая качество связи, пустой звук.
                                Остается либо трехзвенка на тонком клиенте и тогда все вроде работает, либо ставить на каждую точку свой сервер фронт-офиса и пусть она работает со своими клиентами. В конце дня все сливается по офф-лайну (или конным курьером ) в бэк-офис для обработки бухгалтерами.

                                Если же мы хотим давать возможность обслужиться любому клиенту в любой точке (а мы хотим это сделать), то можно либо всю технологию построить на сберкнижке как в сбере, либо от точке к точке пускать запрос на "авторизацию" операции со счетом, принадлежащим вызываемой точке.

                                BLOCKQUOTE>font size="1" face="Verdana, Arial">цитата:/font>HR>идем дальше? или мои упражнения в изящной словесности навевают сон? [/quote]
                                Очень интересно излагаете. Конечно идем дальше!

                                2 Milon

                                Кассовый узел, говорите... Интересно Ваше мнение о ведении учета в кладовой банка со всеми вытекающими типа учета инкассаторских сумок и пр.
                                Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

                                Комментарий


                                • #17
                                  2 Accounter

                                  немного разделю вопросы - а то они вперемешку пошли . есть "что делать" и есть "как" .

                                  по поводу "что" сегодня, наверное отвечать не буду (монеты я учел вместе с золотом и прочей ерундой). а по-человечьи перечислить даже обменные операции, это время надо... а работы на сегодня еще полно...

                                  о "как". трехзвенка-то зачем? sql-запрос и так тонкий, просто софт надо проектировать не под локальную сетку (или с опцией, что удаленка), т.е. без монстроидальных броузеров. у меня при необходимости 5 человек в онлайне на негарантированных 19200 вполне работает... конечно, если очередь ломится, - не пройдет, а в нормальном режиме это работает.
                                  точка-точка... можно, но уследить за такой сеткой не просто - это у меня опыт автоматизации торгового дома с шестью точками присутствия по Москве. слабое место автоматизации - человек . если _очень_ хочется, нужно либо прямую связь, либо по сберкнижкам.



                                  ------------------
                                  /dendy

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    Мое техническое задание не включает кладовой. В конце дня одна из касс собирает все данные, печает и отпрвляетв виде файлов все что нужно для ввода в опердень и оформления нала. Если понадобится кладовая буду делать на штрихкоде. Т.е. печать этикеток на сумки и пачки денег. Тогда при всех операциях данные считываются и регистрируются ручным сканером штрихкода.

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      2 dendy

                                      С "что" вроде все выяснили. Давайте "как".
                                      У Вас 5 чел в онлайне по 19200 по запросам работают? Интересно, как? Например, сотрудник хочет получить список всех Ивановых - идет ответ на запрос а там 300 человек. Или расчет процентов по истории за год.
                                      Хотя можно оптимизировать запрсы клиентского места, например, запретить ему групповые операции и делать последние в бэк-офисе.

                                      Вот тут мы подошли к интересной теме - где провести границу между бэк- и фронт- офисом? Как Вы считаете, давать или нет фронту возможности расчета процентов по "своим" клиентам? Или разрешать все, а бэк оставить только для взаимодействия с балансом?

                                      2 Milon

                                      И что даст штрихкод? Учет товаров и денег - немного разные вещи.
                                      Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        В кладовой деньги в пачках и мешочках, а сами пачки и мешочки в сумках. Чем еще вы можите их отслеживать? А без этого низя. Сумку взяли и вынесли из кладовой, значит система начинает следить , чтоб все в срок назад вернулось. Уже в дверном проходе ситема может зарегистрировать скоко пачек и сумок принесли и потом проконтролировать , что все пачки заведены.

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          2 Milon

                                          А вот это зря. Инкассаторская сумка - не книжка которую надо отследить на выходе из магазина.
                                          Да и зачем мне пачки отслеживать? Это вообще не нужно - в сумку положил - клиенту выдал - и прости-прощай. Пачкой она является, по ка ене пересчитали. Отслеживать можно только сумку. А теперь скажите - проще кассиру вбить один раз за операцию номер сумки или банку раскошеливаться на всякие ридеры.
                                          Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            2 All
                                            автоматизация кладовой... она это... тоже делится на кассу пересчета, собственно кладовую... да и взаимоотношения кассиров внутри кассы - тоже прелюбопытная тематика... и почему здесь субтреды нельзя создать?

                                            2 Accounter
                                            "что" - продолжение следует, извините, не всегда успеваю выполнять обещания в срок.

                                            "как" - а, пардон, какая разница, с какого места запрошен расчет процентов за пресловутый год? Сам запрос = запуск процедуры на сервере; собственно время работы сервера вообще не зависит от раб.места... Вопрос всегда стоит только о передаче результатов запроса, если их много - процесс будет идти долго.
                                            для решения последней задачи есть 2 подхода: "ограничитель" и "сам дурак". первый - есть запрет на ввод определенных (типов) запросов. второй - что заказал, то и получай. вообще, я стараюсь придерживаться второго подхода (увы, не всегда ) : дать человеку в интерфейсе возможность максимально конкретизировать свой запрос (это всегда возможно). тогда поленившись набрать фамилию, например, полностью и получив в ответ половину БД всего за три-четыре часа человек приходит в сознание и все затруднения кончаются


                                            ------------------
                                            /dendy

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              2 dandy

                                              Вот тут и кроется загвоздка - подойдет ли SQL для решения данной проблемы? Тут система "сам дурак" не годится - толпа пенсионеров могут вашего кассира просто порвать, пока он получает ответ на свой запрос.
                                              Есть довольно много операций, которым необходим большой объем данных из БД. Так, все групповые операции должны выполняться на сервере. Тогда мы приходим к терминальному режиму. Или проектировать систему, чтобы простые операции выполнялись на рабочем месте, а требующие больших объемов данных - на серевере?

                                              ЗЫ Кладовка - это ваще отдельная песня. С ней тоже можно долго бороться.
                                              Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                Здравствуйте.. интересная тема... а главное наболевшая... мы как раз сейчас переходим с оффлайна из отделений на онлайн... техническойе решение,- скорее всего в ЦО будет стоять Terminal Server.. гонятся будут экранные изменения... т.о. трафик от запросов не зависит... до этого физики со вкладами могли работать только в том отделении, в котором открывали счет.. теперь будем все сливать... да... в доп. офисах обслуживаются не только физики, но и юрики.. по поводу инкассации,- сам писал: номера сумок привязываются к юрикам, операционист кассы вводит сумку, сумму... печатает всякую отчетность.. касса пересчета пересчитывает, и вводит излишки, недостачи... после чего формируются необходимые проводки в опердень, как и по приему сумок, так и по пересчету, по запросу пользователя (обычно раз в месяц), автоматом берется плата за пересчет... и усе... и зачем штрих коды?... быстрее набрать номер сумки (максимум 5 знаков)...

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  Коллеги
                                                  Задача автоматизации кладовой у меня пока не стоит. Особенно в тему не углублялся. Говорю навскидку. Штрихкоды у нас уже есть на входе и на расчетных карточках для автомобилистов. Про сумку сказал потому что в соседнем банке был обычай в пятницу они сумки складывали в угол , а в хранилище все попадало в понедельник. Потом один находчивый инкассатор в пятницу взял сумки с долларами и марками и смылся. Но в целом все конечно зависит от суммы которая проходит через кладовую и процедуры ее работы. Может руководство захочет видеть оперативно как нал движется, что бы VIP клиентам все делать с точностью до минуты.

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    Опять пробую ответить... что-то не проходит...
                                                    ----
                                                    2 Accounter

                                                    как в анекдоте "ну работаю же" , так и с sql.

                                                    либо я чего-то в жизни не понимаю, либо одно из двух.

                                                    какие операции "требуют много данных" на клиенте? клиент, безусловно,
                                                    тонкий.... хотя, я не прав. собрался аргументировать, исходя из тех
                                                    технологий, которые у себя я же и определяю .

                                                    видите ли, справедливость вашего замечания таки зависит от двух вещей: 1.
                                                    какие операции мы разрешили подразделению (т.е. какого рожна ждут ваши
                                                    пенсионеры) и 2. как мы поставили технологию исполнения данных операций
                                                    (некоторые не укладываются в общие рамки, например, когда мы обслуживали
                                                    пяток ГНИ пришлось под них разрабатывать отдельный документооборот, в рамках
                                                    стандартного пришлось бы привлекать слишком много людей...).
                                                    есть и 3. каковы принципы программирования в данном коллективе
                                                    разработчиков... (что тоже немаловажно - от изначально выбранной стратегии
                                                    зависят практически все остальные решения).

                                                    вот нагородил - и это к простенькому и безобидному замечанию



                                                    ------------------
                                                    /dendy

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      Ага, вроде бы прошло... Тогда вторая часть
                                                      ----
                                                      начну со своих принципов разработки (они не оригинальны, но обозначить их
                                                      нужно, чтобы была "почва"; подробности и внутреннюю документацию опускаю).
                                                      база - тонкий клиент. не хост-терминал (лишняя загрузка сервера, а уж про
                                                      иксы и говорить нечего). бизнес-логика реализуется на сервере; там же - все
                                                      права и основные настройки. задача клиента - правильно отобразить и верно
                                                      вызвать процедуру БД. ну и красивости всякие - фильтры и прочая ахинея.
                                                      абсолюта, конечно, не достигаем - но если из клиента убирать всю
                                                      бизнес-логику подчистую, то там ее остается 5-10%.
                                                      отсюда все остальное ясно должно быть... если мое косноязычие вызывает
                                                      вопросы - задавайте.
                                                      трехзвенку я использую очень редко; это экзотика при построениях типа
                                                      и-банкинга. что касается пересылки экранов - тулзы типа цитрикса я
                                                      периодически проверяю уже лет ... около 8 ... и никакого выигрыша кроме
                                                      лишней машины и геморроя они мне ни разу не дали. впрочем, продолжаю на них
                                                      надеяться .

                                                      ох. наверное, настало время вернуться к выполняемым операциям. и
                                                      одновременно - к своим непосредственным обязанностям - посему временно
                                                      прощаюсь


                                                      ------------------
                                                      /dendy

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        Безакцепное списание со счета может быть применено только при наличии этого самого счета . А большинство наших сограждан счетов в банках не имеют, но коммунальные платежи платят.
                                                        С формированием реестров действительно проблем нет... До тех пор пока мы не имеем дела с получателями, желающими получать какую-то информацию о принятом платеже в on-line, а не только по концу опердня.

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          2 SGP
                                                          угу, я и писал "типа и-банкинга". с билайном я примерно так и работаю.

                                                          в пользе "шлюзовых" серверов меня убеждать не надо , я и так согласный. но тогда уж (если формально считать) это не трехзвенка - тут тебе и прокси и еще черт-те что и с боку бантик...

                                                          зачем трехзвенка операционисту, обслуживающему физ.лиц? вот в чем квешн...

                                                          2 Accounter

                                                          операционист и "нехилый отчет" как-то в моей голове не вяжется . выписку за любой год клиенту я, например, дам в он-лайн, но делаться она будет тем дольше, чем период давнее (хм.не по-русски как-то сказал). потому как оптимизирована соответствующим образом.
                                                          отвал связи

                                                          сорри, позже...

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            2 dendy

                                                            Навскидку "нехилым отчетом" у операциониста может быть
                                                            1. Кассовый журанал;
                                                            2. Отчет о работе отдления (дневник операций);
                                                            3. Результат пакетной проводки зачислений (зарпалтный проект);
                                                            ...

                                                            Продолжить?

                                                            2 SGP

                                                            А как тогда оповестить клиента о размере задолженности (кроме как из мегафона под окном? )

                                                            А при он-лайне с получателем так это обычный клиент-банк, если я все правильно понял.
                                                            Добро всегда побеждает зло. Потому что кто победил - тот и добро.

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X