Bankir.Ru
20 января, пятница 04:45

Объявление

Свернуть

Конференция «Банки и МСБ. Перезагрузка отношений»

Показать больше
Показать меньше

Учетная политика

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Учетная политика

    Коллеги, кто нибудь занимается написанием учетной политики, у меня бурные дебаты, с аудиторами и внутренним контролем по вопросу первичных учетных документов, они доказывают, что к ним относятся все бланки договоров (кредитные, залог, поручительство, РКО, вклад, купля-продажа векселей и всякое такое другое). Я им доказываю что это оправдательные документы, а бухгалтерские записи осуществляются у нас на основании "распоряжений бухгалтерии", такой у нас порядок и эти самые "Распоряжения бухгалтерии" и являются первичными учетными документами, а бланки всяких там договоров в Учетной политике "нафиг" не нужны, тем более, что они могут менятся от клиента к клиенту, взависимости от разных там обстоятельств.
    Разве я неправ?

  • #2
    1. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПО УЧЕТУ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
    2. При проведении документальной проверки плательщика основными вопросами являются:
    - определение по первичным бухгалтерским документам (карточки - справки, лицевые счета, книги по расчетам с работниками, расчетно - платежные ведомости, сводные (накопительные) ведомости, книги приказов и распоряжений, договора подряда и поручения, журналы - ордера, главная книга, кассовые и банковские документы по выплате заработной платы), в соответствии с действующим законодательством, нормативно - методическими документами, видов оплаты труда, на которые следует начислять страховые взносы;
    3.
    12. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
    13. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

    4.
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

    Статья 9. Первичные учетные документы
    Дайвер

    Комментарий


    • #3
      Кирилл, спасибо за законы, они все уже прочтены, но у Вас в учетной политике, утверждены все договора которые возникаю в деятельности банка, и Вы каждый раз вносите изменения в УП, если договор решили подправить, или клиент хочеть чуть-чуть другие условия?

      Комментарий


      • #4
        Есть такое специальное издание "Учетная политика в коммерческом банке". Издательская группа "БДЦ-пресс", Москва, 2000 г. на 428 страниц, где практически приведен экземпляр Учетной политики. Там в формах первичных документах отсутствуют какие-либо договора.

        Комментарий


        • #5
          Лежит этот БДЦ-Пресс, там нет договоров, но зато куча всяких документов утвержденных Госкомстатом и прочими, закоим они там нужны, ведь требуются те, которые никем неутверждены и разработаны самими. И объем сего документа меня не только смущает, но и слегка ужасает, с одной стороны все красиво и по полной программе изложено, но надо ли это делать, ведь главное достоинство нормативного документа - его краткость и ясность. Совершенно очевидно, что пользоваться длинным документом неудобно √ его утомительно читать, в нем трудно ориентироваться, в нем легко пропустить что-нибудь
          важное, а цель учетной политики, утвердить один способ ведения бух.учета из нескольких возможных по законодательству, а не цитировать его. Хотя книга мне очень понравилась, в ней логично и на мой взгляд правильно описаны многие вопросы, которые не освещены в другой литературе и из законов их замаешся извлекать, на как образец учетной политики - ни за что!

          Комментарий


          • #6
            У нас есть контрольные экземпляры договоров, которыми мы пользуемся.
            Однако сами договора к учетной политике не относятся - не учетный это элемент. Соответственно и к учетной политике не привязываем.
            Дайвер

            Комментарий


            • #7
              to Пух
              у нас такая же система..по распоряжениям для бухгалтерии.
              но также необходимо учесть, на основании чего!!!, сделано поручение или распоряжение, поэтому мы прилагаем также копии этих первичных док-в!

              Комментарий


              • #8
                Shy, Вы прилагаете копии документов к распоряжениям?

                Комментарий


                • #9
                  Уважаемый Пух, я сам занимался написанием учетной политики и считаю, что никакие общие формы договоров и других первичных документов, не обязательны к применению, за исключением особых, оговоренных законодательством случаев. В частности в процитированном выше Законе о бухучете написано, что обязательны к применению только те формы, которые утверждены Госкомстатом, как унифицированные, но в таком случае их описывать в учетной политике, по-моему, не имеет никакого смысла, достаточно сослаться на соответствующую Инструкцию Госкомстата. Что касается разрабатываемых самим банком форм ПД, то они, как совершенно справедливо было отмечено выше, должны лишь содержать необходимые реквизиты, предусмотренные законом о БУ. В принципе, распоряжения, обычно, эти реквизиты содержат и их можно описать в УП. Само собой, прикладывать к ним еще и договоры, на основании которых, они составлены, лично я считаю излишним, договоры должны храниться в тех отделах, которые эти распоряжения давали.
                  ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

                  Комментарий


                  • #10
                    Господа методологи! Поделитесь опытом разработки учетной политики банка! Так как нет центробанковского стандарта, никто не может толком объяснить, что от нас нужно:
                    1) Положение на 5-ти листах, включающее только описание альтернативных методов учета;
                    или
                    2) Полный комплект процедур и регламентов по всем операциям;
                    или
                    3) что-нибудь еще?
                    И еще: как должен выглядеть "Рабочий план счетов"?
                    Может, есть какая-нибудь литература?
                    Заранее спасибо!

                    Комментарий


                    • #11
                      G'day MARina!
                      Попробуй взять книжицу Л.Р. Смирнова "Банковский Учет"
                      там 55 страниц по учетной политике. "Вытащи" что тебе нужно - и порядок!
                      Держи ноги в тепле!

                      Комментарий


                      • #12
                        Многое зависит от самого банка, виды операций, количество персонала, свободное время на писание УП (если описать всё что делается то нужно постоянно подстраиваться по законодательство т.к. оно быстро меняется, если банк развивается то все техно-бумаго логии быстро ломаются и строятся новые). В прошлом году взял аналог Смирновой получился толмут который редко кто и прочитал, а в течение года пришлось не один раз переписать многие операции, тем более что там есть то, что не соответствует правилам принципиально.
                        В этом году поднял все "законы" где есть ссылки на то что должно быть в УП и это указал, получилось 7 стр. + рабочий план счетов:

                        -----------------------------------------------------------
                        ╕Номер счета ╕Наименование разделов и счетов баланса╕Приз-╕
                        ╕ 1 (2) ╕ ╕нак ╕
                        ╕ порядка ╕ ╕счета╕
                        ╕ ╕ ╕А, П ╕
                        +------------+--------------------------------------+-----+
                        ╕ 1 ╕ 2 ╕ 3 ╕ 4 ╕
                        +-----+------+--------------------------------------+-----+
                        + образцы документов которые нигде не утверждены.
                        + график документооборота
                        Постарался сделать так чтоб основной документ не менять несколько лет.

                        Комментарий


                        • #13
                          Спасибо, Гарик! Смирнову читала, это не совсем то, что мне нужно... Вот если бы примерное Положение!
                          P.S. А голову где держать? Чтобы думала?

                          ------------------
                          Искренне Ваша

                          Комментарий


                          • #14
                            Существует ежегодное методическое пособие "Учетная политика в коммерческом банке". Там и политика, и рабочий план счетов, и формы документов, и всевозможные положения по бухгалтерскому учету. Очень облегчает творческую работу по составлению Учетной политики. Печатает этот бестселлер Издательская группа "БДЦ-пресс".Тел. (095)229-2164, 229-2877. Издание, по-моему, даже подписное. Там, конечно, не все можно принимать за чистую монету, верить никому нельзя. Но нам нравится.

                            Комментарий


                            • #15
                              Большая просьба к москвичам. Может, у кого-нибудь есть e-mail "БДЦ-пресс"? Что-то я никак не дозвонюсь.

                              ------------------
                              Искренне Ваша

                              Комментарий


                              • #16
                                Приложением к журналу "Бухгалтерский учёт в кредитных организациях" в конце декабря 2000 г. вышло методическое пособие "Учётная политика банка в 2001 году"(Методики учета банковских операций) Смирновой Л.Р., объем 200стр. формата А4, входит в Объединенный комплект журнала (подписной индекс 38298) и издается с изменениями 2 раза в год + План счетов (300 стр.). С редакцией можно связаться по тел. в Москве 158-61-47,158-61-96. E-mail: alt.buko.iname.com. В прошлом году была электронная версия - в этом её пока нет.
                                Надеюсь информация будет полезна. Удачи в работе.

                                Комментарий


                                • #17
                                  Кое какую информацию можно взять, но будьте с такими изданиями осторожны, по собственному опыту говорю можно почитать и там и сям, а писать УП луче с ноля самому и обдумывать каждое слово. Все что написано в подобных изданиях нельзя принимать за чистую монету, их писали люди такие же как вы, только за деньги, они по своему могут трактовать некоторые операции.

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    Согласен. Сам писал УП на базе такого типового варианта - многое пришлось приспосабливать, много лишнего, многие положения не вполне корректно сформулированы. Так что работы все равно много будет .
                                    ...А жизнь так и будет крутить и крутить колесо...

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      Кто бы спорил.
                                      Я не собираюсь передирать их разработки. Речь о другом - о "рыбах".
                                      Например, мне хочется положения по операциям составить на основе схем - технологических карт (наверное, техническое образование дает о себе знать). С квадратиками, стрелочками, описанием действий всех участников, ДОКУМЕНТООБОРОТОМ! В институте нам что-то такое показывали, но это было давно и конспекты потерялись.
                                      Сейчас у меня карт-бланш на такие разработки - надо этим пользоваться! Если у кого-то есть что-нибудь похожее или идеи - пришлите плииз!

                                      ------------------
                                      Искренне Ваша

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        НА "БДЦ-пресс" лучше не расчитывать, т.к. получили от них CD с учетной политикой, он составлен в виде справочных меню (аналогично справочным системам), из которых можно распечатать, но файл создать пока не удалось. Вскользь просмотрел - очень, даже чересчур, много всего. Надо делать выжимку. Если программисты взломают сидюк - сброшу по мылу. А лучше все-таки попытаться дозвониться в издательство или доехать до него.

                                        З.Ы. В виде технологических схем..... т.е. документооборот? проведение сделок? взаимосвязи между контрагентами? определение доходов/расходов подразделений? схема определения стоимости трансфертного перевода? ....... (ненужное вычеркнуть, нужное вписать).
                                        Дык энто, милочка, ужо не учетная политика, энто - схема формирования управленческого учету...труд колоссальный...и никакая "рыба" здесь не поможет, т.к. все чисто индивидуально >>

                                        Удачи !

                                        ------------------
                                        B.R.,
                                        Alex

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          Для Alex_P
                                          Мне кажется, Вы мешаете мух и котлеты.
                                          Схемы включают документооборот, последовательность действий, взаимосвязи между контрагентами - да!
                                          Управленческий учет - "определение доходов/расходов подразделений? схема определения стоимости трансфертного перевода? ....... "

                                          ИМХО, их можно рассматривать независимо друг от друга.
                                          Разубедите меня, пожалуйста.



                                          ------------------
                                          Искренне Ваша

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            Дык я и написал:"(ненужное вычеркнуть, нужное вписать)". Поэтому надо исходить из того, что пишется, для кого и зачем. Если формально для ЦБ или налоговой - можно содрать чужую "рыбу", невзирая на то, что есть "мухи и котлеты". Где-то была заготовка, но очень давняя (на 1999 г.) и очень формальная. Если никто не найдет свежее, пороюсь и отошлю почтой.

                                            P.S. По поводу "мух и котлет": если писать ДЛЯ СЕБЯ внутренние документики, схемки там разные разрабатывать, то на некотором этапе можно заметить, как котлеты превращаются в мух, мухи попадают в котлеты. Банк - ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ И В НЕМ ВСЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО, иначе это не БАНК, а просто "контора" по расчетно-кассовому обслуживанию, живущая одним днем.

                                            Просите разубедить - пожалуйста (что ляпнул сгоряча, с того и начнем). Выстроим обычную логическую цепочку: "определение доходов/расходов подразделений? схема определения стоимости трансфертного перевода?" => перераспределение финансовых потоков (доходы/расходы/налоги) между подразделениями банка (отделами, профит-центрами) => пошли схемки всякие со взаимоотношениями по каждой операции (вплоть до контрагентов), с формулами, "С квадратиками, стрелочками", с процентами (довольно запутанные надо сказать схемы) => надо автоматизировать и контролировать, сбрасывать все в одну "кучу" типа "расходы прочие по банку всего" или "% уплаченные" уже не получится => необходимость ведения субсчетов и специальной системы кодировки балансовых счетов, подвязанной к автоматической обработке данных (ох, как хочется видеть все в режиме текущего времени !) => обязательно надо отражать систему кодировки в учетной политике и должностных инструкциях.

                                            И т.д., и т.п.....

                                            Убедил ? Таких неразрывных цепочек ("мухи" => "котлеты", "мухи" + "котлеты", "котлеты" => "мухи") получается очень много, если строить БАНК.

                                            ------------------
                                            B.R.,
                                            Alex

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              Я так думаю, что перечень документов, которые входят в "Учетную политику для СЕБЯ" (а не для ЦБ), каждый банк должен определять самостоятельно.
                                              У нас - это (официально) Положение об УП, Кодификатор счетов, Альбом типовых проводок, Альбом типовых форм.. Для полного джентельменского набора не хватает еще документооборота, но не в том смешном виде, который предлагается в типовых УП. Не знаю почему Marina выше разделила "документооборот" и "последовательность выполнения действий". Имхо, это одно и то же. Кроме того, в разрабатываемый сейчас документооборот мы пытаемся запихнуть (помимо того, что там обычно описывается):
                                              а) взаимосвязь между документами (отследить цепочку порождаемых документов, к примеру, договор -> распоряжение -> мемориальный ордер, или приказ -> командировочное удостоверение -> тот же мемориальный ордер);
                                              б) перечень действий, выполняемый каждым работником при создании, обработке документов (детализация - это уж по своему усмотрению, можно ведь весь процесс в паре слов описать, а можно каждое действие, каждое нажатие кнопки подробно раскрыть);
                                              в) разбивку (нарезку) области учета каждого работника (например, такой документ как Платежка клиента нарезается между N-ым количеством операционистов по признаку "Перечень клиентов (договоров)").

                                              Хотя, если смотреть глубже, УП - это полный свод всех положений, инструкций и методик, которые применяются в банке в вопросах, касающихся учета. Сейчас мы пытаемся продвигаться в направлении упорядочивания этой каши, но пока общей схемы нет (разве что в голове у главбуха, да и то в зародыше)..

                                              ------------------
                                              С уважением,
                                              Nigga.

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                Для Alex_P.
                                                Пишу "для себя" и нахожусь на том этапе, когда мухи и котлеты не смешиваются, потому что ни тех, ни других практически нет. Уже не говоря об управленческом учете. Поэтому буду благодарна за любую помощь.
                                                Кстати, начала я почему-то с классификатора счетов. Так что кодировка есть, осталось разработать систему управленческого учета... И все остальное...

                                                Для Nigga.
                                                Потому и разделила, что у нас есть ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ и нет ДОКУМЕНТООБОРОТА.
                                                И каша в голове.

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  Советую начать с п. 1.3 части 1 Правил ╧ 61,т.к. при проверки ЦБ начинает именно с него. Это и будет рыбой Вашей УП.

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    2 Мариночка
                                                    Посмотри пока что-нибудь на http://www.refnet.narod.ru/, может будет чего полезное.

                                                    ------------------
                                                    B.R.,
                                                    Alex

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      Для Alex (Александр? Алексей?)

                                                      Посмотрела... Там в основном маловразумительные предложения обналичить или заработать. Может, я не там смотрю?

                                                      ------------------
                                                      Искренне Ваша

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        Т.к. обычно УП чаще всего предоставляется при инспекц проверках ЦБ и аудиторам, а они любят чтобы это был серьезный и объёмный документ, который должен включать в себя также - особенности проведения кассовых операций, операций с аккредитивами, внутрибанковского контроля, порядка проведения заключительных оборотов, организации складского учета, формирования докумнентов опердня,и т.п.
                                                        Еще бывает что они хотят видеть (правда это уже абсурд) в УП разделы "Характеристика счетов" и "Контировки бухгалтерских проводок".
                                                        Хотя по операциям которые четко не описаны 61 правилами, проводки лучше прописать.

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          Для Марины
                                                          Наверно ссылка неправильно срабатывает, попробуй набрать адрес вручную. Это сайт всяческих дипломных и др. работ. Можно покапаться в банковской тематике, т.к. многие писали дипломы уже работая в банках и эта тема освещалась в свое время не в одной работе.
                                                          Так же советую порыться в Рунете по изданиям с банковской тематикой -нудно, но можно набрести на интересные и нужные вещи.


                                                          ------------------
                                                          B.R.,
                                                          Alex

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            Подходит к концу год. Самое время для анализа сделанных ошибок, доработки и переработки учетной политики. Подниму-ка я темку, может кто-нибудь свежих идей подкинет...

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X