18 августа, пятница 11:47
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Антизвездная терапия

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Антизвездная терапия

    Ведомости
    09 октября 2003

    Елена Горелова
    Владимир Моторин


    Гендиректор баскетбольного клуба ЦСКА Сергей Кущенко умеет излечивать подчиненных от звездной болезни. Когда их бывший форвард Дариус Сонгайла дал интервью газете, нарушив контрактные соглашения с клубом, его лишили половины месячной зарплаты и отстранили от игр. Хотя в это время проходил важный матч Евролиги, так поступили из-за принципа, говорит Кущенко. По его словам, после этого игрок проникся командным духом.
    Симптомы звездной болезни проявляются одинаково у топ-менеджеров и специалистов рангом пониже: человек нарушает корпоративные устои, требует к себе особого отношения. Он хочет, чтобы ему воздавали за его способности и прежние заслуги, а не за каждодневные результаты, говорит партнер компании ZestLeadership Павел Кирюханцев. "Звезда" считает, что достоин особого режима работы, более высокой зарплаты и больших степеней свободы, чем коллеги. Если вовремя не провести антизвездную терапию, такой человек может разбить команду, убежден Андрей Серов, психолог компании "Медиа-персонал".

    Некоторые люди предрасположены к звездности. Их можно распознать по завышенной самооценке, неумению соблюдать дистанцию в деловых отношениях, обидчивости. Излишне либеральный босс провоцирует развитие у них звездной болезни. "Причем такого подчиненного портят не похвалы, а сокращение дистанции между ним и руководством, близость к власти и акционерам", - говорит Кирюханцев.

    Директору и владельцу "Глории Джинс" Владимиру Мельникову не удалось справиться со звездными амбициями собственной 26-летней дочери, которая руководила в его компании производством и закупками. Отец нашел ей замену - управленца из Италии - и предложил дочери поехать учиться в США. Она оскорбилась и ушла из компании, а от учебы отказалась, рассказал Мельников. Однако он считает, что направление на учебу или в региональное подразделение может быть хорошей антизвездной терапией.

    Синдром незаменимости тоже проявление звездной болезни. Если на одного сотрудника замыкается общение с ключевыми клиентами или если только он владеет какой-то технологией, риск развития этого синдрома возрастает, предупреждает гендиректор консалтинг-центра "Шаг" Евгений Емельянов. Он рассказал о том, как в российской компании, торгующей мебелью, незаменимым возомнил себя финансовый директор. Он разработал информационную систему, по которой велись все торговые операции. Только он знал, как она работает. Кроме того, он занимался всеми кредитными делами и крупными клиентами. Осознав свою власть, финансовый директор начал давить на руководителя компании, диктовать условия. "Его долго терпели, но в конце концов выгнали с позором, - говорит Емельянов. - Обороты упали только на первое время, а клиенты остались в компании".

    Другая крайняя мера - игнорировать звездные выходки подчиненного. "Поскольку звездная болезнь всегда работа на публику, лишившись зрителей, такой человек становится более адекватным", - объясняет Андрей Серов.

    Но простые решения вроде увольнения или игнорирования не всегда эффективны. "Звезда" может быть редким и действительно ценным специалистом. Сейчас гораздо больше руководителей, нежели два-три года назад, вынуждены терпеть звездные замашки подчиненных, убежден Кирюханцев. Ситуация на рынке труда весьма тому способствует - завышенные зарплаты в некоторых отраслях, отсутствие кадрового резерва во многих российских компаниях, дефицит специалистов.

    Звездная болезнь обычно поражает людей моложе 30, и руководитель может победить ее, показав подчиненному, насколько тот еще неопытен на самом деле. Михаил Альперович, директор и владелец донецкой консалтинговой компании "Интрон", советует поставить перед подчиненным трудновыполнимую задачу. "Например, в отделе с заведомо высокой текучестью кадров добиться того, чтобы в течение года никто не уволился", - предлагает он. Владимир Мельников считает, что надо тем или иным способом "показать подчиненному его ничтожество". Однако психологи предлагают действовать более мягко, а жесткие меры применять только в стрессовых ситуациях: например, во время аврала, выполнения крупного заказа, когда руководителю некогда разбираться в причинах.

    Предупредить эту болезнь легче, чем вылечить. Открытость руководителя к мнению сотрудников, проведение тестов на их предрасположенность к звездной болезни, своевременная помощь в карьере, оказываемая наиболее успешным, хороший контакт с неформальным лидером - отличная профилактика, говорит Марина Вишнякова, директор по персоналу компании "Уникум". По ее словам, в компаниях, где у каждого ключевого сотрудника есть дублер или заместитель и технологии работы "звезд" хотя бы частично формализованы, звездная болезнь не прогрессирует.

    Михаилу Альперовичу однажды пришлось уволить сотрудницу-звезду, и он считает это своей ошибкой. По его словам, он назначил ее руководителем отдела бухгалтерского обслуживания и взвалил на нее ответственность, к которой она не была готова. Звездная болезнь развилась у нее как защитная реакция. В следующий раз, когда Альперович решился повысить сотрудницу, он сначала назначил ее и. о. руководителя клиентской службы. В течение полугода он каждую неделю проводил встречи с отделом, а для новой начальницы установил промежуточные "точки контроля". Таким образом, повышение статуса прошло более гладко и звездная болезнь в новой начальнице не развилась.

    Но иногда на "звездах" держится бизнес компании, и тогда звездность культивируется. Главный редактор ИД "Афиша" Илья Осколков-Ценципер говорит, что звездная болезнь у журналистов - это желание реже ходить на работу, чаще ездить в интересные командировки и при этом получать больше денег. "Это нормальное желание, с которым бесполезно бороться, - поясняет он. - Каждую рубрику журнала ведет "звезда", и для нас это эффективная стратегия управления".

    Правда, и в этом случае "звезды" играют по правилам. Принимая сотрудника на работу, главный редактор оговаривает с ним правила поведения. "Я, например, говорю авторам, что могу позвонить им в любой момент, даже в четыре утра, и они обязаны явиться и помочь подготовить журнал", - уточняет Осколков-Ценципер. Сотрудники относятся к этому с пониманием. А вот за несоблюдение штатного расписания никто из них не был выгнан из журнала.

    Как достать "звезду".

    Психологи утверждают, что, прежде чем начинать антизвездную терапию, стоит докопаться до причин неадекватного поведения подчиненного. Но существуют экстренные приемы и правила, которые могут помочь любому руководителю.

    Иногда срабатывает прием доведения ситуации до абсурда. Надо начать восхищаться "звездой" слишком часто и явно, причем подключить к этому других сотрудников. Адекватный человек после этого перестраивается.

    Натравить на "звезду" коллег. Например, из-за его опоздания на совещание наказать всех, объявив, что следующее совещание начнется на час раньше (вместо 9. 30 в 8. 30). Если он снова опоздает, следующую встречу назначить на 7. 30.

    "Можно посадить рядом со "звездой" человека с похожим синдромом и посмотреть, кто кого съест", - советует Андрей Серов. Скорее всего, увидев в нем собственное отражение, "звезда" изменит стиль поведения.

    Прямолинейная критика и жесткие меры вроде штрафов могут погубить дело. Это приемлемо только в стрессовой ситуации (аврал, выполнение крупного заказа).

    Звездные амбиции сотрудника можно направить на пользу компании. Поскольку он стремится быть на виду, можно поручить ему курировать вопросы пиара, выступать на пресс-конференциях, общаться с журналистами.

    Звездная болезнь развивается у сотрудников, если потакать их чувству исключительности и незаменимости. Если его функции описать и формализовать технологию его работы, он излечится от синдрома незаменимости.

    И наконец, перевоспитание или увольнение "звезды" не решает проблемы: по закону о социальных ролях его место займет кто-то другой.
    Nikkiпятись!!!

  • #2
    перевоспитание или увольнение "звезды" не решает проблемы: по закону о социальных ролях его место займет кто-то другой

    вот это сущая правда

    и еще правда то, что где бы ты ни находился (сколько бы не менял работы и компании приятелей) - твоя социальная роль всегда с тобой.

    так что Умник ты, Незнайка, Синеглазка, Пончик или Звезда - измениться очень сложно. да и надо ли?

    Комментарий


    • #3
      Очень хорошая статья. Правда, мне кажется, что подобный синдром встречается в реальной жизни все же нечасто. И выражается в более мягкой форме - "головокружение от успехов". Что длится ровно до того момента, когда дела начинают идти не так хорошо. Если же человек всегда так себя ведет, то причина этого кроется в глубоком детстве. (Ребенка постоянно били, подавляли, а он старался в отместку учиться лучше). Обычно этим страдают "краснодипломники". Причем, не важно какого вуза. Однако жизнь учит и таких умников - ведь порой важнее знать, сколько батон стоит, чем в квантовой механике прекрасно разбираться и считать себя богом. Здоровая же амбициозность карьере не вредит. Но - все хорошо в меру.

      2 Nikki
      Молодец, госпожа модератор Очень хорошую тему подкинули

      Комментарий


      • #4
        Пару раз замечала за собой признаки такого синдрома, как следствие, расслаблялась, допускала ошибку, получала "по шапке" от руководства и спокойно избавлялась от синдрома
        "Самое глупое желание на свете - это желание нравиться всем!" (c)

        Комментарий


        • #5
          Если его функции описать и формализовать технологию его работы, он излечится от синдрома незаменимости.

          Ну, как обычно, советы давать куда легче, чем им следовать
          Далеко не всякая деятельность поддается формализации. Да и в той, области, где порядок работы жестко регламентирован, действуя по формально установленным правилам игры ты скорее, всего получишь результат за более долгий промежуток времени, что негативно сказывается на результатах …

          Комментарий


          • #6
            Глупая и никчемная статья!
            Проблематика рассмотрена однобоко. Отсутствуют описание способа отличия зазнавшегося сотрудника от яркой и талантливой личности. В качестве варианта разрешения конфликта предлагаются способы "убийства" личности в человеке.
            Глупая и никчемная статья!
            С уважением, Aha

            Комментарий


            • #7
              Aha
              Статья-то может и глупая, только для банков этот вопрос довольно актуален. Так как специфика работы предполагает специфику межличностных отношений.

              Комментарий


              • #8
                Думается, здесь главный вопрос в том, какой работой занят заболевший "звездной болезнью". Если работа монотонная и нетворческая - надо "лечить". А если, наоборот, творческая - то эту "звездность" еще и поддерживать надо. И, тут уж никуда не денешься, терпеть от звезд. Только не надо разговоров о том, что в каждой работе можно найти творческий элемент.
                The first thing we do, let's kill all the lawyers.

                Комментарий


                • #9
                  hound
                  Абсолютно согласен с Вами и с тем, что есть разделы работы, на которых "звезды" работать не смогут. Особенно много этих разделов в консервативном банковском бизнесе.

                  Комментарий


                  • #10
                    Мне кажется, не от участка работы это зависит, а от человека. Я по долгу предыдущей службы много общался с известными людьми от бизнеса, крупными чиновниками, имена которых широко известны. Так вот они в подавляющем большинстве очень просты в общении, без всякого апломба и "звездности". Хотя - казалось бы - вот кому надо морду гнуть и гордиться собой, любимым. И, с другой стороны, видел секретарей-машинисток, рассуждающих, что у них прекрасное образование и вообще они немеренно круты. А перспективы - вообще лучше не бывает. При этом отношение к другим людям - откровенное хамское и снобское. Просто нужно четко определить грань. Действительно достойный человек, незаменимый профессионал, имеет в некотором смысле право на некоторые иллюзии по отношению к своей персоне. Все случаи действительно "звездности", которые мне приходилось наблюдать, при несоответствии реальному положению вещей были, пардон, самой обыкновенной шизофренией.

                    Комментарий


                    • #11
                      Насчет хамоватых секретарш - есть такое понятие "overqualified". Просто недостатки в работе HR.
                      The first thing we do, let's kill all the lawyers.

                      Комментарий


                      • #12
                        Steppenwolf
                        Я по долгу предыдущей службы много общался с известными людьми от бизнеса,

                        Steppenwolf
                        Предыдущая служба когда закончилась ??
                        Ne stegnes li ruku divu koji se zove Vasiona, ne poljubis li je strasno, neces cuti kako kuca njeno srce.

                        Комментарий


                        • #13
                          Их можно распознать по завышенной самооценке, неумению соблюдать дистанцию в деловых отношениях, обидчивости.

                          Самооценку, имхо, лучше завышать. Немножко, дабы повысить планку для самосовершенствования. Но "завышение" должно быть процессом контролируемым, можно дажить сказать "искусственным". "Завышать" нужно осознанно

                          Комментарий


                          • #14
                            2 hound
                            Есть хамоватые секретарши - это следствие воспитания, а есть именно со звездностью. Это, на мой взгляд, уже шизофрения.

                            2 Lightsir

                            Весной.

                            Комментарий


                            • #15
                              Steppenwolf
                              Весной....и наверно еще летом
                              я не прав ??
                              Ne stegnes li ruku divu koji se zove Vasiona, ne poljubis li je strasno, neces cuti kako kuca njeno srce.

                              Комментарий


                              • #16
                                Steppenwolf, звездные секретарши - никакая это не шизанутость. Просто не надо брать на такие должности с очень хорошим образованием. А то - заканчивает девочка истфак МГУ, и неплохо заканчивает, в школу не хочется - пробует устроиться в банк. В кадрах смотрят - ну, конечно, не банковская, но симпатичная, умненькая, языки знает. Предлагают секретаршей. Та соглашается. А потом и начинаются проблемы для всех.
                                The first thing we do, let's kill all the lawyers.

                                Комментарий


                                • #17
                                  ROMKA
                                  Скажите, а зачем Вам совершенствоваться, если Вы думаете, про себя, что Вы - самый-самый (это про завышенную самооценку)?

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    Уважаемый Hound!
                                    1000 раз Вас поддерживаю! Потому как точно так же считаю. Только Вы попытайтесь разубедить некоторых барышень (см. темы про молодых специалистов). Их бы (работодателей) воля - так они бы и после экономфака МГУ секретарш брали. Или из аспирантуры. И желательно, за бесплатно я имел других барышень в виду. Те, которые курсы секретарей закончили И считают, что два самых главных человека в компании - президент и ... она, конечно
                                    Ваш же пример нетипичный. Здесь, на мой взгляд, обсуждение немного другой проблемы.

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      Господа. Мне почему-то казалось, что это банковский форум. Так почему мусолить тему про секретарш?

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        steppenwolf, я имел других барышень в виду. Те, которые курсы секретарей закончили И считают, что два самых главных человека в компании - президент и ... она, конечно Таких не встречал. Век живи, век учись...
                                        Но вообще-то согласен, что хватит про секретарш.
                                        По поводу звездности. Звезды - это те, кого узнают на улице. Или, по крайней мере, знают по фамилии. Если не все, то очень многие. И если работаете с такими людьми - звездность надо поддерживать. Ведь их "торговля мордой" (извините за грубое выражение) идет на пользу всем, участвующим в процессе.
                                        То, о чем говорится здесь - это вообще не звездность. Чаще всего - дурость. Методов борьбы - не счесть.
                                        The first thing we do, let's kill all the lawyers.

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          Согласен. Я сразу сказал (см. выше), что надо провести черту, определить, про что вести беседу. Потому что "звездность" каждый понимает по своему. В банке такое явление встречается редко, мне кажется. Потому что 90% персонала гордиться нечем - не телезвезды, в самом деле! - а руководству некогда.

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            В банке "звездами" должно быть 1-2человека - высшее руководство. Их и нужно всячески пиарить. Их имидж - это имидж банка. Больше никаких звезд в банке нет и быть не может.
                                            The first thing we do, let's kill all the lawyers.

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              hound
                                              а классно было бы ПиАрить в банке имидж инкасатора Васи, например Или операционистки Леночки -типа пропиарить, а потом свалить на них все шишки за "просчеты партии и правительства", заплатить за "шишки" денюжки и получится, что все довольны
                                              Пессимист - это хорошо информированный оптимист.

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                Steppenwolf
                                                Звездность ИМХО, переоценка своих достижений и, как следствие, переоценка себя, находящая свое отражение в неадекватном поведении по отношению к другому персоналу и руководству (если оно имеется)
                                                А ваше мнение?
                                                Пессимист - это хорошо информированный оптимист.

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  Риск Неразврата, не забывайте про внутрикорпоративный PR. К нему это тоже относится.
                                                  The first thing we do, let's kill all the lawyers.

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    hound
                                                    Дык особенно внутрикорпоративный
                                                    Как говориться, кого лучше видят на того и ошибки свалят чем незаметнее начальство, тем легче ему не получать по шапке в разговорах сотрудников между собой.. и прекратятся разговоры типа "а вот наш нач отдела - рэдискЪ каких свет не видовал", а начнуться "а вот в нашем отделе все к*к*шки делает эта свинья Леночка" а леночка за хорошую надбавку к з.п. согласиться побыть свиньей немного
                                                    Пессимист - это хорошо информированный оптимист.

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      2 Риск Неразврата
                                                      Ваше определение звездности довольно точное. Признайтесь, у Ожегова сдули, из словаря?

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        Риск_Неразврата отражение в неадекватном поведении
                                                        а если человек деньги приносит - может и пусть?
                                                        Foxy а зачем Вам совершенствоваться, если Вы думаете, про себя, что Вы - самый-самый потому и самый самый, что совершенствуется
                                                        hound Больше никаких звезд в банке нет и быть не может
                                                        почему нет? если их пиар идет в их сфере деятельности

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          Риск Неразврата, я немножко о другом. Просто в практике были следующие вещи - руководство компании N ну очень просило провести некий профессиональный конкурс. Мы всячески отговаривали. Результат - победители конкурса страшно поругались со всеми остальными и в конце концов были вынуждены уволиться (отнюдь не самые плохие специалисты).
                                                          The first thing we do, let's kill all the lawyers.

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            Steppenwolf
                                                            честное слово только что сам выдумал
                                                            к сожалению не смогу предоставить в доказательство энцефалограмму
                                                            Пессимист - это хорошо информированный оптимист.

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X